2а-2424/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2016 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ткаченко И.А.,
при секретаре Москалевой О.С.,
при участии:
представителя административного истца ООО «Спика-Спектр» ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика администрации г. Томска – ФИО2 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
старшего помощника прокурора г. Томска Осиповой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление ИП ФИО3, ООО «Спика-Спектр» к администрации г. Томска о признании постановления администрации г. Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Томск» в части включения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (приложение к постановлению) сведений о виде регулярных перевозок по муниципальным маршрутам – регулярные перевозки по регулируемым тарифам, за исключением муниципальных маршрутов регулярные перевозки по которым осуществляются ТГУМП «ТТУ», недействующим в части,
установил:
ФИО3, ООО «Спика-Спектр» обратились в суд с административным иском, в котором просят признать недействующим постановление администрации г. Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Томск» в части включения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (приложение к постановлению) сведений о виде регулярных перевозок по муниципальным маршрутам – регулярные перевозки по регулируемым тарифам, за исключением муниципальных маршрутов регулярные перевозки по которым осуществляются ТГУМП «ТТУ», как несоответствующее пп. 16-18, ч. 1 ст. 3, ч. 2,3 ст. 12, ч.1,2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 18 ФЗ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В обоснование иска указали, что ИП ФИО3 является предпринимателем осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Томске по маршруту № (Лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, Договор № от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Спика-Спектр» является юридическим лицом осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Томске по маршруту № (Лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, Договор № от ДД.ММ.ГГГГ).
13.07.2015 был принят ФЗ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ № 220-ФЗ Об организации перевозок), который в пп.16 ч. 1 ст. определил виды регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Особенностью регулярных перевозок по регулируемым тарифам является обеспечение таковых посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона № 220-ФЗ (ч. 2 ст. 14).
Поскольку на настоящий момент перевозки на территории МО "Город Томск" осуществляются вне рамок муниципальных контрактов, по тарифам, установленным Постановлением администрации г. Томска № 1360 от 24.12.2014 г., определяющим предельные максимальные, а не четко установленные тарифы на перевозку, соответственно, по мнению административных истцов, перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам.
25.01.2016 г. за № 34 Администрацией г. Томска было принято постановление «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Томск». Пунктом 1 данного постановления утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск) согласно приложению к постановлению. Согласно приложению к указанному постановлению для всех маршрутов определен вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
Частью 1 ст.11 ФЗ № 220-ФЗ определено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Частью 2 ст. 12 ФЗ № 220-ФЗ установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 (п. 8 ч. 1 - вид регулярных перевозок) настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах. Частью. 3 ст. 12 ФЗ № 220-ФЗ установлена обязанность уполномоченный органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, принявших решение об изменении, отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
В нарушение указанных норм истцы не были в установленном законом порядке уведомлены об изменении вида регулярных перевозок – с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам.
В нарушение ст. 15 ФЗ № 220-ФЗ органом государственной власти субъекта РФ регулируемые тарифы на перевозки нe устанавливались, перевозка пассажиров осуществляется по тарифам, установленным постановлением администрации г. Томска № 1360 от 24.12.2014 г.
Кроме того, оспариваемое в части постановление определило вид регулярных перевозок - перевозки по регулируемым тарифам, однако перевозка пассажиров истцами осуществляется без заключения муниципального контракта, при этом со стороны администрации г. Томска действий, направленных на заключение указанного контракта не предпринято.
Административные истцы являются субъектами коммерческой деятельности по перевозке пассажиров и багажа в г. Томске. Оспариваемое в части постановление нарушает право истцов на осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа в Г. Томске, поскольку в отсутствие заключенного муниципального контракта на право осуществления указанного вида деятельности таковая, с учетом оспариваемого постановления, осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
Административные истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, что в соответствии с п. 5 ст. 213 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного иска.
Представитель административного истца ООО «Спика-Спектр» ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержал, по основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика администрации г. Томска ФИО2 возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв доводы которого поддержал в судебном заседании. Пояснил, что оспариваемое в части постановление, принято администрацией г. Томска в пределах компетенции, в том виде и форме, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты. Процедура принятия и опубликования оспариваемого постановления не нарушена. Оспариваемое в части постановление не противоречит нормам ФЗ № 220-ФЗ, на которые указывают административные истцы в своем иске.
Заслушав представителя административного истца ООО «Спика-Спектр», представителя административного ответчика, заключение старшего помощника прокурора г. Томска, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, исследовав письменные материалы дела суд оснований для удовлетворения иска не находит, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
ООО «Спика-Спктр» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством серии № (л.д. 6).
Из Устава ООО «Спика-Спектр» следует, что основным видом деятельности общества является, в том числе, автотранспортные услуги всех видов (л.д. 9).
ООО «Спика-Спектр» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации г. Томска и ООО «Спика-Спектр» заключен договор № на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Томске. ООО «Спика-Спектр» приняло на себя обязательство по перевозке пассажиров на городском маршруте № (л.д. 17-20).
ФИО3 имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации г. Томска и ФИО3 заключен договор № на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Томске. ФИО3 принял на себя обязательство по перевозке пассажиров на городском маршруте № (л.д. 24-25).
13.07.2015 был принят ФЗ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ № 220-ФЗ)
25.01.2016 в целях приведения пассажирской транспортной сети в соответствии с требованиями ФЗ № 220-ФЗ администрацией г. Томска было принято постановление № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Томск». Пунктом 1 данного постановления утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск) согласно приложению к постановлению. Согласно приложению к указанному постановлению для всех маршрутов определен вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам (л.д. 170-192).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 и п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, к которым, в том числе, относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению н организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11, частей 2, 4 ст. 12, ч. 1 ст. 25, частей 1, 2 ст.39 Закона № 220-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено ведение реестров установленных соответствующими органами муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Указанный правовой документ изначально формируется органом местного самоуправления исходя из существовавшей на момент вступления в силу Закона № 220-ФЗ маршрутной сети на основании предложений перевозчиков (части 1, 2 стать 39 Закона № 220-ФЗ). Все дальнейшие решения органа местного самоуправления, связанные с изменением существующей маршрутной сети отражаются в указанном правовом документе путем внесения в него соответствующих изменений. Указанный реестр муниципальных маршрутов должен содержать обязательный перечень сведений, предусмотренный ч. 1 ст. 26 ФЗ № 220-ФЗ.
Компетенция органов местного самоуправления на принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения предусмотрена Уставом Города Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475). В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 ст. 40, пунктами 4, 6 статьи 50 Устава Города Томска муниципальные правовые акты по вопросам создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа принимаются администрацией Города Томска.
В соответствии с п. 4 ст. 51 Устава города Томска муниципальные правовые акты администрации г. Томска принимаются единолично Мэром города Томска.
Таким образом, администрацией г. Томска оспариваемое постановление принято в пределах компетенции, в форме и виде, которое предусмотрено действующими положениями ФЗ № 131-ФЗ и Уставом г. Томска, процедура принятия не нарушена.
Оспариваемое постановление было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования «Город Томск» - в сборнике официальных материалов муниципального образования город Томск № 3 от 28.01.2016 (л.д. 125-143).
В соответствии с положениями статей 11,12, частей 1-2 статьи 39 ФЗ № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок устанавливаются, изменяются и отменяются органами местного самоуправления путем формирования и ведения специального документа реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок. При этом Закон № 220-ФЗ предусматривает 2 способа формирования реестра:
в переходный период реестр муниципальных маршрутов формируется путем включения в него действующих маршрутов регулярных перевозок на основании предложений перевозчиков (части 1-2 статьи 39 Закона ФЗ № 220-ФЗ);
в дальнейшем установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов осуществляются путем внесения соответствующих изменений в реестр муниципальных маршрутов (части 2, 4 статьи 12 ФЗ № 220-ФЗ).
Во исполнение указанных норм ФЗ № 220-ФЗ администрацией Города Томска был сформирован и утвержден постановлением администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск», в который на основании предложений перевозчиков были включены все муниципальные маршруты регулярных перевозок, открытые на момент вступления в силу ФЗ № 220-ФЗ.
Таким образом, оспариваемым постановлением администрацией г. Томска впервые сформирован реестр муниципальных маршрутов - путем его изначального формирования на основании предложений перевозчиков (части 1,2 статьи 39 ФЗ № 220-ФЗ). Каких-либо решений об изменении вида регулярных перевозок в отношении установленных и включенных в утвержденный оспариваемым Постановлением реестр муниципальных маршрутов, предусмотренных ч. 2 ст. 18 ФЗ « 220-ФЗ администрацией г. Томска не принималось.
С учетом изложенного, довод административных истцов о том, что в нарушение ст. 12 ФЗ № 220-ФЗ они не были в установленном законом порядке за 180 дней уведомлены об изменении вида регулярных перевозок – с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам, суд находит несостоятельным.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 26, ч. 1 п.п. 1 ч. 2 ст. 39 ФЗ № 220-ФЗ изначальное формирование реестра муниципальных маршрутов предполагает в обязательном порядке определение для каждого маршрута одного из двух предусмотренных Законом № 220-ФЗ видов – либо регулярные перевозки по регулируемым тарифам, либо регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункты 16-18 ч. 1 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ).
Указанный параметр маршрута определяется органом местного самоуправления самостоятельно. Каких-либо ограничений для органа местного самоуправления на выбор вида регулярных перевозок для всех муниципальных маршрутов действующее законодательство не предусматривает.
Необходимо отметить, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 39 ФЗ № 220-ФЗ органом местного самоуправления при формировании реестра приняты во внимание предложения, действующих перевозчиков, в том числе административного истца ООО «Спика-Спектр», в части установления для всех видов маршрутов вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам (л.д. 193-200).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 14 ФЗ № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Таким образом, заключение муниципальных контрактов является не основанием для определения в отношении конкретного маршрута видя регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а последствием установления для конкретного маршрута такого вида регулярных перевозок.
Предварительное заключение муниципального контракта для определения в отношении конкретного маршрута вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам не требуется в соответствии с положениями статей 12, 14, частей 1,2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ ни при изначальном формировании реестра муниципальных маршрутов, ни при последующем его ведении; не предусмотрено в качестве обязательного признака регулярных перевозок по регулируемым тарифам пунктом 17 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ.
Таким образом, отсутствие на момент принятия оспариваемого Постановления заключенных муниципальных контрактов в соответствии с законодательством не является препятствием для установления в отношении конкретного маршрута вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Заключение муниципальных контрактов в данном случае будет осуществляться в соответствии с документом планирования регулярных перевозок (пункт 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).
Администрацией г. Томска при принятии оспариваемого постановления осуществлялась процедура изначального формирования реестра муниципальных маршрутов в соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ с одновременным установлением всех необходимых параметров маршрутов в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ, в том числе сведений о виде регулярных пере возок - «регулярные перевозки по регулируемым маршрутам».
Каких-либо решений об изменении вида регулярных перевозок в отношении установленных и включённых в утвержденный оспариваемым Постановлением реестр муниципальных маршрутов, предусмотренных ч. 2 ст. 18 ФЗ № 220-ФЗ, администрацией г. Томска не принималось.
В этой связи, доводы о нарушении администрацией г. Томска установленной законом процедуры изменения изначально установленного в реестре муниципальных маршрутов вида регулярных пере возок являются несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы Постановления в полной мере основаны на нормах федерального законодательства и не нарушают предусмотренных законом права административных истцов.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ИП ФИО3, ООО «Спика-Спектр» к администрации г. Томска о признании постановления администрации г. Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Томск» в части включения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (приложение к постановлению) сведений о виде регулярных перевозок по муниципальным маршрутам – регулярные перевозки по регулируемым тарифам, за исключением муниципальных маршрутов регулярные перевозки по которым осуществляются ТГУМП «ТТУ», недействующим в части, как несоответствующее пп. 16-18, ч. 1 ст. 3, ч. 2,3 ст. 12, ч.1,2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 18 ФЗ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.