ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2411/18 от 21.01.2019 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Административное дело № 2а-423/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 21 января 2019 года


Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Черноусовой О.А.

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы
№ 9 по Красноярскому краю к ФИО2 ФИО6 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за его несвоевременную уплату,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец - Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (далее по тексту МИФНС России № 9 по Красноярскому краю) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 в сумме 1763 руб., за 2015 г. в сумме 1777 руб., а всего в сумме 3540 руб.

Требования мотивированы тем,что в 2015, 2016 году ФИО2 на праве собственности принадлежали транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения - автомобиль марки ВАЗ 2106, регистрационный номер автомобиль марки NissanAtlas, регистрационный номер , автомобиль марки GREATWALLCC6, регистрационный номер , соответственно, в силу положений ст. ст. 19, 357 НК РФ, ФИО1 признается плательщиком транспортного налога.В соответствии с ч. 1 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2015, 2016 год на общую сумму 6591 руб., с указанием сроков уплаты, в установленный срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не была исполнена.В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника были направлены требования об уплате налога № 11837 от 12.12.2017 г., которое до настоящего времени не исполнены.
21.05.2018 г. мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе вынесен судебный приказ о взыскании в доход бюджета с ФИО2 недоимки по транспортному налогу и пени за 2015, 2016г. 23.05.2018 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника. 06.06.2018 г. ФИО2 подано заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу, налоговым органом принято решение о предоставлении льготы на автомобиль GREATWALLCC6, начиная с 10.02.2015 г. В соответствии со ст. 363 НК РФ произведен перерасчет транспортного налога за 2015-2016 г., в связи с предоставлением льготы сумма транспортного налога за 2015 г. уменьшена на 1459 руб., за 2016 г. на 1592 руб. На день подачи административного искового заявления в суд сумма задолженности в добровольном порядке ФИО2 не погашена.

Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, о чём указали в административном исковом заявлении.

Представитель административного истца ФИО3 направила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении не заявляла, возражений относительно заявленных требований не представила.

Поскольку участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились, их явка обязательной не признавалась, административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не выразил возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела; общая сумма задолженности по обязательным платежам не превышает двадцати тысяч рублей, суд, руководствуясь положениями
ч.2 ст.140, ч. 7 ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ, то есть без проведения устного разбирательства.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Как вытекает из содержания п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По смыслу ст. 358 НК РФ транспортное средство, зарегистрированное за ответчиком, является объектом налогообложения.

В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей(пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В части 1 статьи 48 НК РФ указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Как следует из материалов дела, в период 2015, 2016 г. ФИО2 являлась плательщиком транспортного налога, поскольку имела на праве собственности автомобиль марки ВАЗ 2106, регистрационный номер , автомобиль марки NissanAtlas, регистрационный номер , автомобиль марки GREATWALLCC6, регистрационный номер , что подтверждается информационным досье, отражающим сведения об имуществе налогоплательщика.

Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю, исходя из мощности двигателя транспортного средства и налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 361 НК РФ и статьёй 2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 г. N 3-676 "О транспортном налоге", исчислила налогоплательщику транспортный налог за 2015 г. и 2016 г. в размере
6591 руб.

Исчислив транспортный налог, Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по Красноярскому краю направила ФИО2 налоговое уведомление № 9325330 от 06.09.2017 г. об уплате в срок до 01.12.2017 г. транспортного налога за 2015, 2016 г. в сумме 6591 руб.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ 12.12.2017 г. должнику налоговым органом было направлено требование № 11837 об уплате в срок до 06.02.2018 г. транспортного налога за 2015, 2016 г.

Факт направления налоговым органом в адрес налогоплательщика уведомления и требования об уплате налога заказными письмами подтверждается списками внутренних почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи о принятии корреспонденции.

В силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления (налогового уведомления), требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

Вследствие неисполнения должником требования от об уплате налога в установленный в нём срок, налоговый орган исходя из положений, предусмотренных
п. 1, абз.3 п. 2 ст. 48 НК РФ обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка N 23 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу, пени в общем размере 6622,16 руб.

23 мая 2018 г. мировым судьей судебного участка № 23 в г. Енисейске и Енисейском районе вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 в пользу ИФНС № 9 по Красноярскому краю задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 г., в сумме 6622,16 руб.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма долга превышает 3000 руб.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Одновременно с этим, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

Общая сумма налога, подлежащего взысканию с ответчика ФИО2 превысила сумму в 3000 рублей к моменту направления в ее адрес требования об уплате налога. Соответственно шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании недоимки по налогам, следует исчислять с даты, предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с 06.02.2018 года.

Таким образом, налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени до 06.02.2018 года включительно. Учитывая, что заявление подано мировому судье ранее указанного срока, срок для обращения в суд о взыскании с ФИО2 недоимки не пропущен.

Определением мирового судьи от 23.05.2018 года вышеуказанный судебный приказ был отменен, поскольку от должника поступили возражения относительно его исполнения.

Как следует из содержания административного искового заявления, после отмены судебного приказа, а именно 06.06.2018 г. ФИО2 подано заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу, налоговым органом принято решение о предоставлении льготы на автомобиль GREATWALLCC6, начиная с 10.02.2015 г. В соответствии со ст. 363 НК РФ произведен перерасчет транспортного налога за
2015-2016 г., в связи с предоставлением льготы сумма транспортного налога за 2015 г. уменьшена на 1459 руб., за 2016 г. на 1592 руб. Таким образом, общая сумма задолженности по транспортному налогу за 2015,2016 г. составила 3540 руб.

Размер транспортного налога исчислен налоговым органом в полном соответствии с требованиями действовавшего законодательства.

Налогоплательщик не погасил имеющуюся задолженность по транспортному налогу и пени, что и послужило основанием к обращению налогового органа в суд с данным административным исковым заявлением.

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, налоговый орган был вправе обратиться в суд в порядке искового производства с заявлением о взыскании недоимки по налогу в течение шести месяцев, со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. до 23.11.2018 года.

Административное исковое заявление поступило в Енисейский районный суд 12.11.2018 год, соответственно, срок для предъявления заявления, установленный
абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ, Межрайонной ИФНС России №9 по Красноярскому краю, не пропущен.

Совокупность представленных письменных доказательств подтверждает тот факт, что на момент рассмотрения дела судом за налогоплательщиком ФИО2 числится недоимка по транспортному налогу за 2015, 2016 годы в размере 3540 руб., которая подлежат взысканию с административного ответчика в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения (инспекции) в субъектах РФ, как государственные органы, при обращении в суды общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования города Енисейска подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 290, 293 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Красноярскому краю (УФК по Красноярскому краю, № счета получателя 40101810600000010001, Отделение Красноярск, БИК 040407001, ИНН <***>) задолженность по транспортному налогу за 2015,
2016 годы в общем размере 3540 рублей (КБК 18210604012021000110, ОКТМО 04712000).

Взыскать с ФИО2 ФИО8 в доход муниципального образования города Енисейска государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней, со дня получения копии решения, лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2019 г.

Судья Н.М. Ларионова