Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2020 года г. Венёв Тульской области
Веневский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Волковой М.С.,
при секретаре Бочарниковой Э.А.,
с участием административного истца – помощника прокурора Веневского района Тульской области Наумовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Веневского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Веневского района Тульской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Веневского района Тульской области проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о лицензировании.
В ходе проверки выявлен факт нарушения законодательства о лицензировании производства маркшейдерских работ, а также реализации документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, при доступе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход
в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Яндекс Браузер» и установленной на персональном компьютере операционной системы Windows 10.
В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка
<данные изъяты>
При переходе по отмеченной ссылке установлено, что имеется беспрепятственный доступ к интернет-сайту <данные изъяты>, содержащему информацию о возможности приобретения удостоверения повышения квалификации маркшейдера.
Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет по всей территории Российской Федерации. Информация на сайте распространяется бесплатно, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Таким образом, указанная информация доступна неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, предложение приобрести удостоверение повышения квалификации маркшейдера дает возможность потенциальным работником получить подложное удостоверение повышения квалификации маркшейдера, что может повлечь необоснованную выдачу лицензии соответствующей организации.
Кроме того, недостаточная квалификация такого работника может привести к нарушениям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр, по охране недр и окружающей природной среды, и как следствие, к гибели людей или животного мира.
При таких обстоятельствах, предоставление доступа к данной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к ресурсам, на которых размещена запрещенная законом информация, связанная с продажей сильнодействующих веществ.
Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта <данные изъяты>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Веневского района Тульской области Наумова О.С. административные исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно административных исковых требований не представил.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика, заблаговременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения административного истца - помощника прокурора Веневского района Тульской области Наумову О.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.ч.1, 6 ст.10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 5 ст.15 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу п. 1 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том
числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и
связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки
персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в
области персональных данных, а также функции по организации деятельности
радиочастотной службы.
Пунктом 4 названного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п 5.1.7 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 75 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Веневского района Тульской области проведена проверка соблюдения законодательства соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о лицензировании.
В ходе проверки выявлен факт нарушения законодательства о лицензировании производства маркшейдерских работ, а также реализации документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, при доступе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Так, с помощью персонального компьютера, на котором установлена операционная система и пакет прикладных программ, осуществлен выход
в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством браузера «Яндекс Браузер» и установленной на персональном компьютере операционной системы Windows 10.
В ходе осмотра в адресную строку браузера вставлена ссылка
<данные изъяты>.
При переходе по отмеченной ссылке установлено, что имеется беспрепятственный доступ к интернет-сайту <данные изъяты>, содержащему информацию о возможности о возможности приобретения удостоверения повышения квалификации маркшейдера.
Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет по всей территории Российской Федерации. Информация на сайте распространяется бесплатно, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено <данные изъяты> указанные сайты не значатся.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ходе проверки установить владельцев (администраторов) доменного имени <данные изъяты>, не представляется возможным, в связи с нахождением регистратора за пределами Российской Федерации. В соответствии с данными интернет-сервиса: 2ip.ru, местом нахождения регистраторов является <данные изъяты> в соответствии с данными интернет-сервиса: whois установить владельца не представляется возможным.
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации только по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
Согласно п. 16 ст. 60 указанного Федерального закона за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В силу п.п. 43 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуется получение лицензии, в том числе входят: производство маркшейдерских работ.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 257 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) являются, в том числе:
- наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности «маркшейдерское дело» (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;
- наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности «маркшейдерское дело» (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения
безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
- повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 3 года.
В силу п.6 указанного Постановления Правительства для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также среди прочего, копии документов (дипломов, аттестатов, удостоверений), подтверждающих квалификацию работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность.
Согласно п.п. 9, 10 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2001 № 18 «Об утверждении Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр» деятельность служб главного геолога и главного маркшейдера должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и промышленной безопасности, предупреждение нерационального использования недр и нарушений требований по их охране.
Работники, ответственные за осуществление производственного контроля, при производстве геологических и маркшейдерских работ должны иметь:
- высшее техническое образование соответствующего профиля;
- стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;
- удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности и охране недр.
Из п. 27 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2001 № 18 «Об утверждении Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр» следует, что лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации «О недрах», в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 24 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются, в том числе, допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование.
Согласно ст. 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Кроме того, подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 327 УК РФ.
Таким образом, документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программе последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 указанного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 указанного закона).
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
При рассмотрении дела в случае удовлетворения исковых требований, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области на основании решения суда будет обязано включить вышеуказанный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Веневского района Тульской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что информация о возможности приобретения удостоверения повышения квалификации маркшейдера является незаконной. Кроме того, предоставление потенциальным работником подложного удостоверения повышения квалификации маркшейдера может повлечь необоснованную выдачу лицензии соответствующей организации, вследствие чего недостаточная квалификация такого работника может привести к нарушениям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр, по охране недр и окружающей природной среды, и как следствие, к гибели людей или животного мира.
Таким образом, установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о возможности приобретения удостоверения повышения квалификации маркшейдера, в связи с чем, в целях ограничения доступа к сайту <данные изъяты>, содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указанный сайт в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о запрете информации».
В силу ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Веневского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий