Дело №2а-368/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Рябцевой А.И.
При секретаре судебного заседания Воронько А.Н.
с участием административного истца Туапсинского межрайонного прокурора Гаврилова А.В.
представителя административного ответчика администрации МО Георгиевское сельское поселение Туапсинского района – ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Туапсинского межрайонного прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Георгиевского сельского поселения Туапсинского района о признании незаконным бездействия административного ответчика выразившиеся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля), муниципального контроля, развитии малого и среднего предпринимательства и обязании устранить допущенные нарушения.
Административный иск мотивирован тем, что в ходе проведения Туапсинской межрайонной прокуратурой плановой проверки исполнения требований законодательства о государственном и муниципальном контроле, развитии малого и среднего предпринимательства, установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района при размещении информации о деятельности муниципального образования на официальном сайте в сети Интернет допущены нарушения закона. Администрацией работа по профилактике нарушений фактически не ведется. Семинары и конференции, разъяснительная работа в средствах массовой информации и информирование иными способами не проводится. Также, на официальном сайте администрации Георгиевского сельского поселения отсутствует информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях. Администрацией поселения создаются препятствия к свободному доступу информации о деятельности органов местного самоуправления, обязательной для размещения, что не соответствует основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Изложенные нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре) носят системный характер, бездействие администрации Георгиевского сельского поселения нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на свободу экономической деятельности, благоприятный деловой климат, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов.
В судебном заседании административный истец Туапсинский межрайонный прокурор Гаврилов А.В. требования иска поддержал по изложенным основаниям, просил суд признать незаконным бездействие администрации Георгиевского сельского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля), муниципального контроля, развитии малого и среднего предпринимательства, обязать администрацию Георгиевского сельского поселения разместить на официальном сайте в сети Интернет http://georgievskoe-tuapse.ru Программу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования Георгиевское сельское поселение на 2020 год, а также информацию, предусмотренную ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обеспечить доступ на официальном сайте в сети Интернет http://georgievskoe-tuapse.ru к информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях, обязать администрацию Георгиевского сельского поселения разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг http://pgu.krasnodar.ru регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача порубочного билета на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации Георгиевского сельского поселения Туапсинского района от 19.02.2018 №20, также обязать администрацию Георгиевского сельского поселения разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг http://pgu.krasnodar.ru актуализировать административный регламент Георгиевского сельского поселения «Присвоение, изменение и аннулирование адресов», в описании услуги внести сведения об органе власти, в ведении которого находится документ.
Представитель административного ответчика администрации Георгиевского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании требования административного иска признал в полном объеме и показал, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика исследовав представленные материалы, приходит к выводу, об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ) определены требования к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также к порядку ее размещения.
Статьей 6 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что одним из способов доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Положением ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ определены обязательные требования к содержанию информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет».
Постановлением главы администрации Георгиевского сельского поселения от 22.10.2014 № 199 «Об утверждении официального сайта Георгиевского сельского поселения Туапсинского района» установлено, что официальным сайтом органа местного самоуправления является сайт https://georgievskoe-tuapse.ru.
Согласно ст. 24 Закона № 8-ФЗ контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляют руководители органов местного самоуправления.
Однако должностными лицами администрации муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района при размещении информации о деятельности муниципального образования на официальном сайте в сети Интернет допущены нарушения закона.
В соответствии с частью 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До указанной даты применяются нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов муниципального контроля, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 4 ст. 2 Закона 294-ФЗ муниципальный контроль подразумевает под собой не только деятельность органов местного самоуправления по организации и проведению на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, но и организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
В силу ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля должны обеспечить информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
В судебном заседании установлено что администрацией работа по профилактике нарушений фактически не ведется. Семинары, конференции, разъяснительная работа в средствах массовой информации и информирование иными способами не проводится.
Также, на официальном сайте администрации Георгиевского сельского поселения в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8- ФЗ отсутствует информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
Так на сайте органа местного самоуправления не размещен перечень видов муниципального контроля и отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района, уполномоченных на их осуществление на территории Георгиевского сельского поселения, утвержденный постановлением администрации Георгиевского сельского поселения от 04.05.2018 №69.
Ненадлежащая профилактика нарушений противоречит гарантированному в п.3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ принципу открытости и доступности для хозяйствующих субъектов правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, и информации об организации и осуществлении муниципального контроля.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В нарушение ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ на официальном сайте Шепсинского сельского поселения отсутствует информация за 2020- 2021 годы: о реализации муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства; о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, администрацией поселения создаются препятствия к свободному доступу информации о деятельности органов местного самоуправления, обязательной для размещения, что не соответствует основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, установленным ст. 6 Закона 209-ФЗ, а именно по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также в нарушении ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и п.2 постановления Правительства РФ от 26.03.2016 №236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» на региональном портале государственных и муниципальных услуг не размещен регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача порубочного билета на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации Георгиевского сельского поселения Туапсинского района от 19.02.2018 №20, а также не актуализирован административный регламент Георгиевского сельского поселения «Присвоение, изменение и аннулирование адресов» в части сведений об органе власти, в ведении которого находится документ.
Изложенные нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре) носят системный характер, бездействие администрации Георгиевского сельского поселения нарушают права субъектов предпринимательской деятельности на свободу экономической деятельности, благоприятный деловой климат, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, а также нарушают права неопределенного круга лиц на правомерный доступ к муниципальным услугам.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля), муниципального контроля.
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района разместить на официальном сайте в сети Интернет https://georgievskoe-tuapse.ru Программу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования Георгиевское сельское поселение на 2020 год.
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района разместить на официальном сайте в сети Интернет https://georgievskoe-tuapse.ru информацию, предусмотренную ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района разместить на официальном сайте в сети Интернет https://georgievskoe-tuapse.ru доступ к информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг https://pgu.krasnodar.ru регламент предоставления администрацией Георгиевского сельского поселения муниципальной услуги «Выдача порубочного билета на территории муниципального образования», утвержденный постановлением администрации Георгиевского сельского поселения от 19.02.2018 №20.
Обязать администрацию муниципального образования Георгиевское сельское поселение Туапсинского района на региональном портале государственных и муниципальных услуг https://pgu.krasnodar.ru актуализировать административный регламент Георгиевского сельского поселения «Присвоение, изменение и аннулирование адресов», в описании услуги внести сведения об органе власти, в ведении которого находится документ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья : Рябцева А.И.