ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2422/2021 от 19.05.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2422/2021

УИД: 47RS0005-01-2021-001978-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2021 года город Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.,

при секретаре Зенкиной В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Выборгского гарнизона к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации на Интернет-сайте запрещенной к распространению, об обязании ограничить доступ к информации, в том числе путем ограничения доступа к сайту,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с уточненным административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации на Интернет-сайте запрещенной к распространению, об обязании ограничить доступ к информации, в том числе путем ограничения доступа к сайту.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Военной прокуратурой Выборгского гарнизона в рамках мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации выявлен интернет сайт, содержащий сведения о возможности незаконного приобретения удостоверений сотрудников ведомств министерств, а также заграничных паспортов.

07.12.2020 в 12:30, с участием специалиста – начальника отдела кадров войсковой части <данные изъяты> в присутствии военнослужащих в/части <данные изъяты> рядовых КИА и ГСА, на ПЭВМ военной прокуратуры Выборгского гарнизона инв. , имеющим доступ к сети «Интернет», произведен осмотр и фиксация информации, размещенной на сайте, открывающемся по адресу: <данные изъяты>

Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не обязательна. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц и возрасту.

Проверкой в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов Роскомнадзора установлено, что доступ к сайту по адресу <данные изъяты> решениями судов не ограничен.

Просмотром информации, размещенной на сайте по адресу: <данные изъяты> установлено, что на нем открываются страницы со следующей информацией.

На главной странице в верхней части размещена надпись: <данные изъяты>

Далее текст, начинающийся со слов «Внесён депозит на баланс темы в размере 90 000 рублей. Подробнее о депозите прочитать. С Уважением, <данные изъяты> для связи: Ссылка для перехода в телеграмEmail для связи: <данные изъяты> Все продажи производятся через Личные сообщения на форуме.» и заканчивающийся словами «...Работаю по предоплате или через Гарант-сервис. Цены уточняем в Личные сообщения на форуме».

В тексте содержатся объявления с конкретными предложениями приобрести удостоверения сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов.

После этого следуют текст с отзывами клиентов, содержащие информацию, свидетельствующую об успешной возможности анонимного приобретения удостоверений сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, не вступая в контакт, позволяющий идентифицировать покупателя и продавца.

Далее следуют служебные поля страницы, позволяющие покупателю разместить необходимые для продавца сведения непосредственно на сайте, формой связи, позволяющей продавцу анонимно общаться с покупателем путем передачи текстовых сообщений.

Какие-либо контактные данные, в том числе собственника сайта, продавца оружия, адрес местонахождения организации или физического лица, фамилия, имя, отчество, а также иные идентификационные данные на странице данного сайта отсутствуют.

В связи с изложенным установить правообладателя и собственника сайта, а также физического или юридического лица, осуществившего размещение информации о незаконной реализации удостоверений сотрудников силовых ведомств не представилось возможным.

Попытки установить владельца сайта, в том числе через специализированные интернет серверы (<данные изъяты>), компьютерные программы (<данные изъяты>), также не дали положительного результата. В указанных случаях, сервис определяет администратора домена, как «PrivatePerson» (приватная персона), что свидетельствует о том, что владелец сайта намерено скрывает свои идентификационные и контактные данные и не позволяет получить какие-либо сведения о себе.

Позднее истец уточнил требования, указал, что на момент судебного заседания доступ к информации, содержащейся на сайте <данные изъяты> свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц.

Проверкой в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов Роскомнадзора установлено, что доступ к сайту по адресу <данные изъяты> решениями судов не ограничен.

На основании изложенного административный истец просит суд признать информацию, содержащуюся на Интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> запрещенной для распространения на территории Российской Федерации; обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации ограничить доступ к информации, размещенной на сайте по адресу: <данные изъяты> в том числе ограничив доступ непосредственно к самому сайту.

Представитель административного истца помощник военного прокурора Выборгского гарнизона ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования административного истца в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик, извещенный о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений не представил, ходатайств об отложении и представителя не направил.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в составе имеющейся явки лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

Военной прокуратурой Выборгского гарнизона в рамках мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации выявлен интернет сайт, содержащий сведения о возможности незаконного приобретения удостоверений сотрудников ведомств министерств, а также заграничных паспортов.

07.12.2020 в 12:30, с участием специалиста – начальника отдела кадров войсковой части <данные изъяты>, в присутствии военнослужащих в/части <данные изъяты> рядовых КИА и ГСА, на ПЭВМ военной прокуратуры Выборгского гарнизона инв. , имеющим доступ к сети «Интернет», произведен осмотр и фиксация информации, размещенной на сайте, открывающемся по адресу: <данные изъяты>

Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не обязательна. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц и возрасту.

Проверкой в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов Роскомнадзора установлено, что доступ к сайту по адресу <данные изъяты> решениями судов не ограничен.

Просмотром информации, размещенной на сайте по адресу: <данные изъяты> установлено, что на нем открываются страницы со следующей информацией.

На главной странице в верхней части размещена надпись: «<данные изъяты>

Далее текст, начинающийся со слов «Внесён депозит на баланс темы в размере 90 000 рублей. Подробнее о депозите прочитать. С Уважением, <данные изъяты> для связи: Ссылка для перехода в телеграмEmail для связи: <данные изъяты>. Все продажи производятся через Личные сообщения на форуме.» и заканчивающийся словами «...Работаю по предоплате или через Гарант-сервис. Цены уточняем в Личные сообщения на форуме».

В тексте содержатся объявления с конкретными предложениями приобрести удостоверения сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов.

После этого следуют текст с отзывами клиентов, содержащие информацию, свидетельствующую об успешной возможности анонимного приобретения удостоверений сотрудников силовых структур и правоохранительных органов, не вступая в контакт, позволяющий идентифицировать покупателя и продавца.

Далее следуют служебные поля страницы, позволяющие покупателю разместить необходимые для продавца сведения непосредственно на сайте, формой связи, позволяющей продавцу анонимно общаться с покупателем путем передачи текстовых сообщений.

Какие-либо контактные данные, в том числе собственника сайта, продавца оружия, адрес местонахождения организации или физического лица, фамилия, имя, отчество, а также иные идентификационные данные на странице данного сайта отсутствуют.

В связи с изложенным установить правообладателя и собственника сайта, а также физического или юридического лица, осуществившего размещение информации о незаконной реализации удостоверений сотрудников силовых ведомств не представилось возможным.

Попытки установить владельца сайта, в том числе через специализированные интернет серверы (<данные изъяты>), компьютерные программы (<данные изъяты>), также не дали положительного результата. В указанных случаях, сервис определяет администратора домена, как «PrivatePerson» (приватная персона), что свидетельствует о том, что владелец сайта намеренно скрывает свои идентификационные и контактные данные и не позволяет получить какие-либо сведения о себе.

Позднее истец уточнил требования, указал, что на момент судебного заседания доступ к информации, содержащейся на сайте <данные изъяты> свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц.

Проверкой в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов Роскомнадзора установлено, что доступ к сайту по адресу <данные изъяты> решениями судов не ограничен.

Между тем, статья 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, а статья 327 УК РФ за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Таким образом, данная информация фактически способствует совершению уголовно, наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, с учетом характера размещаемой информации, следует, прийти к выводу, что информация, содержащаяся на указанном сайте, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В этой связи информация, размещенная на вышеуказанном сайте, обладает признаками информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно статье 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено, создана единая автоматизированная информационная система (далее – реестр).

Формирование и ведение реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Пунктом 2.1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Порядком идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам», утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11.02.2019 №21 предусмотрено, что идентификация информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, оператором единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», при поступлении вступивших в законную силу решений судов о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

Согласно п. 5 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия:

- государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания (пункты 5.1.1. и 5.1.1.1.).

- контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (пункт 5.1.1.6.).

- формирует положение о национальной системе доменных имен, требования к ней, порядок ее создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правила ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации (пункт 5.21.21.).

- в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (пункт 6.5.).

Одним из оснований для включения интернет-ресурса в реестр является вступившее, в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Учитывая вышеизложенное суд полагает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации на Интернет-сайте запрещенной к распространению, об обязании ограничить доступ к информации, в том числе путем ограничения доступа к сайту удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся на Интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации ограничить доступ к информации, размещенной на сайте по адресу: <данные изъяты>, в том числе ограничив доступ непосредственно к самому сайту.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено Дата.