ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2416/20 от 11.09.2020 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В., с участием:

с участием административного истца Нилова С.А., представителя административного истца Морозова А.Ю., представившего диплом о высшем юридическом образовании, допущенного к участию в деле на основании ч.5 ст. 57 КАС РФ,

представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области – Кладчикова М.Ю.,

помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П.

рассмотрев материалы административного дела №2а-2416/2020 по административному исковому заявлению Нилова Сергея Александровича к Собранию представителей с.п. Верхние Белозерки м.р. Ставропольский Самарской области и Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Нилов С.Е. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с настоящим административным иском, просит:

1.Признать незаконным решение Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутат собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области».

2.Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении избирательных бюллетеней для проведения голосования на выборах депутатов Собраний представителей сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ участковым избирательным комиссиям» в части, устанавливающей число избирателей и число бюллетеней в одномандатных избирательных округах по выборам депутатов Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области.

3. Признать недействительными бюллетени для голосования, которыми избиратели на одномандатных избирательных округах , проголосовали досрочно.

4. Обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области распределить бюллетени между нижестоящими УИК в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (без учета незаконных изменений, внесенных решением Собранием представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ).

5. Обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области определить границы избирательных участков на территории сельского поселения Верхние Белозерки м.р. Ставропольский в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», также в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решение Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (без учета незаконных изменений внесенных решением Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Заявленные требования мотивированы тем, что решением Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района <адрес> от 20.06.2020г. назначены выборы депутатов данного Собрания представителей на ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее - Закон) для проведения выборов депутатов муниципальных образований Самарской области образуются одномандатные избирательные округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона одномандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет; в схеме одномандатных избирательных округов обозначаются их границы, определяется перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указывается номер каждого одномандатного избирательного округа, число избирателей в каждом одномандатном избирательном округе.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона одномандатные избирательные округа должны образовываться соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов.

Число избирателей в округах сейчас можно узнать только из решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О распределении избирательных бюллетеней для проведения голосования на выборах депутатов Собраний представителей сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ участковым избирательным комиссиям»:

1 одномандатный избирательный округ - 178

2 одномандатный избирательный округ - 136

3 одномандатный избирательный округ - 188

4 одномандатный избирательный округ - 170

5 одномандатный избирательный округ- 187

6 одномандатный избирательный округ – 176

7 одномандатный избирательный округ — 177

8 одномандатный избирательный округ – 188

9 одномандатный избирательный округ – 207

10 одномандатный избирательный округ – 271, таким образом, общее количество избирателей в с.п. Верхние Белохерки - 1878.

Среднее количество избирателей на округах должно соответствовать: 1878 /10=187.

С учетом отклонения от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов: 187+/-10%=168-206 человек.

Средняя норма представительства избирателей: 1878/10=187, то есть каждых 187 избирателей должен представлять 1 депутат.

Отклонение от средней нормы представительства избирателей может составлять не более чем 10 процентов или 19 человек.

Таким образом, число избирателей в округе должно находиться в пределах от 168 до 206 человек.

Следовательно, в округах № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 нарушена норма представительства, установленная Законом, что нарушает основополагающий принцип проведения выборов: равное избирательное право (ст. 6 Закона).

В округе один голос избирателя имеет намного большее значение, чем в остальных округах. В округах и 10, напротив, голос избирателя обесценен по сравнению с другими округами.

Также нарушен принцип равенства кандидатов (ст. 38 Закона) в вышеуказанных округах (в том числе права истца, как зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу ) с правами кандидатов в остальных округах. Поскольку располагая равными возможностями с кандидатами на других округах, кандидат в округе обязан вести агитацию большего числа избирателей.

В судебное заседание административный истец Нилов С.А. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно Нилов С.А. пояснил суду, что решением Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области, а именно: увеличен округ , в который включены следующие адреса: <адрес>;увеличен округ , в который включены следующие адреса: <адрес>; <адрес>; увеличен округ , в которые включены следующие адреса: <адрес>; увеличен округ , в который включен следующие адреса: <адрес>. Поскольку распределение голосов избирателей противоречит требованию ст.18 Закона, поскольку перед подачей документов в качестве кандидата, им была изучена нормативно-правовая база по с.п. Верхние Белозерки, о выборах, в связи с чем он рассчитывал и свой бюджет для участия в избирательной компании, однако в данном случае, он был поставлен в не равное положение с другими кандидатами, которые могут проводить меньше встреч с избирателями, и нести меньше расходов. Просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административного ответчика - территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области Кладчиков М.Ю. в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве, учесть судебную практику по аналогичному вопросу, отраженную в апелляционном определении ВС РФ № 48-АПА19-15 от 09.08.2019, которым указано, что нарушение десяти процентного баланса само по себе не является основанием для внесения изменений в действующий нормативный акт. При этом. Истцом не доказано нарушение ее прав по сравнению с кандидатом того же округа, что более справедливо, и не доказано, что административный ответчик что-то нарушил оспариваемым актом, принятым на основании решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ, которое не было оспорено, не отменено и не изменено.

Представитель административного ответчика – Собрания представителей с.п. Верхние Белозерки в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, представил возражения, письменный текст которого приложен в материалы дела, в котором просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрация с.п. Верхние Белозерки м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии Самарской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв, в котором просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица – партии «Справедливая Россия» в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлено.

Представителем прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П. дано заключение по настоящему делу в соответствии с ч. 7 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку нормативно правовой акт – решение Собрания представителей с.<адрес> муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, не отменено, может быть оспорено только в областном суде, требования иска вытекают из данного решения, ввиду чего не могут быть удовлетворены.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Спорные правоотношения регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), иными Федеральные законы, Конституции (уставы), Законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о выборах, принимаемыми в Российской Федерации, в частности, Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее Закон № 142-ГД).

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2).

Эти конституционные нормы корреспондируют положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "б" статьи 25), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Как установлено судом,истец не согласен с решением Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области принято от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении избирательных бюллетеней для проведения голосования на выборах депутатов Собраний представителей сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ участковым избирательным комиссиям», устанавливающей число избирателей и число бюллетеней в одномандатных избирательных округах по выборам депутатов Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области:

1 одномандатный избирательный округ - 178

2 одномандатный избирательный округ - 136

3 одномандатный избирательный округ - 188

4 одномандатный избирательный округ - 170

5 одномандатный избирательный округ- 187

6 одномандатный избирательный округ – 176

7 одномандатный избирательный округ — 177

8 одномандатный избирательный округ – 188

9 одномандатный избирательный округ – 207

10 одномандатный избирательный округ – 271.

Указанное решение основано на схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания представителей, утвержденной решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в газете «Верхние-Белозерский Вестник».

Определением от 11.09.2020 года исковые требования Нилова С.В. в части признания незаконным решение Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области № 8 от 13 февраля 2020 г. «О внесении изменений в схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутат собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области» оставлены без рассмотрения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Как следует из пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

Согласно пункту 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

Истец указывает, что указанное решение не соответствует требованиям ст.18 Закона № 142-ГД, устанавливающей примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, поскольку число избирателей в округе с учетом отклонения не более чем 10 процентов или 19 человек, должно находиться в пределах от 168 до 206 человек, а решение этому не соответствует, ввиду чего в округах № 2,9,10 нарушается норма представительства, установленная Законом, что нарушает основополагающий принцип проведения выборов: равное избирательное право (ст. 6 Закона).

В округе № 2 один голос избирателя имеет намного большее значение, чем в остальных округах. В округах № 9 и 10, напротив, голос избирателя обесценен по сравнению с другими округами.

Таким образом, нарушен принцип равенства кандидатов (ст. 38 Закона № 142-ГД) в вышеуказанных округах (в том числе права истца, как зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу № 10) с правами кандидатов в остальных округах. Поскольку располагая равными возможностями с кандидатами на других округах, кандидат в округе № 10 обязан вести агитацию большего числа избирателей.

В силу ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Как установлено решение Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания представителей с.п. Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области», имеющееся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в настоящее время не оспорено и является действующим.

В соответствии сданным решением, принято оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссией муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствуют бесспорные доказательства тому, что оспариваемое решение принято ответчиком в нарушение предоставленных полномочий и действующего законодательства.

Истцом не доказано, какие конкретно его избирательные права и права на участие в референдуме нарушены оспариваемым решением.

При этом, суд учитывает, что одномандатный избирательный округ был образован на основании решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ, которое в настоящее время не оспорено, не отменено и может быть оспорено только в Самарском областном суде с соблюдением сроков такого оспаривания, на основании которого вынесено оспариваемое решение.

Изменение схемы одномандатного избирательного округа предполагает наличие на то конкретных оснований, предусмотренных пунктами 2 и 7.1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.

В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения иска о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части, устанавливающей число избирателей и число бюллетеней в одномандатных избирательных округах по выборам депутатов Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области, а также для удовлетворения остальных требований, вытекающих из основного:

- признать недействительными бюллетени для голосования, которыми избиратели на одномандатных избирательных округах , 9, 10 проголосовали досрочно.

- обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области распределить бюллетени между нижестоящими УИК в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (без учета незаконных изменений, внесенных решением Собранием представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ).

- обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области определить границы избирательных участков на территории сельского поселения Верхние Белозерки м.р. Ставропольский в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», также в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решение Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (без учета незаконных изменений внесенных решением Собрания представителей сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Руководствуясь ст.ст. 62, 140, 175, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Нилова Сергея Александровича – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2020 в 16-55 часов.

Судья п/п

Копия верна:

Судья

УИД 63RS0027-01-2020-02815-61