ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2412/20 от 07.08.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2412/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретарях Комендантовой Ю.В., Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовой Е.С. к администрации городского округа «Город Калининград», заинтересованные лица – Калашников А.В., Правительство Калининградской области, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Соколова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что дом по <адрес> всегда был многоквартирным. С целью оформления земельного участка к дому квартиры ранее приватизировались как доли дома. Собственники долей дома приняли решение об изменении статуса дома с индивидуального на многоквартирный, с изменением разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м с разрешенным использованием «под долю существующего жилого дома», площадью <данные изъяты> кв.м с разрешенным использованием «земли общего пользования, занятые строением жилого дома», площадью <данные изъяты> кв.м с разрешенным использованием «малоэтажная жилая застройка (для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м с разрешенным использованием «под долю существующего жилого дома» на разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства» и объединением указанных земельных участков с образованием земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» № 898/р-кми от 18.03.2019 «О приведении объектов жилищных прав к единому правовому режиму» доли дома по <адрес> переведены в квартиры. Право собственности на 4 квартиры уже зарегистрировано: <данные изъяты> принадлежат на праве собственности административному истцу, <данные изъяты> муниципальная, <данные изъяты> принадлежит К.А.В. Однако земельные участки по прежнему имеют разное целевое назначение, не соответствующее назначению объекта как многоквартирный дом. Единый участок под дом не формировался никогда. Административный истец неоднократно обращалась в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлениями и жалобами об объединении участков и приведении целевого назначения участков в соответствие существующему объекту, однако в их удовлетворении отказано. Такие действия являются незаконными, поскольку законодательство никогда не предусматривало формирование нескольких участков под доли индивидуального дома; объединение участков устранит ошибки при их создании; к дому должен быть сформирован единый участок органом местного самоуправления; возведение новых объектов в квартале существующей застройки должно производиться только после формирования земельных участков под все существующие объекты; после регистрации права на квартиры необходимо привести в соответствие целевое назначение участка, общее решение собственников долей дома представлено в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград»; отсутствие оформленных прав на участок препятствует реконструкции дома и благоустройству придомовой территории, а также участию в муниципальных и иных программах по развитию территорий города. К многоквартирному дому должен быть сформирован участок и поставлен на кадастровый учет с учетом фактического пользования прилегающей территорией, в него должны войти 4 уже существующих земельных участка, а также дополнительная территория, находящаяся в пользовании жильцов дома. Договоры аренды земельных участков прекращают свое действие при регистрации права на квартиры в доме, а эти земельные участки должны перейти в собственность безвозмездно как общее имущество многоквартирного дома. Формирование участка относится к компетенции органа местного самоуправления, однако Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» длительное время уклоняется от исполнения возложенных на него задач. В квартале жилых домов возводятся многоквартирные дома, создаются новые земельные участки без внесения изменений в проект межевания квартала. Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград», выразившееся в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный дом по <адрес> с учетом включения в него 4 участков с кадастровыми номерами .

Административный истец Соколова Е.С. в суд не явилась, извещена надлежаще.

Представитель административного истца Монастырная М.К., действующая на основании выданных на ее имя доверенностей, в судебном заседании поддержала административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что 4 участка земли были созданы задолго до внесения изменений в Земельный кодекс РФ, соответственно требования изменившегося законодательства на них не распространяются. Изменения касаются отношений, возникших после вступивших в силу изменений. Администрация должна была сформировать единый земельный участок, который объединил бы все участки земли в один, еще до изменения Земельного кодекса РФ без проекта межевания. Когда администрация приняла решение об изменении статуса дома на многоквартирный, тогда же должен был решиться вопрос о корректировке целевого назначения муниципальных земельных участков, для этого проект планировки делать не нужно. В силу закона, как только дом приобретает статус многоквартирного, то все земельные участки должны переходить к собственникам квартир в собственность бесплатно. Проект планировки - дорогостоящее мероприятие и он делается, когда есть свободная земля в квартале. Согласно схеме границ территорий видно, что ко всем домам по всей <адрес> сформированы отдельные земельные участки и проект межевания не нужен, поскольку все земельные участки поставлены на кадастровый учет. На сегодняшний момент без оформленного земельного участка к дому жильцы не могут заниматься благоустройством территории, участвовать в муниципальных программах. Ими обжалуется длительное бездействие администрации городского округа «Город Калининград», которое длится с 2019 года по сегодняшний день. Администрация более двух лет уклоняется от формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет. Такое длительное уклонение от исполнения своих обязанностей безосновательно, необходимо завершить формирование земельного участка из ранее созданных. 4 земельных участка, которые стоят на кадастровом учете, являются муниципальными и изначально сформированы не правильно, они должны быть объединены и должно быть изменено их целевое назначение. Каких-либо споров по схеме расположения земельных участков либо по их границам нет. Работы по окончанию формирования земельного участка на протяжении долгого времени не проводятся, целевое назначение земельного участка не изменено и срок окончания им также не указывают.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности Левчук Ю.И. возражала против удовлетворения административного искового заявления. Указала, что данный дом стал многоквартирным с 2019 года, до этого никаких работ по формированию земельного участка с целевым назначением под многоквартирный дом администрацией городского округа проводиться не могло. С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ, где четко предусмотрено, когда может быть сформирован земельный участок. Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков осуществляется только по проекту межевания территории, без него объединить земельные участки невозможно. У администрации города отсутствуют законные основания для объединения земельных участков в единый участок без проекта межевания территории. На сегодняшний день существует 4 земельных участка, 3 из которых предоставлены по договору аренды и 1 находится в государственной неразграниченной собственности. Земельные участки без проекта межевания территории объединить невозможно, в том числе на основании схемы расположения земельных участков. Все действия по объединению совершаются на основании ныне действующего законодательства, вне зависимости от даты формирования земельных участков. Бездействия администрации города в данной ситуации нет, они связаны нормами закона, которые предполагают разработку проекта межевания. В соответствие с Земельным кодексом РФ и Жилищным кодексом РФ образование или перераспределение земельных участков возможны только при наличии проекта межевания территории. Если сторона административного истца хочет ускорить процесс объединения земельных участков, то законодательство предполагает самостоятельное изготовление проекта межевания. Вопрос изготовления межевого плана - длительная процедура, которая инициируется Агентством по архитектуре и градостроению. Администрация города направила заявку на формирование проекта межевания территории в адрес Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области. В ответе на заявку агентство указало, что часть территории подпадает под проект межевания, который был сформирован в 2009 году и предложило осуществить отдельный проект межевания для оставшихся домов согласно направленной схеме. После формирования проекта межевания территории он будет включен в муниципальную программу.

Заинтересованные лица Калашников А.В. и Правительство Калининградской области в суд не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12. 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Исчерпывающий перечень документов, на основании которых может быть образован земельный участок из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ и включает в себя, в частности, проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пп. 1); утвержденную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пп. 3).

Пунктом 2 этой же статьи определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Исключение из этого правила предусмотрено ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа, только в том случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соколова Е.С. является собственником двух жилых помещений (квартир) в доме по <адрес>, статус которого в 2019 году был изменен с индивидуального на многоквартирный.

Из публичной кадастровой карты Калининградской области видно, что все земельные участки в кадастровом квартале сформированы и учтены в государственном кадастре, целевые назначения земельных участков различные, в основном под существующие объекты недвижимости.

24.06.2002 поставлены на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование – земли общего пользования, занятые строением жилого дома, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование – под долю существующего жилого дома, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование – под долю существующего жилого дома.

30.01.2015 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка (для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>).

Арендатором указанных земельных участков является Соколова Е.С.

Соколова Е.С., начиная с 2018 года, неоднократно обращалась к административному ответчику с заявлениями о формировании единого земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами и утверждения схемы расположения земельного участка, однако ей было отказано по мотиву отсутствия проекта межевания территории.

Определенные в установленном порядке границы спорных земельных участков и их конфигурация свидетельствуют о том, что данные участки фактически представляют собой территорию кадастрового квартала , за исключением учтенных земельных участков, правообладателями которых являются иные лица.

В границах данных земельных участков расположен объект недвижимости – многоквартирный <адрес>, для обслуживания и эксплуатации которого единый земельный участок не образован и в настоящее время виды разрешенного использования земельных участков противоречат статусу объекта недвижимости.

В этой связи, учитывая, что застроенные территории разделены на земельные участки, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не применимы.

Общая норма, содержащаяся в пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, действительно предусматривает возможность образования земельных участков под многоквартирные жилые дома исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В то же время, в силу ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Принимая во внимание, что спорные земельные участки сформированы с установлением их границ в 2002 и 2015 годах соответственно, смежные земельные участки также сформированы и поставлены на кадастровый учет, при разработке в настоящее время проекта межевания территории и последующем формировании земельного участка из 4 существующих границы данных участков не изменятся, само по себе отсутствие проекта межевания территории не может быть признано достаточным основанием к отказу в формировании единого земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, расположенного в границах этого земельного участка.

Таким образом, в рассматриваемом случае образование земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что администрацией городского округа «Город Калининград» допущено незаконное и нарушающее права административного истца бездействие, выразившееся в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный дом <адрес> по многочисленным заявлениям административного истца.

При этом доводы административного ответчика о проведении мероприятий по разработке проекта межевания территории при установленных судом обстоятельствах основаны на неправильном понимании положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на возникшие правоотношения, поэтому не свидетельствуют о надлежащем и своевременном исполнении обязанности по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П, именно на административном ответчике - администрации городского округа «Город Калининград» лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка, вследствие чего административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика путем формирования земельного участка под многоквартирный <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Соколовой Е.С. – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград», выразившееся в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный <адрес>.

Обязать администрацию городского округа «Город Калининград» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под многоквартирный <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2020 года.

Судья: