ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-241/2024 от 01.02.2024 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-241/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2024 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Манджиева О.Б.,

при секретаре судебного заседания Бадмаевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты о признании незаконным бездействия по исполнению определенных мероприятий и возложении обязанности устранить нарушения требований градостроительного законодательства,

у с т а н о в и л:

прокуратура города Элисты обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой города проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в разделе документов города Элисты размещены программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты до 2026 года, социально-экономического развития города Элисты на 2013-2017 годы, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты на 2011-2019 годы. Между тем, действующие программы социально-экономического развития города Элисты, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты отсутствуют, проекты этих программ на официальном сайте Администрации г. Элисты не размещены. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты до 2026 года не содержит в себе графиков, изменения с момента ее утверждения не вносились. Кроме того, содержание данной программы не соответствует требованиям к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 года № 1440. По мнению административного истца, вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами отраслевого (функционального) органа Администрации г. Элисты требований федерального законодательства при осуществлении полномочий в сфере градостроительства, а также об отсутствии контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководства Администрации г. Элисты. 11 октября 2023 года прокуратурой города в адрес Главы Администрации г. Элисты внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона до настоящего времени не устранены.

На основании вышеизложенного, просит признать незаконным бездействие Администрации г. Элисты по непринятию мер по разработке и утверждению программ социально-экономического развития города Элисты, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты, а также по приведению в соответствие с действующим законодательством программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты, утвержденной постановлением администрации г. Элисты № 1204 от 31 мая 2018 года; обязать Администрацию г. Элисты разработать и утвердить программы социально-экономического развития города Элисты, а также комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты; обязать Администрацию г. Элисты привести в соответствие с действующим законодательством программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты, утвержденную постановлением Администрации г. Элисты № 1204 от 31 мая 2018 года.

16 января 2024 года поступило уточненное административное исковое заявление прокурора города, в котором просит обязать Администрацию г. Элисты разработать и утвердить программы социально-экономического развития города Элисты, а также комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты в срок до 01 сентября 2024 года; обязать Администрацию города Элисты привести в соответствие с действующим законодательством программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты, утвержденную постановлением Администрации г. Элисты № 1204 от 31 мая 2018 года, в срок до 01 сентября 2024 года.

Помощник прокурора г. Элисты Кокеляева К.Э. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г. Элисты Мукабенов Б.А. с доводами уточненного административного иска согласился.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административное исковое заявление предъявлено прокурором в целях обеспечения и защиты конституционных прав неопределенного круга лиц.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

К полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. (п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

Согласно положениям ч. ч. 5 - 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, разрабатываются органами местного самоуправления поселений и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.

Требования к программе комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 1440.

Пунктами 5 и 6 указанных Требований установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшейся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и Целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры должен быть разработан с учетом развития объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения. Программа должна содержать графики выполнения мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (п. 13 Требований).

Как следует, из материалов дела, в результате проверки установлено, что действующие программы комплексного развития социальной инфраструктуры, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города в настоящее время отсутствуют, проекты этих программ на официальном сайте Администрации г. Элисты не размещены.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты до 2026 года утверждена постановлением Администрации г. Элисты №1204 от 31 мая 2018 года.

Решением Элистинского городского Собрания от 01 июля 2010 года № 1 утвержден Генеральный план города Элисты, в который неоднократно вносились изменения, в том числе решениями от 06.06.2019 № 9, от 29.08.2019 № 7, от 27.11.2019 № 4, от 26.12.2019 № 4, от 26.05.2020 № 3, от 25.06.2020 № 13, от 23.07.2020 № 4, от 17.09.2020 № 6, от 26.11.2020 № 3, от 24.12.2020 № 3, от 21.01.2021 № 1, от 16.03.2021 № 5, от 30.03.2021 № 9, от 18.05.2021 № 1, от 24.06.2021 № 7, от 27.07.2021 № 2, от 23.09.2021 № 10, от 16.10.2021 № 1, от 29.11.2021 № 12, от 23.12.2021 № 8, от 15.02.2022 № 5, от 11.03.2022 № 2, от 31.03.2022 № 8, от 12.05.2022 № 5, от 30.06.2022 № 7, от 29.09.2022 № 10, от 29.11.2022 № 5, от 29.06.2023 № 7, от 21.09.2023 № 9, от 28.11.2023 № 6, от 26.12.2023 № 5.

Вместе с тем Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты до 2026 года не содержит изменений с момента ее утверждения.

Кроме того, содержание данной Программы не соответствует требованиям к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 года № 1440.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика в судебном заседании.

11 октября 2023 года в адрес Главы Администрации города Элисты внесено представление о нарушении ненадлежащего исполнения должностными лицами отраслевого (функционального) органа Администрации города требований федерального законодательства при осуществлении полномочий в сфере градостроительства.

В ответ Администрация г. Элисты сообщила, что разработана стратегия социально-экономического развития г. Элисты на период до 2030 года. В целях исполнения рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Администрацией города Элисты планируется осуществить приведение в соответствии Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Элисты на 2011-2019 годы в Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Элисты отсутствует.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения Администрацией г. Элисты законодательства в сфере градостроительного законодательства.

Административный ответчик не представил суду, в нарушение ст. 62 КАС РФ, доказательства, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, а именно доказательства того, что в настоящее время приняты меры по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города, внесению изменений в Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты до 2026 года, равно как и не представлены доказательства того, что на административном ответчике не лежит обязанность по разработке и утверждению данных программ, в связи с чем, административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации г. Элисты по непринятию мер по разработке и утверждению программ социально-экономического развития, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты, а также по приведению в соответствие с действующим законодательством программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты.

Соответственно подлежат удовлетворению административные исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности разработать и утвердить программы комплексного развития социальной инфраструктуры, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города, а также по приведению в соответствие с действующим законодательством Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты до 2026 года, утвержденную постановлением администрации г. Элисты № 1204 от 31 мая 2018 года.

Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены недостатки, с учетом обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов административного ответчика, суд определяет данный срок до 1 сентября 2024 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора города Элисты (ИНН 0814026706, ОГРН 1020800765259) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты о признании незаконным бездействия по исполнению определенных мероприятий и возложении обязанности устранить нарушения требований градостроительного законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Элисты по непринятию мер по разработке и утверждению программ социально-экономического развития города Элисты, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты, а также по приведению в соответствии с действующим законодательством программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты, утвержденной постановлением администрации г. Элисты № 1204 от 31 мая 2018 года.

Обязать администрацию города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970) разработать и утвердить программы социально-экономического развития города Элисты, а также комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты в срок до 01 сентября 2024 года.

Обязать администрацию города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970) привести в соответствие с действующим законодательством Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Элисты, утвержденную постановлением Администрации г. Элисты № 1204 от 31 мая 2018 года, в срок до 01 сентября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Б. Манджиев

Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2024 года.