ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2425/2022 от 22.04.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

УИД 54RS0007-01-2022-000783-05

Дело № 2а-2425/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Мороза И.М.,

при секретаре Лачиновой А.Л.,

при участии помощника судьи Буркацкой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области к ФОНДУ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику с требованиями о ликвидации и исключении сведений из ЕГРЮЛ. В обоснование исковых требований административный истец указал, что /дата/ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ФОНДЕ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» за основным государственным регистрационным номером 1125400003134 (ведомственный регистрационный ). Президент: Валюх Игорь Яковлевич. В соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ от /дата/ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган (в настоящее время это административный истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>) документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, установленные приказом Министерства Юстиции России от /дата/ «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности». Согласно п. 2 указанного Приказа документы за 2019 год предоставляются не позднее /дата/, за 2020 год – не позднее /дата/. Вместе с тем, указанные требования законодательства организацией не соблюдаются. Так, за непредоставление организацией информации о своей деятельности за 2019 год административным истцом вынесено предупреждение от /дата/. В последующем отчеты за 2020 год не были предоставлены, что подтверждается выпиской информации с информационного портала Министерства Юстиции России о деятельности некоммерческих организаций и выпиской из ведомственного реестра УНРО. Поскольку изложенные в данном административном исковом заявлении нарушения, выявленные в деятельности административного ответчика, являются основаниями для его ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, административный истец был вынужден обратиться в суд с данным административным иском.

Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФОНД ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, конверт с судебной повесткой вернулся в адрес суда неврученным.

Заинтересованное лицо Валюх И.Я. в судебное заседание не явилась, судом приняты меры к извещению.

Изучив материалы дела, и исследовав представленные административным истцом доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными доводы административного иска и удовлетворяет требования административного иска в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.

В соответствие со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Судом установлено, что в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации ФОНДА ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА», что подтверждается свидетельством (л.д.36).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 15-24) президентом ФОНДА ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» является Валюх И.Я.

/дата/ административный истец вынес в адрес административного ответчика повторное предупреждение (л.д. 11-13) за непредоставление отчета о деятельности за 2019 год с требованием устранить нарушение в установленный срок.

В последующем отчеты за 2019 год не были предоставлены, что подтверждается выпиской информации с информационного портала Министерства Юстиции России о деятельности некоммерческих организаций (л.д.24-26).

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от /дата/ некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лица без гражданства согласно утвержденным уполномоченным органом формам, в сроки, предусмотренные приказом Министерства Юстиции России от /дата/ «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности».

В соответствии с пп. 1 п. 1 Приказа Минюста России от /дата/ N 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 2 Приказа Минюста России от /дата/ N 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» документы, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3 и абзаце третьем подпункта 1.4 пункта 1 настоящего приказа, за 2019 год представляются не позднее /дата/. Документы, указанные в абзаце втором подпункта 1.4 пункта 1 настоящего приказа, за I квартал 2020 года представляются не позднее /дата/.

Согласно п. 10 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений предусмотренных ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В силу ст. 21 ФЗ № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В силу ст. 21 ФЗ № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Статьями 1-11 ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по общему правилу налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом в отношении некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации (ст.ст. 1-11 Закона № 129 - ФЗ). Согласно этому порядку налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием для внесения сведений является решение о проведении государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством Юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы (ст. 13.1 Закона № 7 - ФЗ). Данное решение Главное управление принимает только на основании соответствующего решения суда. Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации принимает суд, то в этом решении должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица путём исключения сведений о нём из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 12 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 № 343, утвержденного по согласованию с Федеральной налоговой службой, «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций» в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра)» Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган, в соответствии с решением суда, вносит в ЕГРЮЛ на основании представленных документов запись о ликвидации организации и исключает организацию из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, поскольку административный ответчик до настоящего времени не представил в регистрирующий орган сведения, предусмотренные п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996, и доказательств иного суду не представлено, поэтому суд признает административного ответчика фактически прекратившим свою деятельность, в связи с чем административный ответчик подлежит ликвидации, а сведения об административном ответчике подлежат исключению из ЕГРЮЛ.

Поскольку административный истец при обращении в суд с данным иском в соответствии со пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому с административного ответчика на основании ч. 1 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей по правилам ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области к ФОНДУ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» о ликвидации некоммерческой организации – удовлетворить.

Ликвидировать ФОНД ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» ОГРН 1125400003134, исключив сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с ФОНДА ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ «ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Новосибирска.

Председательствующий по делу - /подпись/