ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2418/2023 от 26.10.2023 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

№2а-2418/2023

УИД 73RS0013-01-2023-003105-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.В., при секретаре Веденевой Э.В., с участием прокурора г.Димитровграда Нуретдиновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к проведению мероприятий по надлежащему содержанию объекта гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА России о понуждении к проведению работ в отношении защитного сооружения, указав в обоснование иска следующее: в ходе проверки, проведенной с марта по апрель 2023 года прокуратурой г.Димитровграда совместно со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам ГУ МЧС России по Ульяновской области, выявлены нарушения требований законодательства. На балансе ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России находятся защитные сооружения, в том числе по адресу: <адрес>.

Согласно ст.10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В ходе проверки установлено, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не в полной мере исполняет требования, направленные на надлежащее содержание вышеуказанного объекта гражданской обороны, а именно: нарушена гидроизоляция всего ЗС ГО, на перекрытиях и стенах имеются следы воды. В указанных местах также отслаивается штукатурка и краска, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687; п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Просит обязать ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА России обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 31.12.2024.

Административный истец помощник прокурора <адрес>Нуретдинова Э.Р. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Родионов А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений начальника правового обеспечения ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА Р. М. А.С., действующей по доверенности, пояснил, что в 2023-2024 годах в бюджете денежные средства на проведение капитального ремонта здания защитного сооружения не предусмотрены. В целях исполнения требований представления прокуратуры проводились мероприятия по оценке стоимости работ, утверждалась локальная смета, направлено уведомление о выделении целевой субсидии в размере 3070100 руб., после выделения денег буду организованы электронные процедуры по определению подрядчика, что требует значительных временных затрат. Кроме того, проведение капитального ремонта объекта подразумевает земляные работы, которые в зимнее время не целесообразны, поэтому в 2024 году проведение всего объема работ невозможно.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Ульяновской области, и.о. начальника Аникин С.П. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд не явился, представил письменные пояснения, просил удовлетворить административный иск, рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при обращении в суд прокурор ссылался на защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку нарушения требований законодательства в области гражданской обороны выявлены на объекте с возможным массовым пребыванием людей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Модельного закона о гражданской обороне (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. Постановлением 11-12 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ), который определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности, гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу.

К органам управления гражданской обороной относятся, в том числе структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм (статья 10 Модельного закона о гражданской обороне).

Статья 17 Модельного закона о гражданской обороне предусматривает, что предприятия и организации, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, в соответствии с законодательством страны: планируют и осуществляют мероприятия по защите своих работников, основных производственных фондов, продовольствия, источников водоснабжения, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения и в соответствии с нормами, утверждаемыми правительством страны, разрабатывают собственные планы гражданской обороны; осуществляют мероприятия с целью повышения устойчивости их функционирования в военное время; создают и поддерживают в состоянии готовности гражданские формирования гражданской обороны; осуществляют обучение по гражданской обороне работников предприятий и организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах; организуют и проводят аварийно-спасательные работы на закрепленной за ними территории; создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения; создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их сохранность; накапливают и хранят имущество гражданской обороны и поддерживают его в состоянии полной готовности к использованию.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет задачи, правовые основы осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (статья 1).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ). В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений). В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.

Из сообщения Главного управления МЧС России по Ульяновской области следует, что согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Ульяновской области защитное сооружение гражданской обороны под инвентарным номером 464-73 расположено по адресу: <адрес>

Сторона ответчика не оспаривает статус указанного помещения как защитного сооружения гражданской обороны (убежища), а также нахождение его в оперативном управлении ответчика. Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Ульяновской области усматривается, что ЗС ГО имеет инвентарный номер 156-73, тип, класс ЗС ГО – убежище АIII, вместимость убежища 100 человек, в мирное время используется для производственных нужд, готово к приему укрываемых.

Из иска следует и не оспаривалось административным ответчиком, что нарушена гидроизоляция всего ЗС ГО: на перекрытиях и стенах имеются следы от воды. В этих местах также отслаивается штукатурка, краска облупливается.

В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.

Согласно п. п. 1, 2 раздела 3 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 6 указанного Закона, Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.

При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).

В силу пункта 16.4 приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.

Согласно пункту 3.1.1 Правил при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: нарушение герметизации и гидроизоляции.

В соответствии с пунктом 3.2.7 Правил помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, установленных по делу обстоятельств, а именно: что вышеуказанное здание находится в оперативном управлении административного ответчика ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, а указанное сооружение является частью эксплуатируемых административным истцом объектов недвижимого имущества, суд приходит к выводу о том, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является надлежащим ответчиком и субъектом ответственности за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны, эксплуатируемых указанным юридическим лицом.

При таких обстоятельствах, исковые требования надлежит удовлетворить и обязать ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА России произвести работы в отношении защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения.

Поскольку ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА России является бюджетным учреждением и исполнение настоящего решения требует исполнение требований БК РФ, суд соглашается с доводами сторон в части предоставления отсрочки исполнения решения, учитывая также сезонность необходимых работ, суд полагает разумным срок отсрочки исполнения решения по 30.06.2025.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства в срок по 30.06.2025 обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 ноября 2023 года.

Председательствующий судья С.В. Федосеева