ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-241/2021 от 07.10.2021 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

административное дело № 2а-241/2021

7 октября 2021 г. г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Петюркина А.Ю.,

с участием административного истца Малышева Д.С.,

представителя административного ответчика военного комиссара Свердловской области – Бонарь И.С.,

при секретаре судебного заседания Исламове Р.А.,

рассмотрев административное дело, возбужденное по административному иску <данные изъяты>Малышева Д. С. об оспаривании действий военного комиссара Свердловской области, связанных с оплатой расходов по перевозке личного имущества не в полном объеме,

установил:

в своем административном иске Малышев оспорил действия военного комиссара Свердловской области по неполному возмещению его затрат, понесенных на перевозку личного имущества к месту жительства после увольнения с военной службы. С учетом принятых судом к производству уточненных требований Малышев просил признать незаконными действия военного комиссара Свердловской области в части отказа в оплате ему этих расходов в сумме 66 196 руб. 72 коп.

В судебном заседании административный истец требования поддержал и, сославшись на положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. № 300, указал об обязанности возмещать расходы при перевозке личного имущества на основании представленных документов, а также заявил, что понесенные им не оплаченные расходы были обязательны, самостоятельно он выполнить оплаченные услуги не мог, а без их оплаты перевозке ему не предоставлялась.

Одновременно он пояснил, что дооборудование контейнера, по его предположению, заключалось в установке дополнительных устройств для крепления перевозимого им автомобиля и установки заградительного щита для его защиты от остальных перевозимых им личных вещей, которых он в действительности перевозил больше, нежели указал в документах на перевозку – для меньшей оплаты «объявленной ценности»; стоимость этих вещей, как и автомобиля в целях страхования перевозимого имущества он определил самостоятельно; работа грузчиков и их бригадира в г. Екатеринбурге, стоимость которой не была возмещена ему, заключалась в перегрузке личных вещей из прибывшего контейнера на железнодорожной станции в автомобиль и выгрузке из него в квартиру, которую он на тот момент снимал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, сославшись на те же, что и административный истец положения нормативно-правовых актов, одновременно указала, что возмещение дополнительных расходов, в том числе понесенных на основании соглашения сторон, этими актами не предусмотрено.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выпискам из приказов <данные изъяты> от 24 октября 2014 г. и командира войсковой части от 27 ноября 2014 г. проходивший военную службу по контракту Малышев досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 28 ноября 2014 г. исключен из списков личного состава войсковой части с выдачей ему справки о неиспользовании воинских перевозочных документов для провоза домашних вещей к избранному месту жительства.

В своем письменном заявлении военному комиссару Октябрьского и Ленинского районов от 18 февраля 2020 г., в дальнейшем перенаправленного последним военному комиссару Свердловской области, Малышев, прилагая оправдательные документы, просит компенсировать ему расходы, связанные с перевозкой личных вещей железнодорожным и автомобильным транспортом от <адрес> до <адрес>.

В связи с частичной на сумму 23921 руб. 60 коп. компенсацией 22 апреля 2021 г. указанных расходов Малышев 3 июня 2021 г. обратился к военному комиссару Свердловской области с претензией, в которой просил произвести доплату отказанной суммы компенсации понесенных расходов, на что последним 9 июня 2021 г. ему был дан ответ с разъяснением о том, что не подлежат оплате услуги по сопровождению (охране) груза, дооборудование контейнера/вагона, крепление/ раскрепление грузов, а также прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги.

В то же время, как следует из копии заявки на кассовый расход 28 сентября 2021 г., административному истцу произведена доплата расходов по провозу им личного имущества в сумме 8748 руб. 80 коп.

Из письменных возражений представителя административного ответчика, а также самостоятельно произведенного административным истцом расчета следует, что ко дню рассмотрения дела Малышеву не возмещены понесенные при перевозке личного имущества суммы, выплаченные ООО «<данные изъяты>» в размере 1278 руб. за дооборудование контейнера, 14754 руб. за крепление и раскрепление груза, 1384 руб. 80 коп. получение визы на отправку груза и 442 руб. 80 коп. за оформление железнодорожной накладной, а также объявленная ценность в размере 1905 руб. 12 коп., услуги по охране в размере 11832 руб. и страхованию в размере 15000 руб., а также погрузочно-разгрузочные работы в размере 19600, руб., всего на сумму 66196 руб. 72 коп.

Приведенные выше обстоятельства сторонами под сомнение не поставлены, подтверждены ими в судебном заседании. В свою очередь факты несения названных не компенсированных расходов подтверждаются следующими представленными суду доказательствами.

Так согласно заказу № 13312978 от 22 сентября 2020 г. по договору № НКП ДВДЖ-923170 от 22 сентября 2020 г., заключенному между ПАО «<данные изъяты>» и Малышевым, справке специалиста по продажам и клиентскому сервису ПАО «<данные изъяты>» от 27 сентября 2021 г., акту № 3971203 от 25 сентября 2020 г. об оказанных услугах по названному договору, счету – фактуры № 113120/15 от 25 сентября 2020 г., договору № 16 НОР-1/20/2844 на оказание услуг по сопровождению (охране) грузов сменным способом от 15 сентября 2020 г., заключенному между Федеральным государственным предприятием «<данные изъяты>» и Малышевым, двум извещениям на оплату ж/д услуг с указание в адресах плательщика «ОХРАНА» и «объявл. ценность», договору возмездного оказания услуг № 021 от 25 октября 2020 г., заключенному между индивидуальным предпринимателем Ш. и Малышевым, акту о выполненных работах, квитанции № 815412 серии КВ, выпискам по контракту клиента ВТБ (ПАО) и ПАО «Сбербанк» на имя Малышева, кассовым чеков и чек-ордерам, а также пояснений самого Малышева в суде им в числе прочих оплачены следующие предоставленные ему в связи с перевозкой личного имущества услуги:

- дооборудование контейнера/вагона (подготовка контейнера под погрузку) – монтаж креплений для автомобиля и перегородки для его сохранности от остальных перевозимых личных вещей, - в сумме 1278 руб.;

- крепление/раскрепление груза в сумме 14754 руб.;

- прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (получение за грузополучателя визы на погрузку грузов по его просьбе, внесение заявки в программу и дальнейшее ее согласование) - в сумме 1384 руб. 80 коп.;

- прочие платежно-финансовые и иные экспедиторские услуги (оформление железнодорожной накладной в электронном формате) - в сумме 442 руб. 80 коп.;

- страхование перевозимого автомобиля марки «HYUNDAI CRETA» от всех видов риска на сумму собственной его оценки в 1000000 руб. с внесением страхового взноса в сумме 15000 руб.;

- объявленная ценность остального перевозимого личного имущества – в сумме 1905 руб.12 коп.;

- охрана перевозимого груза – в сумме 11832 руб.;

- услуги грузчиков, включая бригадира, по переносу 73 мест груза и демонтажу каркаса – в общей сумме 19600 руб. при перемещении в соответствии с квитанцией о приеме груза на перевозку контейнерной отправкой и описью на перевозку грузов с объявленной ценностью за исключением автомобиля лишь 36 мест.

Как указано в п.п. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

В соответствии с п. 1.2 ст. 20 этого Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354, во исполнение ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых предусмотрена военная служба, Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет. Также установлено, что порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба.

Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации 8 июня 2000 г. издан приказ № 300, в соответствии с п. 1 которого в числе других военным комиссарам приказано возмещать гражданам, уволенным с военной службы, имеющим право на бесплатный перевоз личного имущества расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 790 того же Кодекса за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Как указано в п.п. 1.3 и 1.6 Тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 47-т/5 в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля. Эти тарифы включают в себя платы за пробег вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу и платы за услуги по использованию инфраструктуры РЖД.

С учетом изложенного выше следует прийти к выводу, что действующее законодательство предусматривает право уволенных военнослужащих на возмещение фактически понесенных расходов на перевоз ими личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом.

При этом, под перевозом личного имущества понимается его перемещение из одного в другое место. Следовательно, под возмещением расходов на перевоз следует понимать возмещение средств, выплаченных непосредственно за перемещение имущества, в которые с учетом приведенных выше положений ГК РФ и постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации включаются в том числе платы за пробег, а также за услуги по использованию инфраструктуры РЖД.

В то же время расходы по монтажу дополнительных креплений в контейнере для сохранности груза, его креплению, получению за грузополучателя визы на погрузку грузов по его просьбе, оформлению документов, охране перевозимого груза и его страховке, а также по оплате услуг грузчиков, по выгрузке личных вещей, понесенные административным истцом, в силу изложенного выше, не смотря на его заявления о невозможности без таковых перемещения его личных вещей, не относятся ни к плате за перевоз (за перемещение), ни к использованию инфраструктуры РЖД, которые подлежали бы возмещению на основании п. 1.2 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». То есть такие расходы возмещению административному истцу не подлежат, что верно следует из позиции стороны административного ответчика.

Одновременно суд отвергает заявление административного истца об обязательности несения расходов по страхованию перевозимых вещей, в том числе автомобиля, и по сопровождению (охране) контейнера, поскольку они, как и расходы по оплате услуг грузчиков, были понесены Малышевым на основании двусторонних дополнительных не связанных с договором перевозки договоров, заключенных сторонами добровольно.

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии нарушения каких-либо прав Малышева действиями административного ответчика, а поэтому в заявленных требованиях надлежит отказать.

Поскольку в требованиях отказано, то оснований для возврата уплаченной административным истцом при обращении в суд государственной пошлины, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 179, 180 и 227 КАС РФ, военный суд -

решил:

в административном исковом заявлении Малышева Д. С. об оспаривании действий военного комиссара Свердловской области, связанных с оплатой расходов по перевозке личного имущества не в полном объеме, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия 11 октября 2021 г. в окончательной форме.

Председательствующий А.Ю. Петюркин

Согласовано ______________