ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2425/20198АВГУ от 08.08.2019 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-2425/2019 8 августа 2019 года

в г. Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием административного истца Тарасова Н.Ю.,

представителя административного ответчика Матвеевой О.С.,

прокурора – ст.помощника Тосненского городского прокурора Корнеевой О.С.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарасова Нугзара Юрьевича к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,

установил:

Тарасов Н.Ю. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения от 26 июля 2019 года, которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3; обязании зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты указанного совета депутатов.

В обоснование административного иска указал, что 26 июля 2019 года территориальная избирательная комиссия Тосненского муниципального района Ленинградской области вынесла решение №71/778 об отказе регистрации его кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3. Данное решение обосновано отсутствием в заявлении и в подписном листе сведений о судимости и сведениями ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о том, что он был осужден 22.11.1995 Тосненским городским судом Ленинградской области по ч.2 ст.206 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы, на основании ст.46.1 УК РСФСР с отсрочкой исполнения приговора на 1 год, судимость погашена 22.11.1996.

В соответствии со статьёй 46.1 УК РСФСР контроль за поведением осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено, осуществляется органами внутренних дел. По истечению срока отсрочки исполнения приговора суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, в зависимости от отношения к труду или обучению осужденного, его поведения в течение установленного судом срока отсрочки исполнения приговора, выносит определение об освобождении осужденного от наказания. Пунктом 3.1 части 1 статьи 57 УК РСФСР предусмотрено, что лица, осужденные к лишению свободы с применением статьи 46.1 настоящего Кодекса, если они в течение срока отсрочки исполнения приговора не совершат нового преступления и в отношении их в установленном порядке приговор не будет приведен в исполнение, признаются не имеющими судимости. Согласно части 5 этой же статьи лицо, осужденное за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были устранены изданным после его совершения уголовным законом, считается с момента вступления в силу такого закона не имевшим судимости. В соответствии с ч.2 ст.86 УК Российской Федерации лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым (л.д.4).

В судебном заседании Тарасов Н.Ю. поддержал административный иск, пояснил, что в справке указано, что судимость погашена 22.11.1996, ровно через год после вынесения приговора, то есть она погашена по окончанию отсрочки приговора. Наказуемость не наступила, он был под надзором, не отбывал наказание. Он был освобожден от наказания, а значит, считается несудимым. Надзор он прошел, являлся, вел порядочный образ жизни, административных наказаний не было. Дополняет основания своих исковых требований тем, что избирательная комиссия не уведомила его и не дала одни сутки в соответствии с областным законом для дополнения сведений о себе.

Представитель административного ответчика Матвеева О.С. административный иск не признала, в возражениях на административное исковое заявление указала, что пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В силу пункта 2.1 этой же статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. В соответствии со ст.34 Федерального закона N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В силу п.9 ст.37 Федерального закона N 67-ФЗ, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен перечень оснований, по которым подписи избирателей в подписном листе в поддержку выдвижения кандидата признаются недействительными. Так, согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ если кандидатом в подписном листе, не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, то все подписи в подписном листе признаются недействительными.

Таким образом, отсутствие в подписном листе сведений о судимости кандидата влечёт признание всех подписей недействительными и являлось бы самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты. Однако, на момент проверки подписных листов 18.07.2019 у ТИК Тосненского муниципального района отсутствовали сведения о наличии у кандидата Тарасова Н.Ю. судимости, в связи с чем все подписи избирателей в подписном листе были признаны действительными. Сведения о судимости кандидата в депутаты Тарасова Н.Ю. поступили из ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ТИК только 24.07.2019, то есть после проверки подписных листов.

Поскольку кандидатом в депутаты Тарасовым Н.Ю. в заявлении о намерении баллотироваться не были указаны сведения о наличии у него судимости и о дате её погашения или снятия, то на основании п.п.«е» п.24 ст.38 (сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона), ТИК Тосненского муниципального района приняла решение об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3 Тарасову Н.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 названного федерального закона, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Наличие сведений о судимости влияет на оценку избирателями личности кандидата и способствует осознанному волеизъявлению граждан. Сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

В соответствии с п.6 ст.76 этого же Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Из материалов дела следует, что Тарасов Нугзар Юрьевич обратился в территориальную избирательную комиссию Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3 (далее ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области) с заявлением от 10.07.2019 о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3. Сведения о своей судимости и её погашении в данном заявлении отсутствовали (л.д.15).

17 июля 2019 года Тарасов Н.Ю. представил в ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей, поддержавших его самовыдвижение, в котором также отсутствовали сведения о судимости Тарасова Н.Ю. (л.д.21-22).

По итогам проверки подписного листа рабочей группой ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области 18 июля 2019 года недействительных подписей избирателей не было выявлено (л.д.32).

24 июля 2019 года в ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области из избирательной комиссии Ленинградской области поступили сведения информационного центра ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области об осуждении Тарасова Н.Ю. 22.11.1995 Тосненским городским судом Ленинградской области по ч УК РСФСР к годам лишения свободы, на основании ст.46-1 УК РСФСР с отсрочкой исполнения приговора на год и погашении данной судимости 22.11.1996 (л.д.33-34).

Решением ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области от 26 июля 2019 года №71/778 кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3 Тарасову Нугзару Юрьевичу было отказано в регистрации (л.д.5).

Установив факт неуказания кандидатом сведений о своей судимости, суд пришел к выводу о законности решения избирательной комиссии об отказе Тарасову Н.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты. Оспариваемое решение соответствует подпункту "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, оснований для его отмены судом не имеется.

У избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части неуказания сведений о судимости, однако в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации, кандидат вправе по собственной инициативе до дня рассмотрения вопроса о регистрации дополнить сведения о себе, касающиеся в том числе судимости, а также обозначить дату ее снятия или погашения. Однако до принятия избирательной комиссии оспариваемого решения Тарасов Н.Ю. дополнений сведений о себе в ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области не представил.

Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Используемое в избирательном законодательстве понятие "сведения о судимости кандидата" не совпадает с понятием "судимость", употребляемым в уголовном и уголовном процессуальном законодательстве, где наличие судимости имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.

По смыслу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность. Из правового анализа норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, следует, что к лицам, претендующим на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, так как реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов местного самоуправления, соответственно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда. Сокрытие кандидатом в депутаты сведений о судимости влечет для него санкцию, в данном случае отказ в регистрации.

В случае если деяние, за которое кандидат был осужден по приговору суда, действующим Уголовным кодексом Российской Федерации не признается преступлением, сведения о такой судимости кандидатом не представляются (подпункт 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).

Из сравнительного анализа диспозиции статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации с диспозицией части 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР следует, что деяние, за совершение которого Тарасов Н.Ю. был осужден, действующим уголовным законом как хулиганство не квалифицируются. Вместе с тем, умышленные противоправные действия Тарасова Н.Ю. совершенные им, как установлено приговором суда (л.д.42-43), и повлекшие причинение потерпевшему телесных повреждений в силу положений действующего Уголовного кодекса Российской Федерации не утратили признаков общественной опасности и продолжают носить уголовно наказуемый характер, вследствие чего, образуя диспозицию иного состава преступления, подлежат уголовному преследованию. Таким образом, совершенное Тарасовым Н.Ю. деяние, за которое он был ранее осужден, свою уголовно-правовую оценку в качестве преступного, не утратило, в связи с чем сведения о такой судимости подлежали указанию в заявлении о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Тарасову Нугзару Юрьевичу отказать в удовлетворении административного иска к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, с полномочиями окружной избирательной комиссии Тосненского пятимандатного избирательного округа №3, от 26 июля 2019 года №71/778, которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3; регистрации его в качестве кандидата в депутаты указанного совета депутатов четвертого созыва по Тосненскому пятимандатному избирательному округу №3.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись