ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2419/17 от 11.12.2017 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

дело № 2а-2419/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» декабря 2017 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Чегодаевой О.П.,

при секретаре судебного заседания Смирновой К.М.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности ( от ДД.ММ.ГГГГ., сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, которым просит признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее по тексту Минприроды УР) , датированное ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики; обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выдать ему разрешение на добычу одного взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики; ввиду ограниченных сроков охоты при вынесении удовлетворительного решения обратить его к немедленному исполнению.

Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ. истцом подано в Минприроды УР заявление на выдачу разрешения на добычу одного взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района УР. Заявление было подано в электронной форме через региональный портал государственных и муниципальных услуг УР в 06 часов 38 минут 43 секунды ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. в устной форме сотрудники Минприроды УР заявили ему об отказе в выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики. Заявление было подано в электронной форме через Региональный портал государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики. По информации, полученной от АУ УР «Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ. ) заявление подано в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в 06 часов 38 минут 43 секунды ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в устной форме сотрудники Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заявили, что ему отказано в выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района УР, основанием отказа явилось превышение установленных лимитов (квот) добычи охотничьих ресурсов, а также неверное указание им вида охоты. По обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к административному исковому заявлению, считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на охоту общедоступных охотничьих угодьях.

В судебное заседание административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 доводы искового заявления и дополнений к нему (л.д.<данные изъяты>) поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в заявлении были указаны все необходимые сведения, предусмотренные порядком подачи заявок на выдачу разрешения, к таким относятся фамилия, имя, отчество, предполагаемый вид охоты, предполагаемые сроки, место охоты. Указание вида «любительская охота», а не «любительская спортивная», как указывает административный ответчик, правового значения за собой не несет. Включение законодателем двух видов охоты, любительской и спортивной в одно понятие обусловлено схожестью целей данных видов охоты, а в соответствии со ст.1 Закона «Об охоте» целями данных видов охоты является как любительская, так и спортивная охота, личное потребление продукции в рекреационных целях. Кроме того, осуществление любительской охоты, это можно сказать, подвид любительской спортивной охоты. Следует отметить, что при неточностях в принятых заявлениях, у Министерства есть возможность что-то поправить, потому что в соответствии с п.16 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, сотрудник обязан указывать точные сведения – должен быть вид охоты, сведения о добываемых охотничьих ресурсах, количество добываемых ресурсов, точные сроки охоты, места охоты, дата выдачи охотничьего билета, учетные номер и серия. Ссылки на предполагаемость, которые указываются при подаче заявления при заполнении граф «предполагаемый вид охоты» и сроков охоты, исключаются при заполнении разрешения на добычу, что предоставляет возможность госоргану внести соответствующие корректировки, если они считают, что следует корректировать какие-то данные. Основания отсутствия квот также считает незаконным по обстоятельствам, ранее изложенным в административном исковом заявлении, в том числе, поскольку Закон УР №31-РЗ определяет, что юридическим основанием возникновения права на разрешение является время подачи или поступления заявления, а не его регистрации уполномоченным органом.

На основании ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО2

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Поддержала представленные письменные возражения (л.д.<данные изъяты>), ранее данные пояснения подтвердила. Дополнительно пояснила, что согласно п.19 приложения к Административному регламенту начало приема заявлений с 08-30 час. 02.10.2017г. Предусмотрена подача заявлений лично, почтой, в том числе электронной и через РПГУ. При рассмотрении заявлений очередность устанавливается из времени подачи или поступления. Поступающие заявления перенаправляются на учетную запись специалиста в виде входящих заданий предоставления услуг по заявлению. В системе Directum отображаются заявления на добычу всех предусмотренных видов охотничьих ресурсов. При этом система не дает возможности определить на какой вид охотничьего ресурса поступило заявление, до того момента пока приложение не будет открыто. При открытии системы Directum зафиксировано более 100 заданий. Заявления созданы в период с ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. Прием заявлений осуществлялся с 08-30 часов на все возможные виды разрешений. Согласно п.44 Административного регламента, заявления направленные в электронном виде поступают в структурное подразделение для регистрации, что является обязательной процедурой при оказании государственной услуги. Время регистрации ставится актуальное (на момент открытия). При приеме заявления ФИО2 проставлена отметка о приеме в 11-40 час. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращался с жалобой, указав, что подано заявление в 06-38 час. и что включение заявлений на конкретный вид природного ресурса в общий список не обосновано. Его доводы были учтены, заявления отсортированы по виду природного ресурса, в данном случае лося. Таким образом, составлен единый список, где все заявления зарегистрированы с интервалом в две минуты, соотнесен с общим списком. Полученный список отразил реальную хронологию времени подачи заявлений, согласно списку были выданы разрешения. При рассмотрении заявления об оспаривании решений судами неоднократно утверждалось, что должен быть обеспечен равный доступ граждан для получения госуслуг. Подавляющая часть граждан обратившихся лично, либо направивших заявления почтой не получили бы разрешений, принцип доступа соблюден бы не был. Таким образом, порядок регистрации заявлений был соблюден. Результаты регистрации всех заявлений сформированы в единый список. Заявление ФИО2 поступило в 09-46 час., к тому моменту уже было принято 11 заявлений граждан. По 6 заявлениям, которые поданы ранее, приняты положительные решения. Указанный в заявлении вид охоты не соответствует Закону «Об охоте».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Надлежащим образом извещенные заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, в судебное заседание не явились, от ФИО3 и ФИО7 поступили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.

Оценив доводы административного истца, представителя административного ответчика, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных оснований для признания незаконным оспариваемого решения.

Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Минприроды УР с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении ФИО2 указал предполагаемый вид охоты – любительская охота, предполагаемые орудие и способы охоты – гладкоствольное охотничье оружие, охота загоном, охотничий билет серии от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное заявление подано посредством портала РПГУ, в материалах дела имеются сведения о том, что заявление зарегистрировано ведущим специалистом-экспертом Минприроды УР <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 11-40 часов, входящий номер ; ведущим специалистом-экспертом Министерства <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в 09-46 часов.

Из сообщения Агентства информатизации и связи УР АУ УР «Ресурсный информационный центр УР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что время подачи от имени ФИО2 в электронном виде с РПГУ заявления от ДД.ММ.ГГГГ по услуге «Выдача разрешений физическим лицам на добычу охотничьим ресурсов» в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР: 06 часов 38 минут 43 секунд.

Из сообщения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в соответствии с п.4 Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014г. №379, заявитель представляет заявление, в котором указываются, в том числе, вид охоты, который предполагается осуществлять. Указанный вид охоты в заявлении №3690 от 02.10.2017г. не соответствует ст.12 ФЗ от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Заявление не соответствует требованиям порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014г. №379. Указом Главы УР №197 от 28.07.2017г. «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в УР на период с 01.08.2017г. до 01.08.2018г.» установлены квоты и объемы добычи лося для каждого охотничьего угодья на территории УР. При выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. будут превышены квоты добычи взрослого лося установленные вышеуказанным Указом. По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ., согласно п.п.17.1, 17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв.приказом Минприроды России от 29.08.2014г. №379, п.п.1,6 п.28 приказа Минприроды России от 29.06.2012г. №204 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ». Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР приняло решение об отказе в выдаче разрешения на добычу одного взрослого лося в целях любительской и спортивной охоты на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района УР.

ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды УР обратился ФИО3 с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории ООУ Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемый вид охоты – любительская и спортивная, охотничий билет серии выдан ДД.ММ.ГГГГ. (принято инспектором <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 08-45 мин., вх.).

ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды УР обратился ФИО4 с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории ООУ Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемый вид охоты – любительская и спортивная, охотничий билет серии выдан ДД.ММ.ГГГГ. (принято инспектором <данные изъяты>.ДД.ММ.ГГГГ в 08-47 мин., вх.).

ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды УР обратился ФИО5 с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории ООУ Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> года, предполагаемый вид охоты – любительская и спортивная, охотничий билет серии выдан ДД.ММ.ГГГГ (принято ведущим специалистом-экспертом <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 08-47 мин., вх.).

ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды УР обратился ФИО6 с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории ООУ Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемый вид охоты – любительская и спортивная, охотничий билет серии выдан ДД.ММ.ГГГГ. (принято специалистом-экспертом <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 09-02 мин., вх.№).

ДД.ММ.ГГГГ Минприроды УР обратился ФИО7 с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории ООУ Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемый вид охоты – любительская и спортивная, охотничий билет серии выдан ДД.ММ.ГГГГ. (принято специалистом-экспертом <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. в 09-17 мин., вх.).

ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды УР обратился ФИО8 с заявлением, которым просил выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории ООУ Як-Бодьинского района УР в предполагаемые сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемый вид охоты – любительско-спортивная, охотничий билет серии выдан ДД.ММ.ГГГГ. (принято специалистом-экспертом <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 09-26 мин., вх.).

Из представленных сведений о заявлениях на выдачу разрешений на добычу лося, поступивших в Министерство для осуществления охоты на территории ООУ Якшур-Бодьинского района УР следует выдача разрешений указанным выше лицам - (ФИО3), (ФИО4), (ФИО5), № (ФИО6), (ФИО7), (ФИО8). Стоящему в указанных сведениях под ФИО2 (заявление подан через РПГУ ДД.ММ.ГГГГ. ) в выдаче разрешения отказано на основании п.п.5,6 п.28 приказа МПР РФ №204.

Сведения о предоставлении услуг гражданам представлены административным истцом в виде распечаток с программы Directum.

ДД.ММ.ГГГГ. в Министерство природных ресурсов УР поступило совместное обращение ФИО2 и <данные изъяты> выраженное несогласием в не предоставлении разрешения на добычу лося.

Постановлением Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении и.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО9 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, выразившееся в подписании с нарушением установленных сроков мотивированных отказов в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ от 24.07.2009 N 209-ФЗ) право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утверждён Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".

Согласно п.3.1 Порядка выдача разрешений осуществляется физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты: в закрепленных охотничьих угодьях - охотпользователем; в общедоступных охотничьих угодьях - уполномоченным органом; на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с п.п. «б» п.1 ч.1 ст.31 ФЗ от 24.07.2009 N 209-ФЗ выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты: в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Удмуртской Республики порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен законом Удмуртской Республики от 22 июня 2012 года N 31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике".

Закон УР от 22.06.2012 N 31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР от 22.06.2012 N 31-РЗ) в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике.

Согласно ст.1 Закона УР от 22.06.2012г. №31-РЗ распределение разрешений осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган), на основании поданных заявлений на выдачу разрешений.

Таковым уполномоченным органом, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды УР (далее – Положение), утв. Постановлением Правительства УР от 29.12.2014 N 564 является Минприроды УР, которое, в том числе, осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (п.п.74 п.9 Положения).

Указанная государственная услуга предоставляется на основании ч.1 ст.31 ФЗ от 24.07.2009г. №209-ФЗ, в связи с чем оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах представленных ему полномочий.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона УР от 22.06.2012г. №31-РЗ заявления на выдачу разрешений подаются физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике (далее - заявители), в уполномоченный орган не ранее чем за 30 дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов.

Указом Президента УР от 20.09.2012 N 164 "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Удмуртской Республики" определены виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Удмуртской Республики, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, согласно которым промысловая, любительская и спортивная охота на лося (все половозрастные группы) осуществляется с 1 ноября по 31 декабря.

Поскольку заявления на выдачу разрешений подаются не ранее, чем за 30 дней до начала сезона охоты, первым днем подачи заявления физическими лицами на выдачу соответствующих разрешений являлось 02 октября 2017 года.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года N 204 утвержден регламент, которым регламентирована деятельность Минприроды УР относительно процедуры выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно Приложению №1 к Административному регламенту Минприроды УР имеет следующий режим работы: понедельник - четверг с 8.30 ч. до 17.30 ч.; пятница с 8.30 ч. до 16.30 ч.; перерыв с 12.00 ч. до 12.48 ч., в связи, с чем прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов 02 октября 2017 года производился Минприроды УР с 08-30 час.

Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв.Приказом Минприроды России от 29.08.2014 года №379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов предоставляет заявление, содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки охоты и места охоты; дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.

Как следует из заявления ФИО2, в заявлении им указаны данные сведения, однако в графе «предполагаемый вид охоты» им указана любительская охота, что не соответствует положениям ст.12 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации №209-ФЗ от 24.07.2009 года, согласно которому, в соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты: 1) промысловая охота; 2) любительская и спортивная охота; 3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; 5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; 6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания; 7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности). Виды охоты, указанные в пунктах 1 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются посредством отлова или отстрела охотничьих ресурсов. Виды охоты, указанные в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, осуществляются посредством отлова охотничьих ресурсов.

Вопреки доводам административного истца, указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, указанный ФИО2 в заявлении вид охоты – любительская, не входит в перечень ст.12 Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации №209-ФЗ от 24.07.2009 года.

Таким образом, указание в оспариваемом решении Минприроды УР как одного из оснований для отказа на несоответствии поданного ФИО2 и указанного в заявлении вида охоты ст.12 ФЗ от 24.07.2009г. №209-ФЗ, является обоснованным.

Кроме того, Указом Главы УР от 28.07.2017г. №197 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2017 года по 1 августа 2018 года» установлена квота, объем добычи лося старше 1 года – 11 особей.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.

При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения заявлений устанавливается исходя из времени их подачи или поступления.

Административным регламентом предусмотрена возможность подачи заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов путем личного обращения, направления заявления почтой, электронной почтой, через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru)".

С учетом положений указанного закона, правовое значение для очередности рассмотрения поступивших в один день заявлений (по почте, по электронной почте, путем личной подачи) имеет время их подачи или поступления в уполномоченный орган.

Согласно п.11 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв.Приказом Минприроды России от 29.08.2014г. №379 заявление подписывается заявителем и подается в уполномоченный орган, природоохранное учреждение либо охотпользователю: 11.1. лично либо его уполномоченным представителем; 11.2. по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения; 11.3. в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах уполномоченного органа, охотпользователя или природоохранного учреждения, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии со п.32, 33 Административного регламента, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - пятнадцать минут. Запрос заявителя, представленный в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением или в электронной форме через официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или Единый портал, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) подлежит обязательной регистрации в день поступления.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что на основании п.32 административного регламента, срок ожидания в очереди по предоставлению государственной услуги и получения ее результата должно составлять не более 15 минут. Между тем, поступающие заявления были приняты со средним интервалом в 2 минуты исходя из обычаев делового оборота.

Указанный временной интервал нарушением Административного регламента не является.

В силу п.49 Административного регламента юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

При этом, согласно ст.50 Административного регламента заявители имеют право направить документы почтовым отправлением, представить документы лично или направить в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал.

Согласно п.44 административного регламента заявление, направленное в электронном виде через Единый портал и официальные сайты уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера). После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа (далее - уполномоченное должностное лицо).

Заявление ФИО2, поданное через Единый портал, зарегистрировано ведущим специалистом-экспертом Минприроды УР <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 11-40 часов, входящий номер .

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что после обращения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природных ресурсов УР, связанного с несогласием в не предоставлении разрешения на добычу лося, с учетом равных возможностей доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам, заявление ФИО2 было пересмотрено и перерегистрировано ведущим специалистом-экспертом Министерства <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. на 09-46 часов.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались.

Согласно ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ распределение разрешений на добычу копытных животных и медведя осуществляется в следующем порядке:

1) 50 процентов разрешений распределяется между заявителями:

осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков на территории общедоступных охотничьих угодий;

осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, регулирование численности лисиц;

проводившими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом;

2) 50 процентов разрешений распределяется между иными заявителями.

Из материалов дела следует, что ФИО2 не относится к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ.

Следовательно, при подаче заявления ФИО2, наряду с другими заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, мог претендовать на участие в распределении 50 процентов разрешений на добычу лося старше одного года в пределах установленных Указом Главы УР от 28.07.2017г. №197 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2017 года по 1 августа 2018 года» квот добычи для ООУ Якшур-Бодинского района.

Таким образом, в ООУ Якшур-Бодинского района между заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, Минприроды УР могло быть распределено не более 6 разрешений на добычу лося старше одного года.

Как следует из представленных материалов, заявление ФИО2, поданное им через Единый портал ДД.ММ.ГГГГ., поступило и зарегистрировано (после первичной регистрации в 11-40 час.) ведущим специалистом-экспертом Министерства <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. в 09-46 часов.

Между тем, материалами дела подтверждается, что на момент принятия (регистрации) заявления ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ уже были приняты, до поступления заявления административного истца, заявления ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ. в 08-45 час.), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ. в 08-47 час.), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ. в 08-47 час.), ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ. в 09-02 час.), ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ. в 09-17 час.), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ. в 09-26 час.), которым выданы 6 возможных разрешений на добычу лося в Якшур-Бодьинском районе.

Более того, до поступления заявления ФИО2, приняты заявления от <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ. в 08-43 час.), <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ. в 09-04 час.), <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ. в 09-29 час.), <данные изъяты> (<данные изъяты>. в 09-40 час.), которым в выдаче разрешения было отказано.

Поскольку указанные заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов поступили в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ и были приняты в установленном порядке ранее заявления, поступившего от ФИО2, с учётом положений ч.1 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, позволило Минприроды УР осуществить распределение разрешений между заявителями в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года N 204 утвержден регламент, которым регламентирована деятельность Минприроды УР относительно процедуры выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно Приложению №1 к Административному регламенту Минприроды УР имеет следующий режим работы:

понедельник - четверг с 8.30 ч. до 17.30 ч.

пятница с 8.30 ч. до 16.30 ч.

перерыв с 12.00 ч. до 12.48 ч.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов производился Минприроды УР с 08-30 час.

Доводы ФИО2 о подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ. в 06 часов 38 минут, суд признает не состоятельными, поскольку ФИО2 данное заявление направил через РПГУ в связи с чем суд, исходит из времени его получения, а не времени его отправки, которое заявитель необоснованно трактует как время его подачи.

Из системного толкования статьи 3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, пунктов 4 и 10 Порядка выдачи разрешений для получения разрешения, следует, что под подачей заявления следует понимать случаи личного предоставления заявления, а под временем поступления, время, когда заявление направлено почтой (в том числе электронной). На основании изложенного, суд отклоняет доводы ФИО2, как основанные на неверном толковании закона.

С учётом изложенного, те заявители (ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8), которые подали заявления с соблюдением необходимой процедуры раньше других, и попали в предел установленной квоты добычи охотничьих ресурсов, обладают правом на получение разрешения. Заявления указанных лиц поданы в уполномоченный орган в соответствии с установленным порядком и приняты с соблюдением установленных процедур в рабочее время.

Ссылки истца на возможность внесения сотрудниками Министерства природных ресурсов УР неких корректировок в регистрации заявлений, суд считает голословными, надлежащими доказательствами не подтвержденными.

Основания для отказа в выдаче разрешения установлены в Порядке оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

В оспариваемом ФИО2 отказе Минприроды УР от ДД.ММ.ГГГГ в качестве правового основания для отказа в выдаче разрешения, в том числе, указаны п.1.7.1, 17.7 Порядка.

В соответствии с п.17.1, 17.7 указанного Порядка отказ в выдаче разрешения направляется заявителю, если заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы, которые не соответствуют требованиям порядка подачи заявок и заявлений или содержат недостоверные сведения и если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

С учетом того, что заявление ФИО2 не соответствовало п.4 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, утв.Приказом Минприроды России от 29.08.2014г. №379 (в части указания вида охоты, не соответствующего ст.12 ФЗ от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также тот факт, что при выдаче заявителю разрешения будут превышены квоты добычи одного взрослого лося по указанным в нем основаниям со ссылкой на п.п.17.1, 17.7 Порядка, оспариваемое решение в полном объеме соответствует требованиям, предъявляемым Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

При этом исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО9 при вынесении отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов действовал в соответствии с законом в рамках предоставленных ему полномочий как должностное лицо уполномоченного органа.

На основании изложенного, оспариваемое решение не нарушило права и законные интересы административного истца, не создало препятствий к осуществлению его прав и свобод, не возложило на административного истца незаконно какую-либо обязанность.

При этом суд отмечает, что в силу ч.8 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ в случае если за 20 календарных дней до окончания сезона охоты остаются нераспределенными разрешения, подлежащие распределению между заявителями, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи, указанные разрешения подлежат распределению между иными заявителями в порядке очередности исходя из даты и времени подачи или поступления заявлений, по которым ранее было отказано в выдаче разрешения в связи с превышением установленной квоты добычи охотничьих ресурсов.

Таким образом, ФИО2 в случае наличия оснований, не лишен права и возможности воспользоваться положениями ч.8 ст.3 Закона УР от 22.06.2012 N 31-РЗ, а также обратиться за разрешением на добычу охотничьих ресурсов в иных общедоступных охотничьих угодьях.

Поскольку основания для признания незаконным оспариваемого решения у суда не имеется, производное требование о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на добычу одного взрослого лося на территории общедоступных охотничьих угодий Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, поскольку оспариваемое решение не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и соответствует закону, административное исковое заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято «25» декабря2017 года.

Судья О.П. Чегодаева