УИД 31RS0009-01-2023-000393-11 Дело №2а-241/2023
Решение
Именем Российской Федерации
г. Грайворон 13 сентября 2023 года
Грайворонский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ломакиной Т.В.,
с участием:
представителя истца по заявлению ФИО1
представителя истца прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона – прокурора Грайворонского района Водяницкого А.Н. (по доверенности),
в отсутствие:
истца ФИО3,
представителя административного ответчика ФГАУ «Росжилкомлекс» МО РФ (филиал «Западный», территориальный отдел «Курский»), извещался через личный кабинет сервиса «Электронное правосудие», представителя заинтересованного лица в/ч 25624
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомлекс» МО РФ) (в лице филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) о признании незаконным и отмене решения территориального отдела «Курский» филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ об отказе в принятии на учет, обязании поставить на учет,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором, уточнив требования, просит признать незаконным решение № от 22.02.2023 Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (в лице территориального отдела «Курский» филиала «Западный») (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») об отказе в принятии ее на учет как гражданки Российской Федерации, подлежащей переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», а также обязать административного ответчика поставить ее на указанный учет.
В обоснование требований ФИО3 сослалась на то, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с ФИО4 и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на его иждивении, проживала с ним до момента его смерти ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> что установлено вступившим законную силу решением Грайворонского районного суда от 08.07.2020.
15.01.2020 территориальным отделом «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» принято решение №46-84/12, которым были поставлены на учет ФИО5, его дочь - АЕН, сын - АВН и внучка - ВАК, как граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно. При этом ФИО3 не признана указанным решением нуждающейся, как член семьи гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, в связи с отсутствием факта совместного проживания.
ФИО3, являясь вдовой ФИО5, с учетом установленного решением Грайворонского районного суда Белгородской области от 08.07.2020 факта совместного проживания и нахождении на иждивении супруга, обратилась в территориальный отдел Курский филиала Западный ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ с заявлением о принятии ее на учет как гражданки Российской Федерации, подлежащей переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Решением территориального отдела Курский филиала Западный ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ № от 22.02.2023 ФИО3 было отказано со ссылкой на несоответствие ее требованиям п. 1 Указа Президента РФ № 239 от 23 мая 2019 г. «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков».
Считает данное решение незаконным. Выводы, положенные государственным органом в основу принятого решения, не обоснованы, так как факт проживания гражданина в закрытом военном городке и выразившего волю на переезд является достаточным условием для признания за ним права на получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Указала, что оспариваемое решение не содержит мотивировки содержащихся в нем выводов, что является основанием для его отмены.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя ФИО1(по доверенности 31 АБ 2037168 от 20.02.2023)
Представитель административного истца по доверенности - ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, указал, что ФИО3 относилась к членам семьи бывшего военнослужащего, зарегистрирована по месту жительства в закрытом военном городке Вооруженных Сил Российской Федерации, других жилых помещений в собственности или по договору социального найма не имеет, является пенсионеркой и относится к категориям граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных сил РФ в целях предоставления в соответствии с Указом Президента РФ № 239 от 23 мая 2019 г. «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Представитель Административного ответчика ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом (ШПИ 80097787022895 с отметкой Почты России «Вручение адресату» 30.082023) представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия и письменные возражения против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что супруг административного истца ФИО7 – ФИО5 1 декабря 2019 года подал в отделение г. Курска заявление о принятии его на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков ВС РФ в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2019 №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (далее -Указ) с составом семьи жена – ФИО3, дочь – АЕН, сыном АВН, внучкой ВАК
Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО5 был принят на учет с составом семьи: дочь АЕН, сын АВН, внучка ВАК Указанным решением ФИО10 было отказано в постановке на учет по причине отсутствия регистрации в жилом помещении, из которого подлежат переселению. Данное решение обжаловано не было.
ДД.ММ.ГГГГФИО5 умер, ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> произошел пожар, были проведены мероприятия по расселению жителей. Семья ФИО5 не обращалась с заявлением о предоставлении другого жилого помещения на территории закрытого военного городка взамен пришедшего в негодное состояние по причине пожара.
Полагает требования ФИО7 необоснованными, поскольку ей было отказано в признании членом семьи ее супруга ФИО5 при постановке последнего на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков».
Представитель 56 Военной прокуратуры в лице прокурора Грайворонского района Белгородской области (по доверенности) поддержал заявленные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям, полагает, что ФИО3 относится к категории граждан, которые подлежат переселению из закрытых военных городков путем предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно гражданам.(л.д. 136).
Представитель заинтересованного лица в/ч 25624, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ), в судебное заседание не явился, позицию по делу не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, поскольку их явка обязательной судом не признана.
Рассмотрев дело по существу, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 752-р от 01 июня 2000 г. <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органом ФСБ России.
Указом Президента Российской Федерации № 239 от 23 мая 2019 г. «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», вступившим в силу с 01 сентября 2019 г., установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, дается определение круга субъектов, на которых он распространяет свое действие.
Согласно пункту 1 действие названного Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей. При этом достаточными условиями применения положений названного Указа Президента Российской Федерации являются проживание и волеизъявление гражданина переселиться из закрытого военного городка независимо от наличия трудовых или служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений утвержден Приказом Министра обороны РФ от 26 августа 2019 года № 485.
Настоящий Порядок устанавливает правила деятельности уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) (специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - специализированная организация) по ведению учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно (далее - учет) и предоставлению гражданам, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», и совместно проживающим и состоящим с ними на учете членам их семей, указанным в пункте 2 Указа, жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Судом установлено, что ФИО5 являлся военным пенсионером с 1995 года (л.д.84-об. сторона).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с составом семьи 5 человек была предоставлена на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны СССР служебная трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д.89).
Указанное служебное жилое помещение принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.
ФИО8 вступила в брак с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства на территории закрытого военного городка <адрес>л.д. 13,88).
01.12. 2019 ФИО5 обратился в отделение <адрес> с заявлением о принятии его на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков ВС РФ в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (далее - Указ) с составом семьи: жена – ФИО2, дочь – АЕН, сын АВН, внучка ВАК
Решением от 15.01.2020 ФИО5 был принят на учет с составом семьи дочь – АЕН, сыном АВН, внучкой ВАК Указанным решением супруга ФИО5 - ФИО10 не была признана нуждающейся, как член семьи гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, в связи с отсутствием факта совместного проживания. Данное решение обжаловано не было (л.д.10, 24).
ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99).
Решением Грайворонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 (дело 2-230/2020) установлен факт нахождения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении у супруга ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение суда вступило в законную силу и является обязательным (ст. 13 ГПК РФ).(л.д.11-12)
Таким образом, материалами гражданского дела 2-230/2020, в том числе и вышеуказанным решением суда подтверждается, что ФИО3, после заключения брака с ФИО5 была зарегистрирована по месту жительства на территории закрытого военного <адрес>-22 (с 02.04.20018), находилась на иждивении у своего мужа ФИО5 и проживала с ним до момента его смерти (ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>, на территории закрытого военного городка, как член семьи военнослужащего, получившего указанное жилье на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны СССР, то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР, в силу статей 53 и 94 которого истец не могла быть выселена без предоставления другого благоустроенного жилого помещения из жилого помещения, расположенного на территории закрытого военного городка. (л.д.11-12)
15.02.2020 в жилом <адрес> произошел пожар, гражданам, изъявивших желание переселиться и обратившимся в отделение, были распределены жилые помещения и заключены договора. (л.д.109, 109 - обрат сторона)
30.01.2023 в адрес территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ поступило обращение ФИО3, которая обратилась с заявлением о принятии ее на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ в целях предоставления в соответствии с Указом Президента РФ № 239 от 23.05.2019 года «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно. (л.д.92-93)
Решением начальника территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» <адрес> от 22.02.2023 ей было отказано, в связи с несоответствием требованиям п. 1 Указа Президента РФ № 239 от 23 мая 2019 г. «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков». При этом мотивы принятого решения не изложены. (л.д.118)
В силу пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в случае оспаривания решения, которым пересмотрено (отменено, изменено) ранее принятое в отношении гражданина или организации решение, в том числе при осуществлении пересмотра его вышестоящим органом или должностным лицом (статья 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 статьи 31 и пункт 1.1 статьи 139 НК РФ, пункт 2 части 4 статьи 23 и статья 51.2 Закона о защите конкуренции и др.), судам необходимо учитывать следующее.
Решения, которыми отказано гражданам, организациям в предоставлении права либо в результате которых ограничены их права или незаконно возложены обязанности, а также иным образом ухудшено их положение, могут быть изменены или отменены уполномоченными органами публичной власти, их должностными лицами без каких-либо ограничений при условии, что такие изменение или отмена не нарушают закон и не ухудшают правового положения других лиц.
Пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик исходил из отсутствия факта совместного проживания административного истца ФИО3 вместе со своим супругом ФИО5, состоявшим на учете граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков ВС РФ в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2019 №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации». Между тем, вступившим в законную силу решением Грайворонского районного суда от 08.07.2020 установлено совместное проживание ФИО3 со своим упругом в том числе на дату, по состоянию на которую на соответствующий учет был поставлен ФИО5 В силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в статье 13 ГПК РФ, названное решение суда обязательно для применения административными ответчиками. В связи с чем административные ответчики не исполнили при принятии оспариваемого решения обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан к закону и действиям государства, что свидетельствует о незаконности данного решения.
Кроме того, оспариваемое решение не содержит мотивов его вынесения, что само по себе является достаточным основанием для признания такого решения незаконным с возложением на принявший решение публичный орган обязанности по повторному рассмотрению заявления ФИО3
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, согласно вышеуказанной норме процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.
Руководствуясь данной нормой процессуального закона, суд, принимая во внимание то обстоятельство, что принятие решения о по заявлению ФИО3 о постановке ее на учет относится к компетенции административного ответчика, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, полагает достаточным способом восстановления права административного истца возложение на «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомлекс» МО РФ) (в лице территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО3 о принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2019 №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО3 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомлекс» МО РФ) (в лице территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) о признании незаконным и отмене решения территориального отдела «Курский» филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ об отказе в принятии на учет, обязании принять на учет ФИО3, - удовлетворить.
Признать незаконным решение территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства Обороны РФ» №№ от 22.02.2023 об отказе ФИО3 в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность граждан.
Возложить на «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомлекс» МО РФ) (в лице территориального отдела «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2019 №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, представления в Белгородский областной суд через Грайворонский районный суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.И. Волобуева
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2023 г.