РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы ДД.ММ.ГГГГ 2022 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Орловой А.В., с участием помощника прокурора В.Д.С., представителя административного ответчика – врио главы администрации муниципального образования М.О.В., действующего на основании прав по должности, распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования об обязании обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Ольхонский районный суд к администрации муниципального образования об обязании обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска административный истец указал на неисполнение административным ответчиком требований законодательства организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Представитель административного истца В.Д.С. заявленные требования поддержал.
Административный ответчик М.О.В. в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что на сегодняшний день пакет документов для подключения программного обеспечения к сети VipNet получен, ведется работа по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде, предоставленный истцом срок в течение календарного года им достаточно для обеспечения возможности закончить работу.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с пп.1 и 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении услуги и документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 01.07.2012) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1 993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.
Согласно Приложению № 2 к указанному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен до 01.01.2014.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным и муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Согласно разделу 6 Паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7, Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей, определенных п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.
В соответствии с разделом 4 Паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве задачи и результата указанного федерального проекта определено: обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения.
Согласно пункту 1.37 раздела 4.6 Паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» к задачам проекта отнесено внедрение цифровых технологий в сферах государственного управления и оказания приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, срок реализации установлен до 31.12.2024.
Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
В судебном заседании установлено, что административным ответчиком до настоящего времени возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг администрацией муниципального образования – сельского поселения не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты.
Обсуждая срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, на основании ст. 187 КАС РФ, суд приходит к выводу о предоставлении срока исполнения решения суда в течение одного календарного года со дня его вступления в законную силу, поскольку решение суда предполагает проведение определенного объема мероприятий, требующего временных затрат.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования (ИНН/ОГРН №/№) обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Афанасьева