ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2418/2016 от 26.05.2016 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2016 года

город Новосибирск

дело № 2а-2418/2016

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в составе:

судьи

Котина Е.И.

при секретаре

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2418/2016 по административному исковому заявлению Новосибирской таможни к ФИО7 <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, ФИО6 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты> о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Новосибирская таможня обратилась в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с административными исковыми заявлениями к ФИО7 <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, ФИО6 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты> о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени.

Определением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 29.04.2016г. данные административные дела объединены в одно производство.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 08.02.2012г., 20.12.2011г., 28.12.2011г., 30.01.2012г., 19.12.2011г. гражданами Кыргызской Республики ФИО7 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО4 <данные изъяты> на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни поданы пассажирские декларации, зарегистрированные под , , , , , а также документы, подтверждающие заявленные сведения.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA HIGHLANDER» 2002 года выпуска, объем двигателя – 2999 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA GRANVIA» 2000 года выпуска, объем двигателя – 3378 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA HARRIER» 2001 года выпуска, объем двигателя – 2994 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA IPSUM» 2001 года выпуска, объем двигателя – 2360 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «MAZDA TRIBUTE» 2003 года выпуска, объем двигателя – 2989 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По результатам таможенного контроля ввезенные транспортные средства, в соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза выпущены соответственно 09.02.2012г. - «TOYOTA HIGHLANDER» 2002 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 09.02.2012г.; 21.12.2011г. - «TOYOTA GRANVIA» 2000 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 21.12.2011г.; 29.12.2011г. - «TOYOTA HARRIER» 2001 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 29.12.2011г.; 31.01.2012г. - «TOYOTA IPSUM» 2001 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 31.01.2012г.; 20.12.2011г. - «MAZDA TRIBUTE» 2003 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 20.12.2011г., для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что подтверждается надписями, совершенными в графе ПТД «Для служебных отметок»: «ТПО (таможенный приходный ордер) – нет», «Выпуск разрешен».

Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами для личного пользования установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18.06.2010).

Пунктами 8, 12, 24 Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 г. установлены условия предоставления льгот, при которых осуществляется освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительство из иностранного государства.

В соответствии с указанными пунктами Соглашения от 18.06.2010 г. лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:

-ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство -член таможенного союза;

- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.

В соответствии с п.1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010г. дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза – дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Для подтверждения таких условий, ФИО4 <данные изъяты> к ПТД были предоставлены следующие документы: свидетельство от 26.01.2012г. КР о регистрации ТС за ФИО4 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой о том, что документ выдан взамен свидетельства о регистрации АВ817538 от 01.02.2010г.; миграционная карта 0110 о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по НСО «Приняты документы на разрешение на временное проживание от 03.02.2012г.», заверенная подписью <данные изъяты> ФИО5 и печатью УФМС по НСО; паспорт гражданина Кыргызской Республики от 13.01.2010г. с отметкой от 01.02.2012г. о принятии на учет в Вицеконсульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от 01.02.2012г. Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; справку ОУФМС по НСО от 03.02.2012г. о принятии документов от ФИО4 <данные изъяты> о приеме в гражданство РФ; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с регистрационного учета от 02.02.2012г.; справку ДРТС и ВС б/н б/д, подтверждающее владение автомобилем с 01.02.2010г.; внутренний паспорт гражданина Кыргызской Республики ФИО4 <данные изъяты> от 29.01.2010г.

ФИО2 <данные изъяты> были предоставлены следующие документы: свидетельство от 15.11.2011г. КР о регистрации транспортного средства за владельцем ФИО2 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также с отметкой «взамен утерянного свидетельства о регистрации от 18.07.2010г.»; паспорт гражданина Кыргызской Республики с отметкой от 08.12.2011г. о принятии на учет в Вице-Консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также с отметкой от 08.12.2011г. Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; миграционная карта 0110 о въезде в Российскую Федерацию с отметками УФМС по НСО «Приняты документы на РВП от 08.12.2011г.».

ФИО6 <данные изъяты> были представлены следующие документы: свидетельство от 21.12.2011г. КР о регистрации ТС за владельцем ФИО6 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой о том, что документ выдан взамен свидетельства о регистрации от 18.01.2011г.; миграционную карту о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по НСО «Принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание от 26.12.2011г.» заверенная подписью <данные изъяты> ФИО5; справку о приеме документов на РВП от ФИО6 от 26.12.2011г. заверенная печатью ФМС по НСО; паспорт гражданина Кыргызской Республики от 19/дата/ №АС537536 с отметкой от 16.12.2011г. о принятии на учет в Вице-Консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от /дата/ Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с регистрационного учета от 15.12.2011г.; справку ДРТС и ВС; внутренний паспорт гражданки Кыргызской Республики ФИО6 от 29.07.2009г.

ФИО3 были предоставлены следующие документы: свидетельство от 23.01.2012г КР о регистрации ТС за владельцем ФИО3 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой о том, что документы выдан взамен свидетельства о регистрации нового образца от 23.01.2012г.; миграционная карта о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по НСО «Приняты документы на разрешение на временное проживание от 27.01.2012г.» заверенная подписью <данные изъяты> ФИО5 и печатью УФМС по НСО; паспорт гражданина Кыргызской Республики от /дата/ с отметкой о принятии на учет в Вице-Консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; справку ОУФМС по НСО от 27.01.2012г. о принятии документов от ФИО3 <данные изъяты> о приеме в гражданство РФ; справку ДРТС и ВС б/н б/д, подтверждающее владение автомобилем с 18.04.2011г.

ФИО7 <данные изъяты> были предоставлены следующие документы: свидетельство от 02.07.2011г. КР о регистрации транспортного средства за владельцем ФИО7 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой взамен утраченного свидетельства о регистрации от 24.05.2011г.; подтверждение ДРТС и ВС от /дата/ о владении автомобилем с 24.05.2011г.; справку ОУФМС по НСО от 07.10.2011г. о принятии к рассмотрению заявления о приеме в гражданство Российской Федерации; паспорт гражданина Кыргызской Республики с отметкой от 08.12.2011г. о принятии на учет в Вице-консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от /дата/ Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; миграционная карта о въезде в Российскую Федерацию; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с учета от 05.12.2011г.; внутренний паспорт гражданина Кыргызской Республики №AN1594438 от 17.12.2009г.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки была получена информация от Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при правительстве Кыргызской республике и установлено, таможенным органом, что сведения о нахождении в собственности автомобилей и о дате регистрации транспортного средства, указанные в свидетельствах о регистрации транспортного средства, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД, недостоверны.

Кроме этого, в рамках проведения камеральной таможенной проверки в результате полученных из УФМС России по НСО сведений было установлено отсутствие у ответчиков намерения проживать на территории РФ в статусе переселенцев, а соответственно отсутствовали и права на получение льготы в соответствии с п.24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и правительством Республики Казахстан от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения операций, связанных с их выпуском».

По результатам таможенной проверки Новосибирской таможней составлены решения от 08.05.2014г. , от 26.05.2014г. от 08.05.2014г. , от 08.05.2014г. от 26.05.2014г.

В связи с выявленными нарушениями, влекущими возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов были составлены акты таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 15.05.2014г. , от 30.05.2014г. , от 15.05.2014г. , от 15.05.2014г. , от 26.05.2014г. , которыми зафиксирован факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Новосибирской таможней ФИО4 <данные изъяты> было выставлено требование об уплате таможенных платежей от 14.05.2014г. , в котором установлен срок для уплаты задолженности суммы таможенных платежей в размере 725 473,22 руб. ФИО2 <данные изъяты> 09.06.2014г. было выставлено требование , в котором установлен срок для уплаты задолженности суммы таможенных платежей в размере 1 000 406,16 руб. 16.05.2014г. ФИО6 было выставлено требование о погашении задолженности сумм таможенных платежей в размере 753 635,19 руб. 14.05.2014г. выставлено требование ФИО3 <данные изъяты> о погашении задолженности сумм таможенных платежей в размере 577 339,35 руб. 04.06.2014г. было выставлено требование ФИО7 <данные изъяты> о погашении задолженности по уплате сумм таможенных платежей в размере 771 110,61 руб.

По всем известным адресам должникам направлялись письма от 20.05.2014г. , от 10.06.2014г. , от 19.05.2014г. , от 20.05.2014г. , от 06.06.2014г. , в которых сообщалось о факте возникновения задолженности по уплате таможенных платежей и пени и направляется требование об уплате таможенных платежей. Однако до настоящего времени задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно не погашена. По состоянию на 13.01.2016г. размер пени ФИО4 <данные изъяты> составляет 233165,35 руб., размер пени ФИО2 <данные изъяты> составляет 326 970,04 руб., размер пени ФИО6 <данные изъяты> составляет 246740,07 руб., размер пени ФИО3 <данные изъяты> составляет 186321,53 руб., размер пени ФИО7 <данные изъяты> составляет 252 419,14 руб.

Новосибирская таможня обращалась к мировому судье 5-го судебного участка Октябрьского района г.Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника ФИО4 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО7 <данные изъяты> Определениями от 22.12.2014г., 16.01.2015г., 17.12.2014г., 18.12.2014г., 16.01.2015г. Новосибирской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании п.2 ч.3 ст. 125 ГПК РФ в связи с тем, что должник не проживает на территории Российской Федерации.

Согласно письму УФМС России по НСО от 01.04.2014г., 19.03.2014г. указанные должники зарегистрированными по месту жительства (пребывания), а также снятыми с регистрационного учета не значатся, ФИО4 <данные изъяты>в период с 06.02.2012г. по 27.04.2012г. имел постановку на миграционный учет в <адрес>, выбыл за пределы РФ 10.02.2012г., ФИО2 <данные изъяты> в период с 19.12.2011г. по 06.03.2012г. имел постановку на миграционный учет в <адрес>, выбыл за пределы РФ 23.12.2011г., ФИО6 <данные изъяты> в период с 29.12.2011г. по 21.03.2012г. имела постановку на миграционный учет в <адрес> выбыла за пределы РФ 15.03.2012г., ФИО3 <данные изъяты> имел постановку на миграционный учет в <адрес>, выбыл за пределы РФ 06.02.2012г., ФИО7 <данные изъяты> имел постановку на миграционный учет в <адрес>, выбыл за пределы РФ 08.01.2012г.

Представитель административного истца ФИО8 <данные изъяты> в судебном заседании административные исковые требования поддержала полностью с учетом их уточнения, в которых просила взыскать с ФИО4 <данные изъяты> задолженность по уплате таможенных платежей в размере: 592190,70 руб. - сумма таможенных платежей, 262 261,66 руб. - пени за период с 09.02.2012г. по 26.05.2016г., взыскать с ФИО2 <данные изъяты> задолженность по уплате таможенных платежей в размере: 803 162,66 руб. - сумма таможенных платежей, 366 456,68 руб., пени за период с 21.12.2011г. по 26.06.2016г., взыскать с ФИО6 <данные изъяты> задолженность по уплате таможенных платежей в размере: 609 334,39 руб. - сумма таможенных платежей, 276 678,70 руб. - пени за период с 29.12.2011г. по 26.05.2016г., взыскать с ФИО3 <данные изъяты> задолженность по уплате таможенных платежей в размере: 470 350,22 руб. - сумма таможенных платежей, 209 431,42 руб. - пени за период с 31.01.2012г. по 26.05.2016г., взыскать с ФИО7 <данные изъяты> задолженность по уплате таможенных платежей в размере: 619 622,87 руб. - сумма таможенных платежей, 282 863,27 руб. - пени за период с 20.12.2011г. по 26.05.2016г., по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика, заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с иском в суд.

Административные ответчики ФИО4 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО7 <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены по известным суду адресам.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 114 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Согласно п.3 ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 27.11.2009 г. N 17, критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств – членов таможенного союза.

В соответствии с п. 17 ст.152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с п.2 ст.150 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно статье 125 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные сборы исчисляются плательщиками, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.

Судом установлено, что 08.02.2012г., 20.12.2011г., 28.12.2011г., 30.01.2012г., 19.12.2011г. гражданами Кыргызской Республики ФИО7 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО4 <данные изъяты> на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни были поданы пассажирские декларации, зарегистрированные под /А0020, /А001726, /А001811, /А000147, /А001721, а также документы, подтверждающие заявленные сведения.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA HIGHLANDER» 2002 года выпуска, объем двигателя – 2999 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA GRANVIA» 2000 года выпуска, объем двигателя – 3378 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA HARRIER» 2001 года выпуска, объем двигателя – 2994 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «TOYOTA IPSUM» 2001 года выпуска, объем двигателя – 2360 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По ПТД продекларировано транспортное средство – автомобиль «MAZDA TRIBUTE» 2003 года выпуска, объем двигателя – 2989 см 3, перемещенный из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По результатам таможенного контроля ввезенные транспортные средства, в соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза выпущены соответственно 09.02.2012г. - «TOYOTA HIGHLANDER» 2002 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 09.02.2012г.; 21.12.2011г. - «TOYOTA GRANVIA» 2000 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 21.12.2011г.; 29.12.2011г. - «TOYOTA HARRIER» 2001 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 29.12.2011г.; 31.01.2012г. - «TOYOTA IPSUM» 2001 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 31.01.2012г.; 20.12.2011г. - «MAZDA TRIBUTE» 2003 года выпуска, выдан паспорт транспортного средства № от 20.12.2011г., для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что подтверждается надписями, совершенными в графе ПТД «Для служебных отметок»: «ТПО (таможенный приходный ордер) – нет», «Выпуск разрешен».

Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами для личного пользования установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики <данные изъяты>

Пунктами 8, 12, 24 Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 г. установлены условия предоставления льгот, при которых осуществляется освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительство из иностранного государства.

В соответствии с указанными пунктами Соглашения от 18.06.2010 г. лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:

-ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство -член таможенного союза;

- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.

В соответствии с п.1 ст. 2 Соглашения от 18.06.2010г. дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза – дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Для подтверждения таких условий ФИО4 <данные изъяты> к ПТД были предоставлены следующие документы: свидетельство от 26.01.2012г. КР о регистрации ТС за ФИО4 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой о том, что документ выдан взамен свидетельства о регистрации от 01.02.2010г.; миграционная карта о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по НСО «Приняты документы на разрешение на временное проживание от 03.02.2012г.», заверенная подписью <данные изъяты> ФИО5 и печатью УФМС по НСО; паспорт гражданина Кыргызской Республики от 13.01.2010г. с отметкой от 01.02.2012г. о принятии на учет в Вицеконсульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от 01.02.2012г. Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; справка ОУФМС по НСО от 03.02.2012г. о принятии документов от ФИО4 <данные изъяты> о приеме в гражданство РФ; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с регистрационного учета от 02.02.2012г.; справка ДРТС и ВС б/н б/д, подтверждающее владение автомобилем с 01.02.2010г.; внутренний паспорт гражданина Кыргызской Республики ФИО4 <данные изъяты> от 29.01.2010г.

ФИО2 <данные изъяты> были предоставлены следующие документы: свидетельство от 15.11.2011г. КР о регистрации транспортного средства за владельцем ФИО2 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую федерацию – г.Новосибирск, а также с отметкой «взамен утерянного свидетельства о регистрации от 18.07.2010г.»; паспорт гражданина Кыргызской Республики с отметкой от 08.12.2011г. о принятии на учет в Вице-Консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также с отметкой от 08.12.2011г. Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; миграционная карта 0110 о въезде в Российскую Федерацию с отметками УФМС по НСО «Приняты документы на РВП от 08.12.2011г.».

ФИО6 <данные изъяты> были представлены следующие документы: свидетельство от 21.12.2011г. КР о регистрации ТС за владельцем ФИО6 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – <адрес>, а также отметкой о том, что документ выдан взамен свидетельства о регистрации от 18.01.2011г.; миграционная карта 0110 о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по НСО «Принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание от 26.12.2011г.» заверенная подписью <данные изъяты> ФИО5; справка о приеме документов на РВП от ФИО6 <данные изъяты> от 26.12.2011г., заверенная печатью ФМС по НСО; паспорт гражданина Кыргызской Республики от /дата/ с отметкой от 16.12.2011г. о принятии на учет в Вице-Консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от /дата/ Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с регистрационного учета от 15.12.2011г.; справку ДРТС и ВС; внутренний паспорт гражданки Кыргызской Республики ФИО6 <данные изъяты> от 29.07.2009г.

ФИО3 <данные изъяты> были предоставлены следующие документы: свидетельство от 23.01.2012г КР о регистрации ТС за владельцем ФИО3 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой о том, что документы выдан взамен свидетельства о регистрации нового образца от 23.01.2012г.; миграционная карта 0110 о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по НСО «Приняты документы на разрешение на временное проживание от 27.01.2012г.» заверенная подписью <данные изъяты>. ФИО5 и печатью УФМС по НСО; паспорт гражданина Кыргызской Республики от /дата/ №АС7874067 с отметкой о принятии на учет в Вице-Консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; справку ОУФМС по НСО от 27.01.2012г. о принятии документов от ФИО3 <данные изъяты> о приеме в гражданство РФ; справку ДРТС и ВС б/н б/д, подтверждающее владение автомобилем с 18.04.2011г.

ФИО7 <данные изъяты> были предоставлены следующие документы: свидетельство от 02.07.2011г. КР о регистрации транспортного средства за владельцем ФИО7 <данные изъяты> с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию – г.Новосибирск, а также отметкой взамен утраченного свидетельства о регистрации от 24.05.2011г.; подтверждение ДРТС и ВС от /дата/ о владении автомобилем с 24.05.2011г.; справку ОУФМС по НСО от 07.10.2011г. о принятии к рассмотрению заявления о приеме в гражданство Российской Федерации; паспорт гражданина Кыргызской Республики с отметкой от 08.12.2011г. о принятии на учет в Вице-консульстве Кыргызской Республики в г.Новосибирске РФ, а также отметкой от /дата/ Генерального Консульства Кыргызской Республики в г.Екатеринбурге РФ о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; миграционная карта 5011 о въезде в Российскую Федерацию; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с учета от 05.12.2011г.; внутренний паспорт гражданина Кыргызской Республики №AN1594438 от 17.12.2009г.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки была получена информация от Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при правительстве Кыргызской республике и таможенным органом установлено, что сведения о нахождении в собственности автомобилей и о дате регистрации транспортного средства, указанные в свидетельствах о регистрации транспортного средства, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД, недостоверны.

Кроме этого, в рамках проведения камеральной таможенной проверки в результате полученных из УФМС России по НСО сведений было установлено отсутствие у ответчиков намерения проживать на территории РФ в статусе переселенцев, а соответственно отсутствовали и права на получение льготы в соответствии с п.24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и правительством Республики Казахстан от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения операций, связанных с их выпуском».

В связи с выявленными нарушениями, влекущими возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов были составлены акты таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 15.05.2014г. , от 30.05.2014г. , от 15.05.2014г. , от 15.05.2014г. , от 26.05.2014г. , которыми зафиксирован факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Новосибирской таможней ФИО4 <данные изъяты> было выставлено требование об уплате таможенных платежей от 14.05.2014г. , в котором установлен срок для уплаты задолженности суммы таможенных платежей в размере 725 473,22 руб. ФИО2 <данные изъяты> 09.06.2014г. было выставлено требование , в котором установлен срок для уплаты задолженности суммы таможенных платежей в размере 1 000 406,16 руб. 16.05.2014г. ФИО6 было выставлено требование о погашении задолженности сумм таможенных платежей в размере 753 635,19 руб. 14.05.2014г. выставлено требование ФИО3 <данные изъяты> о погашении задолженности сумм таможенных платежей в размере 577 339,35 руб. 04.06.2014г. было выставлено требование ФИО7 <данные изъяты>. о погашении задолженности по уплате сумм таможенных платежей в размере 771 110,61 руб. В указанных требованиях срок был установлен 20 дней со дня получения.

По всем известным адресам должникам направлялись письма от 20.05.2014г. , от 10.06.2014г. , от 19.05.2014г. , от 20.05.2014г. , от 06.06.2014г. , в которых сообщалось о факте возникновения задолженности по уплате таможенных платежей и пени и направляется требование об уплате таможенных платежей. Однако до настоящего времени задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно не погашена. По состоянию на 13.01.2016г. размер пени ФИО4 <данные изъяты> составляет 233165,35 руб., размер пени ФИО2 <данные изъяты> составляет 326 970,04 руб., размер пени ФИО6 <данные изъяты> составляет 246740,07 руб., размер пени ФИО3 <данные изъяты> составляет 186321,53 руб., размер пени ФИО7 <данные изъяты> составляет 252 419,14 руб. При этом от ФИО2 <данные изъяты> требование вернулось за истечением срока хранения /дата/, ФИО7 <данные изъяты> требование получено /дата/,

Согласно ответам на запрос суда от 21.03.2016г. по данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Новосибирской области ФИО4 <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты>, ФИО6 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты> ФИО7 <данные изъяты> в Новосибирской области и городе Новосибирске зарегистрированными по месту жительства (пребывания) не значатся.

По результатам таможенной проверки Новосибирской таможней составлены решения от 08.05.2014г. , от 26.05.2014г. от 08.05.2014г. , от 08.05.2014г. , от 26.05.2014г. об отказе предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

В соответствии с положениями ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В соответствии с ч. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 статьи 352 ТК ТС случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств, установлены пунктами 8, 12, 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 года и применяются при одновременном выполнении определенных Соглашением от 18.06.2010 года условий.

Одним из таких условий является то, что товары должны быть приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, а автомобиль должен находиться в собственности указанных лиц и быть зарегистрированным на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18.06.2010 года датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что требования пункта 24 приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 г., согласно которому для освобождения от уплаты таможенных платежей автомобиль должен находится в собственности лица, переселяющегося на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, и быть зарегистрирован на такое лицо в стране предыдущего проживания не менее 6 месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства, ответчиками не соблюдены.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с п. 1-3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ (вступившего в силу с 15.09.2015 г.) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 5, 8 ст. 219 КАС РФ причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено, что требование об уплате таможенных платежей от /дата/, в котором гр. ФИО4 <данные изъяты> установлен срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить задолженность в размере 725 473,22 рублей, направлено ответчику /дата/.

Требование об уплате таможенных платежей от /дата/, в котором гр. ФИО2 <данные изъяты> установлен срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить задолженность в размере 1 000 406,16 рублей, направлено ответчику /дата/.

Требование об уплате таможенных платежей от /дата/, в котором гр. ФИО6 <данные изъяты> установлен срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить задолженность в размере 753 635,19 рублей, направлено ответчику /дата/.

Требование об уплате таможенных платежей от /дата/, в котором гр. ФИО3 <данные изъяты> установлен срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить задолженность в размере 577 339,35 рублей, направлено ответчику /дата/.

Требование об уплате таможенных платежей от /дата/, в котором гр. ФИО7 <данные изъяты> установлен срок не позднее 20 дней со дня его получения уплатить задолженность в размере 771 110,61 рублей, направлено ответчику /дата/.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление о взыскании с ФИО4 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО7 <данные изъяты> недоимки по таможенным платежам и пени было предъявлено в суд с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом уважительные причины пропуска предусмотренного законом срока таможенным органом отсутствуют.

Новосибирская таможня заявила ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, в обоснование ходатайства указала, что Новосибирская таможня обращалась к мировому судье 5-го и 9-го судебного участка Октябрьского района г.Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника ФИО4 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО7 <данные изъяты> Определениями от 22.12.2014г., 16.01.2015г., 17.12.2014г., 18.12.2014г., 16.01.2015г. Новосибирской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании п.2 ч.3 ст. 125 ГПК РФ в связи с тем, что должники не проживают на территории Российской Федерации.

С иском в суд о взыскании недоимки Новосибирская таможня обратилась к ФИО4 <данные изъяты> ФИО2 <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> ФИО3 <данные изъяты> ФИО7 <данные изъяты>/дата/, то есть по истечении 1 года и 9 месяцев с момента направления требования и по истечении 1 года и 1 месяца с момента отказа мирового судьи в выдаче судебного приказа.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд. Основании считать, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с большим объёмом претензионно-исковой работы и отсутствием сформировавшейся судебной практики, у суда отсутствуют.

Пропуск срока на взыскание задолженности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии со ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления о восстановлении срока на обращение в суд отказать.

В удовлетворении заявленных требований Новосибирской таможни отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

Подлинник хранится в административном деле 2а-2418/2016 Октябрьского районного суда г. Новосибирска