Дело №2а-2423/2019 12 сентября 2019 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца Кваши Ю.Н., его представителя Тимофеева Ю.А.,
представителя административного ответчика Белова А.Е.,
при помощнике судьи Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кваши Юрия Николаевича к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата,
установил:
Кваша Ю.Н. обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения совета депутатов от 09.07.2019 "О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича"; обязании восстановить его в полномочиях депутата совета депутатов.
В обоснование административного иска указал, что 10 сентября 2017 года состоялись выборы депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва, на которых он был избран депутатом совета депутатов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №31 в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №31 от 11 сентября 2017 года №44/406. Согласно ч.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Следовательно, с момента своего избрания депутатом совета депутатов четвертого созыва, то есть с 11 сентября 2017 года он несёт всю полноту ответственности, предусмотренной действующим законодательством для лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе по соблюдению ограничений, запретов, исполнению обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Никаких нарушений действующего законодательства, влекущих досрочное прекращение его полномочий депутата совета депутатов четвертого созыва, в том числе законодательства о противодействии коррупции с момента возникновения у него указанных полномочий он не совершал. Данный юридический факт установлен в результате проведенной аппаратом Губернатора и Правительства Ленинградской области проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в отношении него. Проверка проводилась в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 25 марта 2019 года №206-рг на основании обращения главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Сакулина Г.В. от 21.02.2019 №18. Из письма в его адрес за подписью вице-губернатора Ленинградской области – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области Петрова И.В. от 10.06.2019 исх.№034-3925/2019 следует, что по итогам проверки Губернатора Ленинградской области не выявлены факты несоблюдения муниципальным депутатом Квашой Ю.Н. ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". О результатах проверки он уведомил совет депутатов письмом от 24.06.2019, вх.№146.
Однако, 9 июля 2019 года состоялось внеочередное заседание совета депутатов, на котором было принято решение "О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича". На этом заседании он присутствовал, голосовал против принятия такого решения. Данное решение лишает его специального правового статуса – депутата совета депутатов четвертого созыва, следовательно, создает непреодолимые препятствия для осуществления им депутатских полномочий в нарушение ч.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Закрепленные на уровне федерального закона нормы права (ч.ч.4.2, 4.4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.7.2 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) об обязанности лиц, замещающих муниципальные должности, предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей исключительно высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации; о наделении исключительно высшего должностного лица субъекта Российской Федерации компетенцией на проведение проверки достоверности и полноты указанных сведений являются императивными, регулируются только федеральным законодательством и исключают какие-либо иные законные способы организации такой проверки иными органами власти, в том числе советом депутатов и/или созданными им комиссиями.
Ссылка в преамбуле решения на обстоятельства, изложенные в решении комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, оформленном протоколом №3 от 27 февраля 2019 года, так и голословное утверждение о наличии объективных данных, свидетельствующих о неисполнении депутатом Квашой Ю.Н. обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившихся в предоставлении недостоверных сведений о своих доходах, расходах, обстоятельствах имущественного характера, – являются несостоятельными, противоречащими действующему законодательству и результатам проверки Губернатора Ленинградской области, следовательно, не могут быть основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Кваши Ю.Н. В силу ч.ч.7.2, 7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ условием для принятия такого решения является наличие заявления от имени Губернатора Ленинградской области в совет депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов четвертого созыва Кваши Ю.Н.
Какие-либо события, связанные с исполнением им ранее полномочий депутата совета депутатов третьего созыва, срок исполнения которых истёк, и не повлекшие в судебном порядке установление ограничений на замещение им муниципальных должностей в представительных органах местного самоуправления в последующем, не могут служить основанием для досрочного прекращения его депутатских полномочий в совете депутатов четвертого созыва. Однако советом депутатов в обоснование принятия решения были положены события, связанные с исполнением им полномочий депутата совета депутатов третьего созыва в период с 15.10.2012 по 10.09.2017. Такое основание противоречит общепризнанному норме-принципу наступления юридической ответственности исключительно за виновные действия. Поскольку в составе совета депутатов четвертого созыва им не было совершено никаких виновных действий, влекущих досрочное прекращение его депутатских полномочий, то решение о прекращении депутатских полномочий Кваши Ю.Н. является незаконным и подлежит отмене.
В период исполнения полномочий депутата совета депутатов третьего созыва он не привлекался к какой-либо ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе в судебном порядке. Его полномочия депутата совета депутатов третьего созыва были прекращены в результате состоявшихся 10 сентября 2017 года муниципальных выборов депутатов совета депутатов четвертого созыва. Утрата им специального правового статуса депутата совета депутатов третьего созыва в 2017 году исключает какую-либо ответственность для него в дальнейшем.
Ссылка совета депутатов при принятии решения о прекращении депутатских полномочий Кваши Ю.Н. на обстоятельства, изложенные в представлении Тосненского городского прокурора Ленинградской области от 19 марта 2019 года №86-201-2019 о, якобы, допущенных им нарушениях при предоставлении в 2016 году в совет депутатов сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2015 года, свидетельствует о совершении советом депутатов четвертого созыва действий в обход закона и с противоправной целью, направленной исключительно на причинение ему вреда и воспрепятствованию его текущей деятельности в статусе депутата совета депутатов четвертого созыва. Обстоятельства, изложенные в названном представлении, относятся к периоду его деятельности в совете депутатов третьего созыва и не имели юридического значения для принятия 9 июля 2019 года советом депутатов оспариваемого решения. Представление Тосненского городского прокурора не содержит требования о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутата четвертого созыва Кваши Ю.Н., носит информативный характер, могло быть принято советом депутатов к сведению, не может являться основанием для досрочного прекращения его полномочий в совете депутатов четвертого созыва, поскольку действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность лиц, замещавших муниципальные должности, за выявленные после истечения срока их предыдущих полномочий факты несоблюдения ими ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Поскольку совет депутатов злоупотребил своим правом на принятие решения о прекращении депутатских полномочий Кваши Ю.Н. в отсутствие на то законных оснований, в том числе, вменив ему вину события, относящиеся к его деятельности за пределами срока его полномочий в качестве депутата совета депутатов четвертого созыва, то поведение административного ответчика должно быть признано судом недобросовестным. Надлежащим способом судебной защиты его нарушенных прав и законных интересов будет признание решения о прекращении депутатских полномочий Кваши Ю.Н. незаконным и его отмена. Ранее советом депутатов уже предпринималась попытка по надуманным основаниям и в нарушение действующего законодательства лишить его полномочий депутата совета депутатов четвертого созыва (л.д.3-18).
В судебном заседании Кваша Ю.Н. поддержал административный иск, пояснил, что представление прокурора не содержит никаких сведений за период его деятельности в качестве депутата совета депутатов четвертого созыва, то есть с 11 сентября 2017 года по настоящее время. В нём изложены обстоятельства, имеющие отношение к 2015 году. Возможно, это имело место. Он был учредителем ООО «Ева», кажется, с 2012 года. В первый раз подавал справку и до конца не представлял, какие данные нужны в этой части. Никакого дохода не получал от ООО «Ева», видимо, поэтому и не указал. Действующим законодательством на момент принятия решения, а также в настоящее время и до этого не предусмотрено никакой ответственности отсроченной за какие-либо нарушения, которые могли быть, может быть были в период исполнения им полномочий депутата совета депутатов третьего созыва. В представлении прокурора каких-либо требований в части ограничения его прав, обязанностей, полномочий депутата четвертого созыва не содержится. Соответственно, его права этим представлением не нарушаются, и поэтому довод представителя административного ответчика о том, что он не обжаловал это представление, является не состоятельным. Он не мог обжаловать это представление, поскольку оно к нему не относится. В силу ст.24 Закона о прокуратуре у совета депутатов не было обязанности, получив представление прокурора, лишать его депутатских полномочий. И сам прокурор этого не требовал. Очевидно, что решение совета депутатов принято не по инициативе прокурора, а по инициативе, как следует из выписки из протокола совета депутатов, Сакулина Г.В., который ранее уже инициировал в отношении него аналогичную процедуру лишения депутатских полномочий также по надуманным основаниям.
Специальными законами законодатель наделил Губернатора Ленинградской области исключительными полномочиями на проверку сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности. И никто иной, кроме Аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области данными полномочиями не наделен. Поэтому ссылка в преамбуле решения № 107 на какие-то проверочные мероприятия, которые осуществляла комиссия, не состоятельны и не могут быть приняты в качестве законного основания для досрочного прекращения его депутатских полномочий.
Ответом МИФНС № по Санкт-Петербургу от 27.02.2019 подтверждается, что никаких расхождений, на которые ссылается комиссия по противодействию коррупции, не установлено. Никаких расхождений в сведениях, предоставленных им, не выявлено и никаких расхождений по счетам в банках или кредитных организациях также не выявлено. Фактически совет депутатов вопреки тем сведениям, которые имелись в его распоряжении, принял незаконное и необоснованное решение о лишении депутатских полномочий. Утверждение представителя административного ответчика о том, что, якобы, не предоставление им каких-то сведений, препятствует публикации в сети Интернет сведений о его доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, являются ложью, поскольку сведения за 2017 год были опубликованы в июне 2018 года.
Представитель административного истца Тимофеев Ю.Н. пояснил, что совет депутатов должен был принять решение в течение 30 дней, когда им стало известно о нарушении. Представление прокурора от 19 марта было рассмотрено 9 июля, то есть за пределами сроков привлечения к данной ответственности.
Представитель административного ответчика Белов А.Е. административный иск не признал, пояснил, что в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". По смыслу данной статьи представительный орган муниципального образования при наличии соответствующих оснований, в частности, внесенного прокурором представления об устранении нарушений федерального законодательства, обязан досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный частью 11 этой статьи.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура осуществляет, в том числе и надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, вправе применять способы прокурорского реагирования, закрепленные в статьях 21 и 24 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", к числу которых, в частности отнесено представление прокурора. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 этого закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В связи с поступлением Тосненскому городскому прокурору материала проверки и выписки из заключения комиссии по координации работы по противодействию коррупции прокурором была инициирована проверка в отношении Кваши Ю.Н. Данная комиссия не принимала каких-либо властных актов в отношении Кваши, направила Губернатору Ленинградской области и Тосненскому городскому прокурору указанные материалы, поскольку только указанные должностные лица вправе инициировать вопрос о досрочном прекращении полномочий.
Прокурор вправе был внести представление административному ответчику в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции за 2015 год, которые и послужили достаточным основанием для удовлетворения законных требований прокурора и применения к административному истцу мер ответственности, установленных взаимосвязанными положениями законодательства, определяющего правовой статус депутата представительного органа муниципального образования и о противодействии коррупции. Закон не содержит обязательных требований к содержанию представления.
Представление поступило в конце апреля 2019 года почтовым отправлением. На одном заседании прокурор не смог присутствовать и направил письменное ходатайство в адрес главы МО о том, чтобы отложить заседание совета депутатов и не рассматривать представление без участия помощника прокурора Роенко В.В. Эта просьба была удовлетворена советом депутатов и отложено рассмотрение этого вопроса на 9 июля 2019 года. 9 июля помощник прокурора участвовал в заседании совета депутатов, поддержал свое представление, указывал на необходимость прекращения полномочий.
Административный ответчик полагает, что при принятии оспариваемого Квашой Ю.Н. решения обоснованно были учтены объективные данные, свидетельствующие о неисполнении депутатом Квашой Ю.Н. обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившиеся в представлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, обязательствах имущественного характера как за 2015 год, так и за 2017 год, которые подтверждаются представленными в материалы дела представлением Тосненского городского прокурора Ленинградской области от 19 марта 2019 года №86-201-2019 и решением комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, оформленного протоколом №3 от 27 февраля 2019 года. Законность ненормативных правовых актов, послуживших основанием для принятия решения от 9 июля 2019 года, административный истец не оспаривает (л.д.57, 60-62 т.2). Нарушения в декларации за 2017 год подтверждаются ответом МИФНС № по Санкт-Петербургу, из которого следует, что были установлены расхождения сведений, указанных в декларации, и данных, имеющихся в распоряжении налогового органа. В соответствии с регламентом совета депутатов решение комиссии подлежит обязательному рассмотрению представительным органом.
Учитывая содержание нормы ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, которая действовала на момент принятия оспариваемого решения, никакого другого решения, как прекращение полномочий депутата, совет депутатов принять не мог. С учетом того, что обстоятельства, связанные с недостоверностью сведений о доходах, были выявлены и за 2015 и за 2017 год, наказание в виде досрочного прекращения полномочий, является соразмерным.
Заинтересованное лицо – Тосненский городской прокурор извещен о времени и месте судебного разбирательства, не направил в суд своего представителя (л.д.176 т.1).
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания основных терминов и понятий, данных в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
В соответствии со статьёй 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 7.2. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
7.3. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Областным законом Ленинградской области от 15 декабря 2017 года N 80-оз "О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений" установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими указанные должности.
В соответствии с названным областным законом, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Ленинградской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений) по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - справка) лицом, замещающим муниципальную должность, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии со статьей 1 настоящего областного закона (далее - проверка), осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений по решению Губернатора Ленинградской области (часть 1 статьи 2).
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Судом установлено, что в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии от 15 октября 2012 года №146 Кваша Юрий Николаевич был избран депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва (л.д.24, 81 т.1). Советом депутатов он был избран главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (решение от 11.01.2013 №24 – л.д.83 т.1).
По результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваша Юрий Николаевич был избран депутатом указанного совета депутатов четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №31, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №31 от 11 сентября 2017 года №44/406 (л.д.25, 31, 82 т.1).
Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 8 июня 2018 года №49 досрочно прекращены полномочия депутата этого совета Кваши Ю.Н. Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 июля 2018 года по делу №2-2240/2018, с изменениями, внесенными апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 ноября 2018 года, данное решение признано незаконным, на совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области возложена обязанность отменить данное решение (л.д.41-71 т.1).
Решением совета депутатов от 11 декабря 2018 года №84 решение совета депутатов от 8 июня 2018 года №49 было отменено (л.д.84-85 т.1).
В совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Тосненским городским прокурором Григоряном Д.К. было внесено представление от 19.03.2019 №86-201-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предлагалось рассмотреть данное представление с участием представителя Тосненской городской прокуратуры, незамедлительно принять меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь; о результатах принятых мер уведомить Тосненского городского прокурора в месячный срок.
В представлении было указано, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год Кваша Ю.Н. не указал два действующих банковских счета, открытых на его имя по состоянию на 31.12.2015; не указал, что он являлся учредителем ООО «ЕВА» ИНН 4727000346 с 2012 года (л.д.34-35, 90-92 т.1).
Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 9 июля 2019 года №107 представление Тосненского городского прокурора от 19.03.2019 №86-201-2019 удовлетворено; досрочно 9 июля 2019 года прекращены полномочия Кваши Ю.Н. в качестве депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.86 т.1).
Из выписки из протокола внеочередного заседания совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 9 июля 2019 года следует, что на заседании присутствовали десять депутатов, девять проголосовали за данное решение, депутат Кваша Ю.Н. проголосовал против (л.д.87-89 т.1).
Проект данного решения был внесен главой муниципального образования Сакулиным Г.В. (л.д.164 т.1).
Из Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области следует, что Совет депутатов МО состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным избирательным округам, образуемым на территории МО Тельмановское СП в соответствии с федеральным законодательством. Срок полномочий Совета депутатов МО составляет 5 лет (статья 21 – л.д.115 т.1). Заседание Совета депутатов МО считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения Совета депутатов МО принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины депутатов, присутствующих на заседании, в случае если иной порядок принятия решений не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, Регламентом работы Совета депутатов МО (статья 23 – л.д.118 т.1).
Из преамбулы оспариваемого решения из пояснительной записки к проекту решения следует, что комиссия по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области приняла решение от 27 февраля 2019 года (протокол №3) об установлении того, что депутат совета депутатов Кваша Ю.Н. при исполнении обязанности, установленной частью четвертой статьи 1 Закона Ленинградской области от 15 декабря 2017 года №80-оз "О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений" представил в совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области копию справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, содержащую заведомо недостоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и препятствующей исполнению возложенной на совет депутатов этого муниципального образования обязанности, установленной областным законом от 15 декабря 2017 года №80-оз. Комиссия решила направить выписки из решения и копии материалов проверки в совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, Тосненскому городскому прокурору, Губернатору Ленинградской области для принятия мер, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении депутата Кваши Ю.Н. (л.д.239, 244 т.1).
По мнению комиссии, недостоверность сведений выразилась в следующем: Квашой Ю.Н. при заполнении справки о доходах Кваши Н.И. в разделе 3 «Сведения об имуществе» отражены семь объектов недвижимого имущества, находящихся на праве общей совместной собственности с Квашой Ю.Н., однако раздел 3 «Сведения об имуществе» справки о доходах Кваши Ю.Н. таких данных не содержит. В сведениях в разделе 1 «Доход по основному месту работы» и в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» установлены расхождения, что подтверждается письмом Межрайонной ИФНС России №20 по Санкт-Петербургу от 27 февраля 2019 года №11-21/03092 в ответ на запрос комиссии от 18 февраля 2019 года (л.д.242 т.1).
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года Кваши Ю.Н. отражен доход за отчётный период в размере № руб., шесть счетов в банках (л.д.199, 203-204 т.1).
Суд находит, что справка от 27 февраля 2019 года № комиссией не верно понята, Межрайонная ИФНС России № по Санкт-Петербургу на запрос сообщила, что не подтверждает расхождений в разделе первом справки «Доход по основному месту работы», в разделе четвертом «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»; подтверждает то, что расхождения в разделе третьем «Сведения об имуществе» не выявлены (л.д.238 т.1).
18.02.2019 Кваша Ю.Н. подал главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Сакулину Г.В. заявление, в котором указал, что 9 мая 2018 года сведения из его справки о доходах за 2017 были размещены на официальном сайте муниципального образования. В разделе 3 справок о доходах Кваши Ю.Н. и Кваши Н.И. содержатся сведения о тех объектах недвижимости, право на которые зарегистрировано на его имя или имя его супруги. В силу п.1 ст.256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Поэтому в графе о виде собственности им указан вид собственности как «общая совместная с Кваша Ю.Н.» Никаких противоречий в представленных им справках не имеется (л.д.223-225 т.1).
На основании обращения главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Сакулина Г.В. от 21 февраля 2019 года распоряжением Губернатора Ленинградской области от 25 марта 2019 года №206-рг аппарату Губернатора и Правительства Ленинградской области поручено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении Кваши Ю.Н. (л.д.37 т.1).
По результатам данной проверки факты несоблюдения Квашой Ю.Н. ограничений, запретов, неисполнения обязанностей не выявлены, основания для направления заявления о досрочном прекращении полномочий депутата Кваши Ю.Н. в соответствии с ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствуют, что подтверждается сообщением вице-губернатора Ленинградской области – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области от 10.06.2019, адресованном Кваше Ю.Н. (л.д.38 т.1). 24 июня 2019 года копия данного сообщения передана Квашой Ю.Н. в совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.39 т.1).
Исходя из норм части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 7.2 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", областного закона Ленинградской области от 15 декабря 2017 года N 80-оз, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатом органа местного самоуправления, не относится к компетенции органа местного самоуправления, главы муниципального образования.
Соответственно, не наделена правом проверки данных сведений и комиссия по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, что следует из её положения. Согласно положению данная комиссия наделена правом рассмотрения материалов проверки, проведенной в целях установления достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и соблюдения ограничений, установленных законодательством о противодействии коррупции, указанными лицами (л.д.183-184 т.1). В отношении депутатов данная комиссия таким правом не наделена.
В силу части 4 статьи 1 областного закона Ленинградской области от 15 декабря 2017 года N 80-оз на совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области возложена обязанность размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности.
Учитывая, что Кваша Ю.Н. представил в аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги, право оценки правильности заполнения этих справок, наличие либо отсутствие расхождений в них, противоречий принадлежит аппарату Губернатора и Правительства Ленинградской области. Утверждения о том, что, якобы, данные противоречия препятствуют публикации, являются голословными и не состоятельными.
Глава муниципального образования Сакулин Г.В., комиссия по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области не располагали иными сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кваши Ю.Н. и его супруги (помимо тех, что указаны в справках), поэтому обращение главы муниципального образования в комиссию, к Губернатору Ленинградской области, обращение названной комиссии к Губернатору Ленинградской области, Тосненскому городскому прокурору с требованием проведения проверки либо утверждением о заведомой недостоверности представленных Квашой Ю.Н. сведений, – были лишены правовых оснований.
Доводы административного ответчика о том, что административный истец не оспорил ненормативные акты, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, судом признаются не состоятельными. Поскольку представление прокурора не создает для Кваши Ю.Н. каких-либо обязанностей и само по себе не является основанием для прекращения его полномочий депутата, то прав и законных интересов административного истца представление не нарушает и не создает препятствия к их осуществлению. Следовательно, Кваша Ю.Н. не обладает правом на оспаривание представления прокурора в судебном порядке. Решение же комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принято по вопросу, не отнесенному к её компетенции, поэтому является ничтожным.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", срок полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет. При этом в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Таким образом, вышеназванные положения Федерального закона N 131-ФЗ связывают начало полномочий указанных лиц, замещающих муниципальные должности, именно с определенным днем (днем избрания (вступления в должность)). При этом для лиц, ранее замещавших данные муниципальные должности, прекращение полномочий также связано с определенным днем, т.е. последним днем осуществления полномочий является день, предшествующий дню прекращения этих полномочий.
Согласно Уставу муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области срок полномочий депутатов Совета депутатов МО составляет пять лет. Полномочия депутата Совета депутатов МО начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов МО нового созыва (статья 24 – л.д.118-119 т.1).
В связи с избранием в 2012 году депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва, а затем и главой этого муниципального образования у Кваши Ю.Н. возникли обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, в частности предоставлять в уполномоченный орган сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги. Данные обязанности прекратились со дня начала работы совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа, главы муниципального образования за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, перечисленными в ч.7.1 ст.40 Федерального закона N 131-ФЗ, является мерой ответственности, которая может быть реализована до истечения срока полномочий этого лица. Применение этой меры после прекращения полномочий лица, занимающего муниципальную должность, невозможно, так как полномочия прекращены по сроку.
В связи с избранием в 2017 году депутатом совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва у Кваши Ю.Н. возникла обязанность ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в уполномоченный орган сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности он несет ответственность, предусмотренную ч.7.1 ст.40 Федерального закона N 131-ФЗ. Будучи депутатом совета депутатов вышеуказанного муниципального образования четвертого созыва, Кваша Ю.Н. представил справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2017 год. Претензий по данным справкам ни у Губернатора Ленинградской области, ни у Тосненского городского прокурора нет, а претензии комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области признаются судом необоснованными. Будучи депутатом совета депутатов вышеуказанного муниципального образования четвертого созыва, Кваша Ю.Н. не представлял справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год и не был обязан её предоставлять. Таким образом, в период своего депутатства в совете депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва Кваша Ю.Н. не совершал действий либо бездействия, которые противоречат Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральному закону от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Поскольку отсутствует само противоправное действие либо бездействие, вопрос вины не рассматривается, вина является отношением лица к своему деянию, в данном случае деяние отсутствует.
Из анализа положений ст.ст.218, 226, 227 КАС Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие нескольких условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону; нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием, и возможность получения им восстановления нарушенных прав и свобод.
Решение о досрочном прекращении полномочий Кваши Ю.Н. в качестве депутата совета депутатов принято в отсутствие состава правонарушения, поэтому признается судом незаконным.
Оспариваемое решение не соответствует нормам части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для удовлетворения административного иска и возложения на административного ответчика обязанности отменить решение о досрочном прекращении полномочий депутата Кваши Ю.Н. В компетенцию суда не входит отмена решения совета депутатов.
Поскольку решение состоялось в пользу административного истца, его расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат возмещению советом депутатов.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Кваши Юрия Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 9 июля 2019 №107 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича».
Обязать совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Кваши Юрия Николаевича путем отмены решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 9 июля 2019 №107 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваши Юрия Николаевича».
Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, Кваше Юрию Николаевичу в течение одного месяца и пятнадцати дней со дня его вступления в законную силу.
Кваше Юрию Николаевичу отказать в удовлетворении административного иска к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области об отмене вышеуказанного решения.
Взыскать с совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в пользу Кваши Юрия Николаевича 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (17 сентября 2019 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись