ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2420/20 от 11.09.2020 Ставропольского районного суда (Самарская область)


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В.,

с участием административного истца Кириленко Е.В., представителя административного истца Морозова А.Ю., представившего диплом о высшем юридическом образовании, допущенного к участию в деле на основании ч.5 ст. 57 КАС РФ,

представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области – Яловой Ю.В. и Кладчикова М.Ю.,

помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П.

при секретаре Ярошенко Е.В.

рассмотрев материалы по административному делу №2а-2420/2020 по административному исковому заявлению Кириленко Е.В. к Собранию представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области и Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Кириленко Е.В. обратилась к Собранию представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области и Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области с вышеуказанным иском, и с учетом уточненных исковых требований, просит:

1.Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О распределении избирательных бюллетеней для проведения голосования на выборах депутатов Собраний представителей сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ участковым избирательным комиссиям» в части, устанавливающей число избирателей и число бюллетеней в одномандатных избирательных округах по выборам депутатов Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области.

2. Признать недействительными бюллетени для голосования, которыми избиратели на одномандатных избирательных округах , 4, 6, 8, 9, 10 проголосовали досрочно.

3. Обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области распределить бюллетени между нижестоящими УИК в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

4. Обязать Территориальную избирательную комиссию Ставропольского района Самарской области определить границы избирательных участков на территории сельского поселения Тимофеевка м.р. Ставропольский в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», также в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решение Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные требования мотивированы тем, что решением Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов данного Собрания представителей на ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее - Закон) для проведения выборов депутатов муниципальных образований Самарской области образуются одномандатные избирательные округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона одномандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет; в схеме одномандатных избирательных округов обозначаются их границы, определяется перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указывается номер каждого одномандатного избирательного округа, число избирателей в каждом одномандатном избирательном округе.

Новая (измененная) схема одномандатных округов по выборам депутатов Собрания представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области не опубликована, также отсутствуют данные о количестве избирателей в округах.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона одномандатные избирательные округа должны образовываться соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов.

Число избирателей в округах сейчас можно узнать только из решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О распределении избирательных бюллетеней для проведения голосования на выборах депутатов Собраний представителей сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ участковым избирательным комиссиям»:

1 одномандатный избирательный округ - 1080

2 одномандатный избирательный округ - 745

3 одномандатный избирательный округ - 774

4 одномандатный избирательный округ - 570

5 одномандатный избирательный округ- 771

6 одномандатный избирательный округ – 551

7 одномандатный избирательный округ — 764

8 одномандатный избирательный округ – 695

9 одномандатный избирательный округ – 539

10 одномандатный избирательный округ – 635, таким образом, общее количество избирателей в с.п. Тимофеевка - 7124.

Среднее количество избирателей на округах должно соответствовать: 7124 /10=712.

С учетом отклонения от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов: 712*10%=71 человека.

Средняя норма представительства избирателей: 712 /10=71, то есть каждых 71 избирателей должен представлять 1 депутат.

Отклонение от средней нормы представительства избирателей может составлять не более чем 10 процентов или 71 человек.

Таким образом, число избирателей в округе должно находиться в пределах от 641 до 783 человек.

Следовательно, в округах ,4,6,8,9,10 нарушена норма представительства, установленная Законом, что нарушает основополагающий принцип проведения выборов: равное избирательное право (ст. 6 Закона).

В округах ,6,8,9,10 один голос избирателя имеет намного большее значение, чем в остальных округах. В округе , напротив, голос избирателя обесценен по сравнению с другими округами.

Также нарушен принцип равенства кандидатов (ст. 38 Закона) в вышеуказанных округах (в том числе права истца, как зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу ) с правами кандидатов в остальных округах. Поскольку располагая равными возможностями с кандидатами на других округах, кандидат в округе обязан вести агитацию большего числа избирателей.

В судебное заседание административный истец Кириленко Е.В., её представитель Морозов А.Ю. исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно Морозов А.Ю. пояснил суду, что при формировании избирательного фонда, своих возможностей, административный истец исходил и ориентировался на решение Собрания представителей с.п. Тимофеевка от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, исходя из сведений представленных ТИК Ставропольского района Самарской области по количеству избирателей, узнала, что количество избирателей полностью отличается и соответствует решению от 20.082020 года. Кроме того в период избирательной компании, в результате жалобы одного из депутатов в ТИК Ставропольского района, было установлено, что количество бюллетеней ТИК было сформировано исходя из решения Собрания представителей с.п. Тимофеевка от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, исходя из отзыва на административный иск ответчика – ТИК Ставропольского района, следует, что схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области, утверждена решением Собрания представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ. Также считает, что отсутствие отклонений от средней нормы избирателей по одномандатному избирательному округу не может указывать на отсутствие нарушений избирательных прав Кириленко Е.В., поскольку в других округах, количество избирателей меньше установленных отклонений, что прямо указывает на нарушения. Дополнительно Морозов А.Ю. пояснил, что к административному ответчику Собранию представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский истца в рамках предмета иска нет требований.

Представители административного ответчика - территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области Ялова Ю.В. и Кладчиков М.Ю. в судебном заседании просили в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснили, что в отзыве на исковое заявление допущена описка в номере и дате собрания представителей с.п. Тимофеевка, которым утверждена схема одномандатных избирательных округов, поскольку при определения количества избирателей бралась схема утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается количеством избирателей в избирательных округах, указанным в Приложении к решению окружной избирательной комиссии Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ. Также при расчете количества избирателей, и требуемых для выбора бюллетеней берется информация ГИС-выборы, информация в которой берется из базы ФМС. Считают поскольку решение собрания представителей с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ не признано не законным, действия ТИК Ставропольского района являются законными, при том, что по количеству избирателей, по одномандатному избирательном округе , куда баллотируется кандидат в депутаты Кириленко Е.В., находится в средней норме отклонения в 10%.

Представитель административного ответчика – Собрания представителей с.п. Тимофеевка в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, представил возражения, письменный текст которого приложен в материалы дела, в котором просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрации с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии Самарской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв, в котором просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица – партии «Справедливая Россия» в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлено.

Представителем прокурора Ставропольского района Самарской области Семидотченко А.П. дано заключение по настоящему делу в соответствии с ч. 7 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку нормативно правовой акт – решение Собрания представителей с.п. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, не отменено, требования иска вытекают из данного решения, ввиду чего не могут быть удовлетворены. Считает, что в одномандатном избирательном округе , явных отклонений от средних норм не наблюдается.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Спорные правоотношения регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), иными Федеральные законы, Конституции (уставы), Законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о выборах, принимаемыми в Российской Федерации, в частности, Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее Закон № 142-ГД).

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2).

Эти конституционные нормы корреспондируют положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "б" статьи 25), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Как установлено судом,истец не согласен с решением Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области принято от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении избирательных бюллетеней для проведения голосования на выборах депутатов Собраний представителей сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ участковым избирательным комиссиям», устанавливающей число избирателей и число бюллетеней в одномандатных избирательных округах по выборам депутатов Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области:

1 одномандатный избирательный округ - 1080

2 одномандатный избирательный округ - 745

3 одномандатный избирательный округ - 774

4 одномандатный избирательный округ - 570

5 одномандатный избирательный округ- 771

6 одномандатный избирательный округ – 551

7 одномандатный избирательный округ — 764

8 одномандатный избирательный округ – 695

9 одномандатный избирательный округ – 539

10 одномандатный избирательный округ – 635.

Указанное решение основано на схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания представителей, утвержденной решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), что также подтверждается путем сопоставления количества избирателей, указанных в данной схеме 7389, и в приложении к Решению ТИК Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ – 7124.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Как следует из пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

Согласно пункту 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

Истец указывает, что указанное решение не соответствует требованиям ст.18 Закона № 142-ГД, устанавливающей примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, поскольку число избирателей в округе с учетом отклонения не более чем 10 процентов или 71 человек, должно находиться в пределах от 641 до 783 человек, а решение этому не соответствует, ввиду чего в округах № 1, 4, 6, 8, 9, 10 нарушается норма представительства, установленная Законом, что нарушает основополагающий принцип проведения выборов: равное избирательное право (ст. 6 Закона).

В округах № 4,6,8,9,10 один голос избирателя имеет намного большее значение, чем в остальных округах. В округе № 1, напротив, голос избирателя обесценен по сравнению с другими округами.

Таким образом, нарушен принцип равенства кандидатов (ст. 38 Закона № 142-ГД) в вышеуказанных округах (в том числе права истца, как зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу № 3) с правами кандидатов в остальных округах. Поскольку располагая равными возможностями с кандидатами на других округах, кандидат в округе обязан вести агитацию большего числа избирателей.

В силу ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Как установлено решение Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания представителей с.п. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области», имеющееся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в настоящее время не оспорено и является действующим.

В соответствии сданным решением, принято оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссией муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствуют бесспорные доказательства тому, что оспариваемое решение принято ответчиком в нарушение предоставленных полномочий и действующего законодательства.

Истцом не доказано, какие конкретно его избирательные права и права на участие в референдуме нарушены оспариваемым решением, при том, что в одномандатном избирательном округе , куда баллотируется истец Кирилленко Е.В., количество избирателей, не превышает допустимого законом отклонения от средней по округам.

При этом, суд учитывает, что схема одномандатных избирательных округов от ДД.ММ.ГГГГ не меняет границы ранее образованных одномандатных избирательных округов, а лишь уточняет их описание, с целью соблюдения прав и законных интересов избирателей, проживающих на территории с.п. Тимофеевка, поскольку в случае если за основу будет взята схема одномандатных избирательных округов от ДД.ММ.ГГГГ, в которой количество избирателей составляет 5200, при том, что во взятой для применения ТИК Ставропольского района схеме, количество избирателей составляет 7124, что указывает на безусловную обязанность представительного органа сельского поселения, уточнения схемы, поскольку в противном случае будут нарушены права 2000 избирателей, лишенных права голосования. Кроме том, данное решение в настоящее время не оспорено и не отменено с соблюдением сроков такого оспаривания, на основании которого вынесено оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменение схемы одномандатного избирательного округа предполагает наличие на то конкретных оснований, предусмотренных пунктами 2 и 7.1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.

В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения иска о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части, устанавливающей число избирателей и число бюллетеней в одномандатных избирательных округах по выборам депутатов Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области, а также для удовлетворения остальных требований, производных от основного:

- признании недействительными бюллетеней для голосования, которыми избиратели на мандатных избирательных округах № 1, 4, 6, 8, 9, 10 проголосовали досрочно,

- обязании Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области распределить бюллетени между нижестоящими УИК в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ,

- обязании Территориальной избирательной комиссии Ставропольского района Самарской области определить границы избирательных участков на территории сельского поселения Тимофеевка м.<адрес> в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов, утвержденной решением Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 62, 140, 175, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Кириленко Елены Васильевны – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2020 в 20-55 часов.

Судья - подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья

УИД 63RS0027-01-2020-002838-89