Дело № 2а-2423/2021
76RS0014-01-2021-001743-68
Изготовлено 15.07.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 8 июля 2021 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Уткиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области о признании отказа незаконным,
установлено:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области, в котором просит признать отказ в выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, оформленный письмом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 25 мая 2021 года № 03-01-088/21 незаконным, обязать Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области выдать задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия согласно заявлению от 12 апреля 2021 года.
В обоснование требований указано, что ФИО1 принадлежит жилое помещение в жилом доме по адресу <адрес> Указанный дом согласно решению Исполнительного комитета Кировского районного СНД г. Ярославля от 14 июня 1991 года поставлен на аварийный учет, как имеющий значительные повреждения, в том числе большие трещины на фундаментах, трещины на фасадах. Износ фасадов в 1991 году составлял 75%, фундаментов 65%. За прошедшие 30 лет работ капитального характера не было, дом новее не стал, требует проведения ремонтных работ. Одновременно дом является объектом культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 12 апреля 2021 года административный истец обратилась в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области с заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. 25 мая 2021 года Департаментом подготовлено письмо № 03-01-088/21 об отказе в выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В отказе прописано, что работы, указанные в заявлении, не соответствуют требованиям законодательства в области сохранения объектов культурного наследия. В заявлении были указаны следующие работы: «Ремонт. Конкретные наименования предполагается определить по результатам обследования. Предположительно ремонт в части фундаментов, стен фасадов, более точно перечень работ определить обследованием и проектной документацией». Согласно утвержденной форме задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на основании этого задания организациями, имеющими лицензию Минкульта РФ, делаются исследовательские работы и проектная документация, которая затем представляется на согласование. То есть само по себе задание не дает основания на производство каких-либо работ, а лишь является основанием для выполнения исследовательских и проектных работ. ФИО1 указала, что имеет намерение выполнить ремонт в составе тех конкретных наименований работ по ремонту фундаментов и стен фасадов, которые укажет специализированная организация. Такое указание предполагаемых работ по сохранению памятника не противоречит закону. Тем более, что разработанный проект представляется на согласование и до производства работ на основании согласованного проекта получается разрешение на их производство в уполномоченном органе. Более того, до проведения уполномоченной организацией изыскательских работ гражданин объективно может не знать, какие конкретно подробные наименования работ по ремонту фундамента на памятнике надо производить. Возможность ремонта памятника прямо предусмотрена законом. Такое указание работ не создавало никаких препятствий Департаменту в выдаче задания.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержал административный иск по доводам, изложенным в нем. Указал, что административному истцу принадлежат помещения на первом этаже, т.е. не весь объект культурного наследия. ФИО1 имела намерение осуществить ремонт всего объекта.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения требований ФИО1, представила отзыв на административный иск, дала пояснения согласно ему. Из отзыва следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения <данные изъяты> входящим в состав объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> 12 апреля 2021 года в Департамент поступило заявление ФИО1 о выдаче задания на проведение работ по сохранению (Ремонт. Конкретные наименования предполагается определить по результатам обследования) объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>. Процедура выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и рассмотрения соответствующего заявления регламентируется: Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; приказом Министерства культуры РФ от 08.06.2016 г. № 1278 «Об
утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»; Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденным приказом департамента от 06.12.2016 № 50. При принятии решения Департамент руководствовался положениями ст. 45 указанного Федерального закона, п.п. 3, 5, 7 Порядка, п. 2.5 Административного регламента, исходил из формы заявления о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приложение 1 к Административному регламенту). Форма заявления содержит графу - виды и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия, предполагаемые к проведению. В представленном заявлении в указанной графе содержится запись: «Ремонт. Конкретные наименования предполагается определить по результатам обследования». Данная запись не дает точного определения наименования планируемых работ, что препятствует оформлению задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в части определения состава и содержания проектной документации. Заявление административного истца было рассмотрено уполномоченным органом, в установленные законодательством сроки, отказ в выдаче задания соответствует закону. Представитель указал, что административному истцу не требуется задание для проведения научно-исследовательских работ для последующего определения видов и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ФИО1
Суд установил, что ФИО1 является собственником жилых помещений №, расположенных на первом этаже дома по адресу: <адрес>.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения (<данные изъяты> входящим в состав объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> - Постановление Правительства ЯО от 03.03.2008 N 37 "Об отнесении к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)". Предмет охраны указанного объекта культурного наследия утвержден Приказом Департамента культуры ЯО от 10.02.2014 N 6 "Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения".
Решением Исполнительного комитета Кировского районного СНД г. Ярославля от 14 июня 1991 года указанный дом поставлен на аварийный учет, износ составил 71%.
12 апреля 2021 года ФИО1, имея намерение осуществить ремонт указанного объекта культурного наследия, обратилась в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, указав в графе поименованной «Виды и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия, предполагаемые к проведению»: «Ремонт. Конкретные наименования предполагается определить по результатам обследования»; в графе «Мнение собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия»: «Определить по результатам обследования. Предположительно ремонт в части фундаментов, стен фасадов, более точно перечень работ определить обследованием и проектной документацией».
25 мая 2021 года Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области дал ответ №03-01-088/21, в котором отказал ФИО1 в выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, указав, что запись «Ремонт. Конкретные наименования предполагается определить по результатам обследования» не дает точного определения планируемых работ (в части наименования работ), это препятствует оформлению задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в части определения состава и содержания проектной документации.
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры РФ от 08.06.2016 г. № 1278 утвержден порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, в приложениях №1 и №2 к которому сдержатся формы задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и заявления на его выдачу.
Форма заявления содержит графу «Виды и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, предполагаемые к проведению», форма задания содержит графу «Состав и содержание проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия», которая включает предварительные работы.
"Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения. СРП-2007" (рекомендован к применению циркулярным письмом Минкультуры РФ от 10.12.2007 N 78-01-35/04-ДА) содержит в приложении №1 примерную форму задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, содержащую графу предварительные работы.
Согласно п. 3-7 Порядка выдача Задания осуществляется: 1) федеральным Органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 759-р; 2) региональным Органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 759-р), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 3) муниципальным Органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Заявителем на получение Задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия (далее - Заявитель).
Выдача Задания (приложение N 1 к Порядку) в отношении объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Органе охраны объектов культурного наследия.
Выдача Задания в отношении объектов культурного наследия, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов: 1) заявление о выдаче Задания (приложение N 2 к Порядку), подписанное уполномоченным лицом; 2) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче Задания, копия документа, подтверждающего право собственности или владения.
Отказ в выдаче Задания осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Органе охраны объектов культурного наследия в следующих случаях: 1) указанные в заявлении работы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и правовых актов субъектов Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия, а также требованиям охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Реестр; 2) заявление о выдаче Задания подписано неуполномоченным лицом; 3) не представлены документы, указанные в подпункте 2 пункта 6 настоящего Порядка.
Отказ в выдаче Задания оформляется в письменной форме.
Направление Заявителю уведомления об отказе в выдаче Задания осуществляется любым доступным способом в срок не более 3 рабочих дней с даты регистрации исходящего письма в Органе охраны объектов культурного наследия.
Уведомление Заявителя об отказе в выдаче Задания не является препятствием для повторного обращения за предоставлением Задания.
В п. 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом департамента от 06.12.2016 № 50, закреплено, что выдача результата предоставления государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с момента получения заявления.
В приложении №1 к Административному регламенту содержится форма заявления о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором имеется графа «Виды и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия, предполагаемые к проведению».
Из общего смыла закона, из содержания форм заявления о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, вытекает, что заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должно содержать конкретные наименования работ по сохранению объекта культурного наследия, предполагаемые к проведению, которые в последующем должны найти отражение в задании. Необходимость этого обусловлена тем, что объекты культурного наследия представляют уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия должна быть сохранена.
Содержание заявления ФИО1 от 12 апреля 2021 года в соответствующей части не содержит наименований работ, не позволяет определить, какие работы административный истец предполагает осуществить на объекте культурного наследия, учитывая предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> и то обстоятельство, что она не является собственником всего объекта. При этом административный истец не был лишен права обратиться к специалисту в целях надлежащего определения видов и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия.
Учитывая изложенное выше, суд полагает, что Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, отказывая 25 мая 2021 года ФИО1 в выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения судом не установлены.
руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 оставит без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья В.В. Воробьева