Дело № 2а-2421/2021
УИД 91RS0024-01-2021-001949-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 8 июня 2021 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр), государственному регистратору Госкомрегистра ФИО4 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе 27 января 2021 г. в государственной регистрации земельного участка; возложении обязанности восстановить нарушенное право путем регистрации права собственности на земельный участок.
Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 октября 2020 г. по гражданскому делу № 2-1593/2020 за ФИО3 признано право собственности на земельный участок площадью 204,36 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, с установлением его границ, в порядке наследования после смерти ФИО-1, умершего <дата> 22 января 2021 г. истец обратилась в Госкомрегистр с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. По результатам рассмотрения этого заявления <дата> государственным регистратором ФИО4 направлено в адрес ФИО-2 уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости. Административный истец считает, что действия государственного регистратора по отказу в совершении регистрационных действий являются незаконными, нарушают ее права по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
В судебное заседание административный истец не явилась, будучи извещенной надлежащим образом, обеспечила явку представителя по доверенности ФИО1, который заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Госкомрегистра по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на его необоснованность.
Административный ответчик государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщены, отзыв на иск не представлен.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 октября 2020 г. по гражданскому делу № 2-1593/2020 за ФИО3 признано право собственности на земельный участок площадью 204,36 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с установлением его границ, в порядке наследования после смерти ФИО-1, умершего <дата> (л.д. 14-15).
22 января 2021 г. ФИО3 обратилась в Госкомрегистр с заявлением № MFC 0682/2021-7129-1 об осуществлении государственного кадастрового учета и внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 204,36 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>, приложив копию судебного акта (л.д. 23-24).
Государственным регистратором на основании ч. 10 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2016 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с целью внесения сведений об испрашиваемом земельном участке, как о ранее учтенном объекте, был направлен межведомственный запрос в Администрацию города Ялта Республики Крым от 26.01.2021 № КУВД-001/2021-1847033-26/7088 на предоставление надлежащим образом заверенных копий документов (л.д. 41).
В связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос, уведомлением от 27 января 2021 г. № КУВД-001/2021-1847033/1 ФИО3 на основании ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2016 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было отказано во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. При этом сообщено, что после получения Госкомрегистром запрашиваемых документов орган регистрации прав самостоятельно вернется к вопросу внесения в ЕГРН сведений об испрашиваемом земельном участке (л.д. 22).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 10 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт. Предусмотренная в настоящей части проверка проводится в течение двух рабочих дней в пределах срока осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 9 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеуказанными положения закона, учитывая, что по состоянию на 27 января 2021 г. в Госкомрегистр не поступил ответ из органа местного самоуправления на межведомственный запрос, суд приходит к выводу о законности решения государственного регистратора ФИО4 от 27 января 2021 г. № КУВД-001/2021-1847033/1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Как также следует из материалов дела, 28 января 2021 г. из Администрации города Ялта Республики Крым в ответ на межведомственный запрос в Госкомрегистр поступила архивная выписка из решения 25-ой сессии 24-го созыва Алупкинского городского совета от 17 сентября 2004 г. № 10 о предоставлении в собственность ФИО-1 земельного участка площадью 0,0229 га для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок) по адресу: <адрес> (л.д. 40).
На основании заявления ФИО3 от 22 января 2021 г. № MFC 0682/2021-7129-1 и поступившего ответа на межведомственный запрос органом регистрации прав самостоятельно 2 февраля 2021 г. были внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке площадью 229 кв. м, расположенном по адресу: Республика Крым, <адрес>, как о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером №<номер> (л.д. 38).
При принятии решения суд также исходит из того, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца на владение, пользование и распоряжение земельным участком, поскольку с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок ФИО3 в Госкомрегистр не обращалась, а на основании ее заявления от 22 января 2021 г. сведения о земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости, органом регистрации внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 не подлежат возмещению при отказе в удовлетворении иска в силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО3 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 15.06.2021