ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-241/2022 от 16.02.2022 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,

с участием представителя административного истца – помощника Рыбинского межрайонного прокурора – Лутошкиной К.С.,

при секретаре – Влажиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, мотивировав тем, что в ходе проведения межрайонной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения, о погребении и похоронном деле в части предоставления муниципальных услуг по вопросам погребения и похоронного дела, в том числе по предоставлению участков земли для погребения умерших на территориях общественных кладбищ, регистрации и учета мест захоронений на общественных кладбищах, выявления неучтенных захоронений, обеспечения инвентаризации мест захоронений и деятельности общественных кладбищ, создания специализированных служб по вопросам похоронного дела. В нарушение указанных требований закона специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края не создана, порядок её деятельности не определен. 11.03.2021 в адрес главы Уральского сельсовета было внесено представление о необходимости создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, однако, в установленный срок конкретные меры по устранению имеющихся нарушений закона не приняты, нарушения не устранены. В связи с чем, административный истец просит признать бездействие администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края незаконным по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязать создать на территории Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Рыбинского межрайонного прокурора Лутошкина К.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель административного ответчика - Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, об отложении не просил.

Представитель заинтересованного лица – администрации Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона № 8-ФЗ).

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Федерального закона № 8-ФЗ).

Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают рядом полномочий, в частности, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

На основании части 4 статьи 51 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Из системного толкования вышеуказанных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. При этом федеральным законодателем органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них органов местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Таким образам, федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Пунктом 24 ч.1 ст. 7 Устава Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Рыбинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края проведена проверка по оценке соблюдения требований законодательства в сфере организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения, о погребении и похоронном деле. Предметом проверки явилось соблюдение требований законодательства в сфере организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения, о погребении и похоронном деле в части предоставления муниципальных услуг по вопросам погребения и похоронного дела, в т.ч. по предоставлению участков земли для погребения умерших на территориях общественных кладбищ, регистрации и учета мест захоронений на общественных кладбищах, выявления неучтенных захоронений, обеспечения инвентаризации мест захоронений и деятельности общественных кладбищ, создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.

11.03.2021 г. в адрес главы Уральского сельсовета Рыбинским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Так проверкой было установлено, что органом местного самоуправления поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, в том числе не проводился открытый конкурс с последующим заключением муниципального контракта на выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела с организациями немуниципальной формы собственности.

На представление Рыбинского межрайонного прокурора администрацией Уральского сельсовета Рыбинского района дан ответ о том, что в целях устранения нарушений законодательства о погребении и похоронном деле издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения об организации семейных (родовых) захоронений на территории кладбища Уральского сельсовета.

На запрос Рыбинской межрайонной прокуратуры администрация Уральского сельсовета Рыбинского района 25.01.2022 года сообщила, что на территории муниципального образования п.Урал нет организаций деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (конкурс не проводился, заключенных договоров нет, документов о создании специализированной службы нет). Наличия соглашений о передаче полномочий в проверяемой сфере не имеется.

Сведений о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Уральского сельсовета Рыбинского района не представлено.

Исходя из положений пункта 22 части 1, части 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта «н» части 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», пункта 24 части 1 статьи 7 Устава Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения Уральского сельсовета.

Таким образом, поскольку к вопросам местного значения относятся участие в организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а отсутствие на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной службой или самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение, а кроме того создание специализированной службы по вопросам похоронного дела является обязанностью органа местного самоуправления, суд считает возможным удовлетворить требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и возложить обязанность на административного ответчика создать на территории Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, суд, учитывая временные затраты, необходимые для корректировки бюджета в связи с включением расходов на создание на территории сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела, полагает, что определенный административным истцом срок (3 месяца) является недостаточным, и находит целесообразным увеличить срок для исправления выявленных недостатков до 6 (шести) месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в отсутствии специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Возложить на администрацию Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу создать на территории Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 25.02.2022 года.

Председательствующий Л.Ф. Гаджиева

<данные изъяты>