Дело № 2а-240/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 12 ноября 2020 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Беляковой Е.С.,
при секретаре Малейкиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени. В обоснование требований указали, что в период с __.__.______г. по __.__.______г. ответчик являлся индивидуальным предпринимателем. __.__.______г. в Инспекцию представлена декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (далее - УСН) за 2014 год, в соответствии с которой исчислен налог в размере 27 874,00 рублей. В установленные законодательством сроки обязанность по уплате данного налога налогоплательщиком не исполнена. Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ направлены требования об уплате налога: от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ *** в размере 27 874 рублей, 5 756,61 рублей - пени, 100 рублей - штраф. В связи с неисполнением требования от __.__.______г.№ *** и отсутствием сведений о счетах должника в банках вынесено постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт имущества налогоплательщика от __.__.______г.№ ***, на основании которого возбуждалось исполнительное производство. Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. по делу № *** принято к производству заявление ФИО1 о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве. Решением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. в отношении ФИО1 введена процедура реализации имущества гражданина. Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. Уполномоченный орган включен в реестр требований кредиторов должника, в частности, в третью очередь с суммой в размере 27 874 рублей налогов, 6 392,13 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование, 16 858,87 рублей пени. Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. производство по делу о банкротстве ФИО1 прекращено. По состоянию на дату обращения с настоящим исковым заявлением у налогоплательщика имеется непогашенная задолженность по УСН в размере - 14 874 рублей, пени - 5 756,61 рублей, которую просили взыскать с ответчика.
К административному исковому заявлению МИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу прилагается ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, в котором указано, что меры по принудительному взысканию задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ Инспекцией не применялись в связи с введением в отношении должника процедуры банкротства. После прекращения дела о банкротстве __.__.______г. Инспекция обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, в котором на основании определения Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. о включении требований в реестр требований кредиторов ФИО1 просили выдать исполнительный лист по делу № *** о взыскании с ФИО1 недоимки по УСН в размере 14 874 рублей и пени в размере 5 821,65 рублей. Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. в удовлетворении заявления налоговому органу отказано. Таким образом, процессуальный срок для взыскания пропущен Инспекцией в связи с введением в отношении ФИО1 процедуры реализации имущества гражданина - должника и включением в реестр требований кредиторов задолженности по налогам и сборам.
В судебном заседании административный истец представитель МИФНС России №1 по Архангельской области и НАО участия не принял, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании также не участвовал, о времени и месте его проведения извещен. В возражениях на административное исковое заявление указал, что после прекращения производства по делу о банкротстве прошло 11 месяцев, взыскиваемые суммы были заявлены в деле о банкротстве. Поскольку невозможность взыскания задолженности по налогам обусловлена запретом на взыскание вне рамок дела о банкротстве, а также в связи с пропуском налоговым органом сроков, просил отказать МИФНС России №1 по Архангельской области и НАО в удовлетворении искового заявления.
Поскольку стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ)
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).
Учитывая, что в данном случае МИФНС России №1 по Архангельской области и НАО обращаясь с вышеуказанным иском, одновременно заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу в суд, рассмотрение указанного иска в рамках приказного производства действующим законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с __.__.______г. по __.__.______г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применял упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход.
__.__.______г. административным ответчиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН) за 2104 год, в соответствии с которой был исчислен к уплате в бюджет налог в размере 27 874 рублей, срок уплаты до __.__.______г..
В связи с наличием задолженности на основании ст. 69 НК РФ должнику заказным письмом были направлены требования об уплате задолженности по налогу в размере 27 874 рублей и соответствующих сумм пени: от __.__.______г.№ *** (214,66 рублей), от __.__.______г.№ *** (1004,52 рублей), от __.__.______г.№ *** (644,11 рублей), от __.__.______г.№ *** (281,08 рублей), от __.__.______г.№ *** (1937,82 рублей), от __.__.______г.№ *** (в размере 856,72 рублей), от __.__.______г.№ *** (817,70 рублей).
Постановлением МИФНС России №1 по Архангельской области от __.__.______г.№ *** принято решение о взыскании налога и пени в связи с неисполнением ФИО1 требования от __.__.______г.№ ***, возбуждено исполнительное производство, которое в настоящее время окончено в связи с признанием должника банкротом.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. по делу № *** принято к производству заявление ФИО1 о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г.ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. требования Федеральной налоговой службы признаны обоснованными и включены во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО1 в размере 50 464,22 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 в размере 51 125 рублей, в том числе 27 874 рублей налога, 6 392,13 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование, 16 858,87 рублей пени.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. производство по делу о банкротстве ФИО1 прекращено на основании пункта 9 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В данном определении судом указано, что завершить процедуру реализации имущества ФИО1 невозможно, поскольку кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение более чем трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с Законом о банкротстве должен быть утвержден, при этом участие финансового управляющего является обязательным, в материалах дела отсутствует отчет, составленный легитимным финансовым управляющим по результатам данной процедуры, кроме того, у должника имеется имущество. Определение вступило в законную силу __.__.______г..
__.__.______г. часть задолженности по налогу в размере 13 000 рублей ответчиком уплачена.
__.__.______г. Межрайонная ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о выдаче исполнительного листа по делу № *** в отношении требований, включенных в Реестр требований кредиторов ФИО1, которые остались непогашенными по результатам процедуры банкротства, прекратившегося __.__.______г., в том числе по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 14 874 рублей (27 874 – 13 000) и пени в размере 5 821,65 рублей.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. в удовлетворении заявления налогового органа отказано, в мотивировочной части указано, что прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина влечет аналогичные последствия в виде прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и введения в отношении ФИО1 процедуры реализации имущества должника. При этом уполномоченный орган вправе вновь применить меры принудительного взыскания недоимки к должнику в установленном Законом порядке, так как за период процедуры банкротства, исполнение обязательств должника приостанавливалось.
__.__.______г. налоговый орган обратился в Красноборский районный суд с настоящим административным иском.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от __.__.______г. определение Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
__.__.______г. налоговый орган обратился в арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой на вышеуказанные судебные акты.
Определением Красноборского районного суда от __.__.______г. производство по настоящему административному делу было приостановлено до рассмотрения указанной кассационной жалобы.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от __.__.______г. определение Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г. и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от __.__.______г. по делу №А05-11973/2016 оставлены без изменения, кассационная жалоба Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В судебном заседании установлено, что после предоставления ФИО1 налоговой декларации за 2014 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 27 874 рублей в связи с неуплатой административным ответчиком указанного налога последнему было направлено требование от __.__.______г.№ ***. В последующем в связи с неисполнением требования налоговым органом приняты решение и постановление от __.__.______г.№ *** о взыскании указанной суммы налога и пени за счет имущества налогоплательщика, которое в рамках исполнительного производства не было исполнено. Затем данные требования были своевременно заявлены и включены в третью очередь реестра требований ФИО1 по делу о несостоятельности (банкротстве), но в связи с прекращением производства по делу процедура реализации имущества не была завершена.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением __.__.______г., то есть в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу определения Арбитражного суда Архангельской области от __.__.______г., которым отказано в выдаче исполнительного листа по требованиям о взыскании в том числе недоимки в размере 14 874 рублей и пени в размере 5 821,65 рублей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №381-О-П).
Судом установлено, что налоговым органом последовательно принимались меры по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность по налогам и сборам, предшествующую обращению в суд, меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, а также пени, в связи с чем, имеются основания для восстановления МИФНС России №1 России по Архангельской области и НАО пропущенного срока для обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 346.11, ч.1 ст. 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (ч. 8 ст. 346.13 НК РФ).
Согласно ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу ст. 346.23 НК по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В судебном заседании установлено, что административный истец просит взыскать с ФИО1 налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 14 874 рублей и соответствующие суммы пени в размере 5 756,61 рублей по требованиям от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***.
До настоящего времени административным ответчиком требования не исполнены, суммы налога и пени не уплачены.
Расчет пени административным истцом произведен на суммы недоимки по налогам верно, суд соглашается указанным расчетом и признает его обоснованным.
Административным ответчиком не оспорено, что он вел предпринимательскую деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения, представил налоговую декларацию, в которой исчислил налог.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Межрайонной ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени, а именно налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2014 год, в сумме 14 874 рублей и пени в общей сумме 5 756,61 рублей: в размере 214,66 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 1004,52 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 644,11 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 281,08 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 1937,82 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 856,72 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 817,70 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г., подлежат удовлетворению.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку административный истец в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, то соответствующая пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 818,92 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН ***, в пользу Межрайонной ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу:
по требованиям от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ ***, от __.__.______г.№ *** налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2014 год, в размере 14 874 рублей и пени в размере 214,66 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 1004,52 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 644,11 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 281,08 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 1937,82 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 856,72 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г.; в размере 817,70 рублей за период с __.__.______г. по __.__.______г., всего взыскать 20630 рублей 61 коп.
Получатель платежа: Межрайонная ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (2904), № ***, счет № *** в Отделение Архангельск УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу, по кодам бюджетной классификации:
- ***
***
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 818 рублей 92 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области.
Судья Е.С. Белякова