Дело № 2а-300/2021
Изготовлено в окончательном форме
12.04.2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Рахманкуловой М.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО3 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, указывая, что ФИО3 имеет задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 10 377 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 29 рублей 23 копейки, по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 607 рублей и пени в размере 1 рубль 71 копейка, по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10 053 рубля и пени в размере 28 рублей 32 копейки.
На налогоплательщика в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства: ***.
В соответствии со статьями 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО налогоплательщику исчислен транспортный налог за вышеуказанные автомобили, расчет которого приведен в налоговом уведомлении от 22.08.2019 № 38237890.
Согласно п. 4 ст. 52 НК Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено НК РФ.
ФИО3 имеет личный кабинет налогоплательщика.
Однако в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 363 НК Российской Федерации налогоплательщик налог не уплатил, что послужило основанием для начисления ему, в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации, пени и направления требования об уплате налога и пени от 16.12.2019 № 18470. Указанное требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представил сведения о том, что на налогоплательщика в 2018 году был зарегистрирован объект недвижимого имущества – квартира по адресу: ***.
Расчет налога на имущество физических лиц приведен в налоговом уведомлении от 22.08.2019 № 38237890.
В установленный законом срок, предусмотренный п. 1 ст. 409 НК РФ, налогоплательщик налог не уплатила, что послужило основанием для начисления пени и направления требования от 16.12.2019 № 18470 об уплате налога и пени. Указанное требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лица признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 209 НК Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 210 НК Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 226 НК Российской Федерации предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Согласно пункту 5 указанной статьи при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
При указанных обстоятельствах налог должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании направленного налоговым органом налогового уведомления.
В соответствии с п. 5 ст. 226 НК Российской Федерации в налоговый орган от ПАО «Росгосстрах» поступили сведения (справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ), согласно которой налогоплательщик ФИО3 в 2018 году получила доход в размере ***, сумма налога составляет 2 926 рублей. Кроме того, от АО «МАКС» поступили сведения (справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ), согласно которой налогоплательщик в 2018 году получила доход в размере ***, сумма налога составляет 7 127 рублей. Указанные суммы налога налоговыми агентами не удержаны и не уплачены.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 22.08.2019 № 38237890, в котором сообщено о необходимости уплаты НДФЛ в размере 10 053 рубля. Поскольку в установленный законом срок налог не был уплачен, это послужило основанием для начисления пени и направления требования от 16.12.2019№ 18470 об уплате налога и пени.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога и пени Межрайонная ИФНС обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
05.03.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ, который 15.06.2020 отменен на основании заявления налогоплательщика.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 10 377 рублей, пени 29 рублей 23 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 607 рублей, пени 1 рубль 71 копейку, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10 053 рубля, пени 28 рублей 32 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам искового заявления, просил удовлетворить. Поддержал дополнительные пояснения по иску, в которых не согласился с доводами представителя административного ответчика о неполучении ею доступа к личному кабинету. ФИО3 зарегистрирована как пользователь личного кабинета 28.10.2015. Кроме того, 21.11.2019 подтвержден вход налогоплательщика в личный кабинет (далее по тексту – ЛК), и осуществление редактирования профиля. Кроме того, согласно заявлению на получение доступа к личному кабинеты налогоплательщика от 22.11.2019, ФИО3 выдан новый пароль для получения доступа к личному кабинету.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена, воспользовалась правом ведения дел через представителя.
Представитель административного ответчика щедриной З.П. – ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Привел довод о том, что ФИО3 в силу преклонного возраста и правовой неграмотности не могла использовать личный кабинет налогоплательщика. Личный кабинет ФИО3 по её заявлению не регистрировался, а наличие непрочитанных сообщений в данном кабинете свидетельствует о том, что уведомления и требования налогоплательщику доставлены не были, вследствие чего нельзя считать обязанность Инспекции по направлению уведомлений и требований исполненной надлежащим образом. Не согласился с требованием об уплате НДФЛ со ссылкой на то, что денежные средства получены ФИО3 на основании решений судов, в связи с чем полагал, что с данных доходов НДФЛ уплачиваться не должен. Кроме того, полагал пропущенным срок давности по заявленным требованиям, в связи с чем просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-757/2020 о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО3 задолженности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 45 НК Российской Федерации определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. ст. 19, 52 НК Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Согласно абз. l ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 358 НК Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки установлены статьей 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» и составляют, в частности, 10 рублей для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, 12 рублей для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.
В соответствии с п. l ст. 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из положений п. 4, 11 ст. 85 НК Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в электронной форме сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Во исполнение указанных выше положений НК Российской Федерации, орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, представил в налоговые органы сведения о том, что на налогоплательщика в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства: ***.
Подпунктом 1 п.1 ст.359 НК Российской Федерации установлено, что налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, которым, в соответствии с п. 1 ст. 360 НК Российской Федерации, признается календарный год, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК Российской Федерации).
Налогоплательщику был исчислен транспортный налог за указанные выше автомобили за 2018 год в размере 10 053 рубля по сроку уплаты 02.12.2019.
Пунктами 1,2 ст. 11.2 НК Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
ФИО3 как пользователь личного кабинета налогоплательщика, зарегистрирована 28.10.2015.
Согласно представленным административным истцом сведениям, несмотря на утверждение представителя административного ответчика об отсутствии доступа к личному кабинету, подтвержден вход ФИО3 в личный кабинет 21.11.2019 и осуществление редактирования профиля. В этот же день на основании заявления на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика ФИО3 выдан новый пароль для получения доступа к личному кабинету. Указанное подтверждается скриншотом страницы ЛК (АИС Налог-3).
Кроме того, из ответа межрайонной ИФНС России № 6 по Санкт-Петербургу следует, что при осуществлении приема граждан в операционном зале Инспекции 22.11.2019 ФИО3 выдана регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету на основании заявления по форме КНД 1116102, подписанного налогоплательщиком.
С учетом положений налогового законодательства, налоговое уведомление от 22.08.2019 № 38237890, содержащее расчет налога за 2018 год, направлено в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика. Днём получения требования в данном случае является день, следующий за днём размещения требования в личном кабинете (пункт 4 статьи 31 Кодекса).
Таким образом, уведомление считается полученным 09.09.2019.
В срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 363 НК Российской Федерации налогоплательщик налог не уплатил, что послужило основанием для начисления ему, в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации, пени и направления требования об уплате налога и пени от 16.12.2019 № 18470.
За неуплату сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии с положениями ст. 75 НК Российской Федерации начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Указанное требование также направлено в адрес налогоплательщика посредством ЛК и получено 16.12.2019 (в силу пункта 4 статьи 31 Кодекса).
Сведений о том, что ФИО3 обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, ФИО3, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленным в её адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.
До настоящего времени требование об уплате транспортного налога налогоплательщиком не исполнено.
Также согласно п.1 ст. 1 Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ред. от 02.11.2013) (далее – Закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 2 указанного закона установлено, что объектами налогообложения признаются, в том числе, квартиры.
Согласно ст. 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статье 401 НК Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 НК Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 НК Российской Федерации).
Во исполнение указанных выше положений, в налоговые органы представлены сведения о том, что на налогоплательщика в 2018 году были зарегистрирован следующий объект недвижимого имущества:
- Квартира по адресу: ***, кадастровый номер 51:06:0030111:1356, площадь 29,60 кв.м., дата регистрации права 19.02.2015 года.
Налогоплательщику был исчислен налог на имущество за 2018 год, расчет налога приведен в налоговом уведомлении от 22.08.2019.
Как указано выше, данное налоговое уведомление направлено через личный кабинет налогоплательщика, считается полученным 09.09.2020.
За неуплату сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии с положениями ст. 75 НК Российской Федерации начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с абз. 3 п. l ст. 45, ст. ст. 69, 70 НК Российской Федерации в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика направлено требование от 16.12.2019 № 18470 об уплате налога и пени, получено 16.12.2019 (в силу пункта 4 статьи 31 Кодекса).
Требование об уплате налога и пени не исполнено.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 НК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 210 НК Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 НК Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Ст. 226 НК Российской Федерации предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК Российской Федерации).
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 2 ст. 230 НК Российской Федерации). В соответствии с п. 6 ст. 228 НК Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК Российской Федерации, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 НК Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 228 НК Российской Федерации.
Согласно п. 72 ст. 217 НК Российской Федерации, не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные налогоплательщиками с 01.01.2015 до 01.12.2017, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК Российской Федерации.
Судом установлено, что в инспекцию от налогового агента ПАО «Росгосстрах» поступили сведения (справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ), согласно которой налогоплательщик в 2018 году получил доход в размере ***, сумма налога составляет 2 926 рублей. Кроме того, от АО «МАКС» поступили сведения (справка о доходах физического лица по форме 2НДФЛ), согласно которой налогоплательщик в 2018 году получил доход в размере ***, сумма налога составляет 7 127 рублей. Указанные суммы налога налоговыми агентами не удержаны и не уплачены.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в ст. 217 НК Российской Федерации. Перечень является закрытым и исчерпывающим, и не включает в себя суммы доходов, присужденные решениями судов.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 НК Российской Федерации дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме. Таким образом, по смыслу данной нормы, дата фактического получения дохода, в том числе поименованного в п. 72 ст. 217 НК Российской Федерации, связана именно с моментом выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а не моментом возникновения основания для получения такого дохода.
Таким образом, инспекцией на основании сведений по доходам 2018 года, представленных ПАО СК «Росгосстрах» и АО «МАКС» с дохода, полученного налогоплательщиком в 2018 году в сумме *** в соответствии со ст. 217 НК Российской Федерации, обоснованно исчислен налог в сумме 10 053 рубля, а также соответствующая сумма пени в размере 28 рублей 32 копейки.
Довод представителя административного ответчика о том, что доход, на который начислен НДФЛ, получен налогоплательщиком (ФИО3) в соответствии с решением суда, а потому она освобождена от налогообложения в соответствии с п. 72 ст. 217 НК Российской Федерации суд отвергает, как основанные на неверном понимании права.
Из материалов дела следует, что исчисленные ПАО СК «Росгосстрах» и АО «МАКС» суммы налогооблагаемого дохода являются штрафом в пользу потребителя.
Суд принимает в внимание, что суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» не поименованы в перечне доходов, не подлежащих обложению налогом, указанным в статье 217 НК Российской Федерации.
Взыскание указанных сумм не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата таких санкций приводит к образованию имущественной выгодны у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 21, 209 НК Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога и пени Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей 05.03.2020 вынесен судебный приказ № 2а-757/2020. Однако 15.06.2020 года на основании заявления должника указанный судебный приказ отменен.
Представителем административного ответчика не оспаривалось, что в спорный период ФИО3 являлась собственником указанных транспортных средств и имущества. Доказательств, подтверждающих уплату недоимки и пени административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Материалами административного дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что определением мирового судьи судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области 15.06.2020 судебный приказ от 05.03.2020 о взыскании недоимки налогам, пени отменен по причине поступивших возражений от административного ответчика.
Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента его отмены.
Настоящее административное исковое заявление подано в Североморский районный суд 18.12.2020 (направлено почтовой корреспонденцией 15.12.2020, что усматривается из оттиска штампа почтовой корреспонденции).
При таком положении суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление к ФИО3 подано Инспекцией в суд в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам статьи 333.19 НК Российской Федерации.
Согласно положениям статей 176, 178 КАС Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области – удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, зарегистрированной по адресу: ***, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 10 377 рублей, пени 29 рублей 23 копейки, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 607 рублей, пени 1,71 рубль, по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10 053 рубля, пени 28 рублей 32 копейки, а всего: 21 096 (двадцать одна тысяча девяносто шесть) рублей 26 копеек.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 832 (восемьсот тридцать два) рубля 39 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Т.А. Мохова