ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-241/19 от 11.07.2019 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 11 июля 2019 года.

Дело №2а-241/2019

55RS0038-01-2019-000439-97

Резолютивная часть решения оглашена 11.07.2019 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 16.07.2019 года.

Черлакский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Воробьевой К.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Губернатора Омской области к Совету Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, об оспаривании решения Совета от 22.02.2019 №8

У С Т А Н О В И Л:

Губернатор Омской области обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, которым просит признать незаконным бездействие Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Татарского сельского поселения Приходько Валерия Петровича, в связи с неисполнением им установленной Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанности, по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2015, 2017 годы, а также представления достоверных сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в отношении себя; считать депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП, досрочно прекратившим полномочия в соответствии с требованиями части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований, административный истец сослался на то, что управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП, по результатам которой установлено следующее. В силу части 6 статьи 18.1 Устава Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом №273-ФЗ и другими федеральными законами. В ходе проведенной проверки установлено, что депутат Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, ПВП не имея на то законных оснований, не представил сведения в отношении несовершеннолетнего ребенка ПАВ<ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. кроме того, справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении несовершеннолетнего ребенка им не сдавалась и за 2015 год. Сам ПВП свой доход по основному месту работы за 2017 год указал неверно, занизив сумму годового дохода на 18 026,25 рублей, то есть более чем на 18%. Кроме того, последний сокрыл имеющийся у него объект недвижимости, не указав в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» данной справки принадлежащий ему земельный участок, площадью 620 в.м., расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» данной справки ПВП не указал 7 действующих счетов с остатками денежных средств по состоянию на 31 декабря 2017 в ПАО «Сбербанк России». Также, ПВП является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, доход от которой в разделе 1 «Сведения о доходах» своей справки за 2015 год в сумме 6952,23 рублей не указал. По результатам проведенной проверки имеются основания для привлечения депутата ПВП к юридической ответственности. В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, Губернатором Омской области А.Л.Бурковым в совет Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области направлено заявление от 30.01.2019 за Исх.№19/ГБ-133/01 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП Между тем, депутаты Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района, рассмотрев данное заявление на заседании Совета Татарского поселения, проведенном 22.02.2019 года, не опровергнув выявленных нарушений, приняли решение, согласно которому «В связи с незначительными нарушениями депутаты Татарского сельского поселения не видят оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области Приходько В.П». Однако, данное решение противоречит требованиям и принципам антикоррупционного законодательства, связанных с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ, Федеральным законом №131-ФЗ. Таким образом, депутатами Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением им ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ на основании частит 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, не принято. Соответственно, дальнейшее исполнение полномочий вышеуказанным депутатом Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления.

Административный истец, руководствуясь ст.ст.40 ч.1, 218 КАС РФ, нормами Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Омской области от 22.03.2018 №2060-ОЗ, просит суд удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании административный истец – Губернатор Омской области Бурков А.Л. отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного истца Мурашкин И.Ю. действующий на основании доверенности от 19.05.2019 в судебном заседании поддержал в полном объеме заявленные административным истцом требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно показал следующее. Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга и несовершеннолетних детей, подаются в том числе депутатами Совета, последних два года 2017-2018. До этого данные справки представлялись в администрацию сельского поселения и размещались на сайте администрации. В данном случае, проверка в отношении депутата Совета Татарского сельского поселения осуществлялась за 2015 и 2017 годы, за 2016 год документы представлены не были и на сайте администрации Татарского поселения не размещены, в связи с чем, 2016 год проверкой не был охвачен. Возражает против пропуска заявленного представителем административного ответчика срока давности по требованиям, заявленным по результатам проведенной проверки за 2015 год, поскольку срок давности не прошел.

Представитель административного истца Клышникова Е.В. действующая на основании доверенности от 19.05.2019 в судебном заседании поддержала в полном объеме заявленные административным истцом требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно показав, что Совет Татарского сельского поселения Черлакского района, рассматривая обращение Губернатора Омской области о досрочном прекращении полномочий депутатом Совета ПВП и признав допущенные последним нарушения антикоррупционного законодательства незначительными, тем самым вышел за пределы предоставленных полномочий, и обязан был исполнить требования, изложенные в заявлении Губернатора. Также, считает, что заявленный представителем административного ответчика срок давности по требованиям по результатам проверки, проведенной за 2015 год в отношении депутата ПВП не пропущен, поскольку Законом Омской области №2060-ОЗ предусмотрено, что анализ проверки достоверности представленных сведений осуществляется за отчетный период времени и предшествующих этом периоду два года, что охватывается периодами за 2015-2017 годы, а срок привлечения к ответственности за допущенные нарушения составляет три года с момента обнаружения нарушения.

Представитель административного ответчика – глава администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области Васягин А.А. являющийся председатель Совета Татарского поселения, в судебном заседании показал, что с заявленными административными требованиями он не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д.134). Также, полагает, что административным истцом пропущен срок давности, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, для обращения в суд с заявленными требованиями в части требований по результатам проведенной проверки за 2015 год. Кроме того, с 10.07.2019 года законодателем в третьем чтении приняты изменения и поправки в антикоррупционное законодательство, которыми смягчаются требования к депутатам за указанные допущенные нарушения антикоррупционного законодательства.

Заинтересованное лицо ПВП в судебном заседании показал, что находит заявленные административные требования не обоснованными, с которыми он также не согласен. Не оспаривает, что им недействительно небыли предоставлены сведения, касамые несовершеннолетней дочери Арины, так как с семьей отношений не поддерживает. По расходам им указывались в справку сведения на основании справки бухгалтерии, других доходов у него нет. Жилищную субсидию он не получал. Открытых действующих счетов в ПАО «Сбербанк», которые им не были указаны в справке у него не имеется. Указанный в исковом заявлении объект недвижимости – земельный участок, им был ранее продан, сведения о переходе прав собственности на данный объект им не проверялись. Он работал в 2017 году по совместительству в ДО «ДООФСЦ», где как педагогический работник получал жилищную субсидию, сумму которой он видимо забыл указать в справке в графе «доход».

Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Черлакского района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Суд, изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) определен предмет регулирования настоящего Кодекса, который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении, в том числе судами общей юрисдикции административных дел, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных отношений.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др.

В соответствии с п.2 ст.3 КАС РФ одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что решением избирательной комиссии Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области № 10/7 от 14.09.2015 «Об итогах голосования на выборах депутатов Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области 13.09.2015 года» 10 лиц, в том числе Приходько Валерий Петрович, избраны на должность депутатов Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области (л.д.117-118).

Также из материалов дела следует, что в результате проведенного анализа исполнения лицами, замещающими муниципальные должности, обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, начальником управления Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений Мурашкиным И.Ю. установлено, что временно исполняющему обязанности Губернатора Омской области, депутатом, в том числе Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП не представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (л.д.119-120).

На основании представленной Управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений о неисполнении отдельными депутатами муниципальных образований области обязанности по предоставлению сведений о доходах информации, распоряжением Губернатора Омской области №246-рк от 16.11.2018 (л.д.121) в отношении депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП назначено осуществление Управлением Губернатора по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В ходе указанной выше проверки установлено, что депутатом Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП не представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года в отношении несовершеннолетнего ребенка ПАВ Из пояснений депутата следует, что указанные выше сведения он не предоставил в отношении несовершеннолетней дочери по причине того, что не имеет связи с ребенком и бывшей супругой ПНВ, брак с которой был расторгнут и прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка №23 Омского района Омской области 25.01.2005 года, вместе с тем, родительских прав в отношении данного несовершеннолетнего он не лишен. При этом, в ходе проверки ПВП не представил документов, подтверждающих факты получения информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении несовершеннолетней дочери ПАВ Справка в отношении указанного несовершеннолетнего не сдавалась ПВП и за отчетный период 2015 года. Кроме того, проверкой установлено, что в разделе 1 «сведения о доходах» в графе «доход по основному месту работы» своей справки за отчетный период 2017 года, ПВП указал свой доход в размере 79 695,00 рублей. Однако, из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 19.12.2018 №04-03-03/13760 следует, что доход последнего за указанный отчетный период по основному месту работы составляет 97 721,25 рублей. Таким образом, общая сумма сокрытого ПВП дохода по основному месту работы за 2017 год составила 18 026,25 рублей, что превышает 10% общей суммы дохода за отчетный период. Раздел 3 справки ПВП не заполнял, однако из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости у последнего в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года имеется в собственности земельный участок площадью 620 кв.м., по адресу: <адрес>». Кроме того, ПВП указал в разделе 4 справки наличие одного счета в ПАО «Сбербанк России» от 21.08.2017, тогда как из ответа ПАО «Сбербанк России» от 13.12.2018 №0066092270 следует, что последний имеет в данном кредитном учреждении 8 действующих счетов с датами открытия – 20.01.2016 года, 30.12.2014 года, 11.04.2017 года, 14.08.2017 года, 26.10.2009 года, 22.04.2002 года, 17.07.2015 года, 23.10.2009 года, в том числе с остатками денежных средств на 31.12.2017 года. Также ПВП являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2015 год в сумме 6952,23 рублей и получение данного дохода в разделе 1 справки за 2015 год не указано. По результатам проведенной проверки в отношении депутата ПВП должностным лицом управления Губернатора, проводившим данную проверку был сделан вывод о том, что непредставление сведений в отношении несовершеннолетнего ребенка, а также представленные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП недостоверны и неполны, являются способом уклонения от предоставления указанных достоверных сведений, в связи с чем, нарушено антикоррупционное законодательство, и имеются основания для применения к последнему мер юридической ответственности. Вышеуказанные обстоятельства изложены в докладе начальника управления Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (л.д.123-126).

Установленные в результате проведенной выше проверки обстоятельства нарушения депутатом Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП антикоррупционного законодательства, подтверждены представленными в судебном заседании соответствующими исследованными доказательствами.

На основании результатов проведенной проверки в отношении депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП, в адрес председателя Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, Губернатором Омской области 30.01.2019 года (л.д.127-129) направлено письменное мотивированное обращение, в котором Губернатор предложил Совету досрочно прекратить полномочия депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП в связи с несоблюдением им антикоррупционного законодательства.

Из протокола заседания Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 22.02.2019 года (л.д.177-179) следует, что на повестку дня выносился вопрос о рассмотрении обращения Губернатора Омской области о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения ПВП По данному вопросу с информацией выступил начальник сектора соблюдения запретов, ограничений, требований, установленных в целях противодействия коррупции, управления Губернатора Омской <адрес> по профилактике коррупционных и иных правонарушений – МВЕ В связи с несоблюдением антикоррупционного законодательства было предложено досрочно прекратить полномочия депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП На заседании Совета депутат ПВП пояснил о не возможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении несовершеннолетнего ребенка, в связи с тем, что с бывшей супругой и несовершеннолетним ребенком не общается. Вопрос был поставлен на голосование: «О досрочном прекращении полномочий депутата Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Приходько В.П». Проголосовали – 8 депутатов из 8, «за» - 0, «против» - 8, «воздержались» - 0. Решили: в связи с незначительными нарушениями депутаты Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района не видят оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения ПВП.

22.02.2019 года, решением Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области № 8 «О рассмотрении обращения Губернатора Омской области о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения Приходько В.П» решено: в связи с незначительными нарушениями депутаты Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района не видят оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения Приходько ПВП.

Губернатор Омской области Бурков А.Л. обратился в суд с настоящим административным иском.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Согласно действующей редакции названной нормы полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Предусмотренные законом названные запреты и ограничения связаны со статусом депутата представительного органа местного самоуправления и действуют в период исполнения полномочий депутата органа местного самоуправления, истечение полномочий депутата прекращает правоотношения, связанные с соблюдением ограничений, предусмотренных законодательством о коррупции для депутата представительного органа местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона №273-ФЗ).

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.2 ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ).

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме, утвержденной Президентом Российской Федерации справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пунктам 6-7 статьи 18.1 Устава Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, принятого Советом Татарского сельского поселения на основании решения от 25.11.2005 №18, дополненного данной статьей решением Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 31.07.2017 №24 (л.д.95-103), депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их расходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 7).

Также, решением Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 19.04.2017 №14 (л.д.182-185) было утверждено Положение о порядке представления депутатами Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно пункта 2 данного Положения, депутат Совета Татарского сельского поселения представляет ежегодно в постоянную комиссию Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области по регламенту и вопросам депутатской этике: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений о доходах, расходах, если общая сумма таких сделок превышает общий доход депутата Совета и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Сведения, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляются депутатами Совета не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 №460 (пункт 3).

В случае, если депутат Совета обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 3 настоящего Положения (пункт 4).

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, представленных депутатом Совета, осуществляется комиссией (пункт 6).

Сведения о доходах, расходах, указанные в пункте 5 настоящего Положения, за весь период замещения депутатом Совета его должности находятся на официальном сайте и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи (пункт 8).

В случае непредставления, представления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах депутат Совета несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (пункт 9).

Согласно пункту 7.2 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (п. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Из анализа указанных положений норм следует, что при наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата решение о прекращении его полномочий принимается в безусловном порядке.

Законодательным Собранием Омской области принят Закон Омской области от 22.03.2018 №2060-ОЗ «О представлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений».

Официальным опубликованием областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области нормативного характера считается первая публикация их полного текста в официальных изданиях – газете «Омский вестник», «Ведомостях Законодательного Собрания Омской области» или первое размещение (опубликование) их полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в соответствии с федеральным законодательством (п.1 ст.37 Закона Омской области от 21.11.2002 №409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области».

В соответствии с п.1 ст.41 вышеуказанного закона областные законы, постановления Законодательного Собрания Омской области нормативного характера вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным и областным законом, постановлением Законодательного Собрания Омской области нормативного характера.

Согласно ст.7 Закона Омской области №2060-ОЗ он вступает в действие через 10 дней после дня его официального опубликования.

Указанный закон был опубликован на официальном интернет-портале информации http://www.pravo.gov.ru, 26.03.2018, в газете «Омский вестник» №13 от 06.04.2018 года, и вступил в действие с 06.04.2018 года.

Согласно п.4 ч.2 ст.2 Закона Омской области №2060-ОЗ, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Частью 4 статьи 2 закона №2060-ОЗ предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, ежегодно представляет Губернатору Омской области сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений (отчетный период), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии со ст.2 настоящего Закона, осуществляет руководитель органа Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений путем подписания справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч.1 ст.4 Закона Омской области №2060-ОЗ).

Таким образом, после вступления в законную силу названного правового акта депутаты органов местного самоуправления обязаны представить предусмотренные федеральным законодательством сведения.

Согласно ч.1 ст.3 Закона № 2060-ОЗ, в случае невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, подает Губернатору Омской области заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей.

Заявление подается в течение 3 дней со дня возникновения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности лица, замещающего муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, но не позднее срока, установленного подпунктом 4 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона (ч.4 ст.3 Закона №2060-ОЗ).

В соответствии с части 2 статьи 6 Закона № 2060-ОЗ основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: 1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; 2) руководителем органа Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений;3) работниками подразделений кадровых служб органов местного самоуправления Омской области, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностными лицами органов местного самоуправления Омской области, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 4) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 5) Общественной палатой Российской Федерации; 6) Общественной палатой Омской области; 7) средствами массовой информации.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (ч.5 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), предоставляется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность, была распространена Федеральным законом от 03.11.2015 гола №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми были внесены изменения в ч.10.1 ст.40 «Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.4.1 и 5 ст.12.1 «Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности» Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Соответственно, с момента вступления в действие Федерального закона от 03.11.2015 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все депутаты представительного органа местного самоуправления обязаны соблюдать антикоррупционное законодательство вне зависимости от каких-либо факторов.

В ходе судебного заседания было установлено, что депутатом Совета Татарского сельского поселения ПВП указанные выше обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством за упомянутые выше отчетные периоды времени не исполнены надлежащим образом, что являлось основанием для досрочного прекращения им полномочий. Вместе с тем, Советом Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области решение о досрочном прекращении полномочий депутата ПВП принято не было.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что непринятие Советом Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской <адрес> в установленный законом срок должных мер реагирования, предусмотренных Федеральными законами «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является бездействием со стороны представительного органа муниципального образования, при этом, незаконные действия должностных лиц – депутатов Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области – органа местного самоуправления влекут к неисполнению государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

Управление Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений является структурным подразделением Аппарата Губернатора и Правительства Омской области, осуществляющим деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Учитывая, что основание прекращения полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения ПВП по пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является императивным, не зависящим от мнения представительного органа местного самоуправления, суд считает необходимым принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП

Доводы представителя ответчика, о том, что законодателем 10.07.2019 в третьем чтении приняты изменения и поправки в антикоррупционное законодательство, которыми смягчаются требования к депутатам за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства, суд находит не состоятельными при разрешении настоящего дела, поскольку, в силу ч.5 ст.2 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

Заявленный представителем ответчика срок обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ не пропущен. В силу данной нормы, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение Совета Татарского сельского поселения №8 принято 22.02.2019 года, с настоящим административным иском, административный истец обратился в Черлакский районный суд 20.05.2019, то есть в предусмотренный законом срок. Срок давности для обращения в суд с заявленными требованиями в части требований по результатам проведенной Управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проверки за отчетный 2015 год, в силу норм действующего законодательства, также не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177, п.п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Татарского сельского поселения ПВП, в связи с неисполнением им установленной Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанности, по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка ПАВ, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, за 2015, 2017 годы, а также представления достоверных сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в отношении себя.

Считать депутата Совета Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области ПВП, досрочно прекратившим полномочия в соответствии с требованиями части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Омский Областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья Е.В. Губер