ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2426/2021 от 24.09.2021 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-2426/2021

УИД 73RS0013-01-2021-007470-87

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

24 сентября 2021 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области о признании решения незаконным, понуждении к устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что 15.09.2021 ею подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга. 16.09.2021 в ее адрес направлен ответ, согласно которому проведение публичных мероприятий вне специально отведенных мест приостановлено до 390.09.2021.

С указанным решением не согласна.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах. Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (п.2 ч.1 ст.12 Закона о публичных мероприятиях).

Абзацем 1 подпункта 2.1 пункта 2 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 приостановлено до 30 сентября 2021 года проведение на территории Ульяновской области зрелищных, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, рекламных, публичных и иных массовых мероприятий, а также оказание соответствующих услуг, посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения массовых мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, развлекательных заведений, а также ввести запрет на курение кальянов в общественных местах.

Абзацем 3 подпункта 2.1. пункта 2 Указа губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 установлено, что ограничения, предусмотренные настоящим подпунктом, не распространяются на проведение массовых мероприятий с числом участников не более 50 человек при условии соблюдения требований (рекомендаций) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, санитарно-эпидемиологических требований, а также ограничений и правил, установленных настоящим указом.

В уведомлении на митинг была указана численность участников – 49 человек.

Административный истец просит признать незаконным решение администрации г.Димитровграда о приостановлении по 30.09.2021 проведения публичных мероприятий вне специально отведенных мест; обязать администрацию г.Димитровграда устранить препятствия для проведения митинга путем не установления требований к его проведению, не предусмотренных действующим законодательством.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила. Его представитель по нотариальной доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил о его удовлетворении.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных административным истцом требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях на иск. Просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося административного истца.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым предусмотрен порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона

Частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона предусмотрены обязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, к числу которых относится документальное подтверждение получения уведомления о проведении публичного мероприятия, с указанием даты и времени получения; доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что 15.09.2021 ФИО1 обратилась в администрацию города Димитровграда с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга, целью которого является свободное выражение и формирование мнений, выражение недовольства медицинским обеспечением на территории города Димитровграда Ульяновской области.

При этом в уведомлении заявитель указала цель, форму публичного мероприятия, время его проведения, в качестве места проведения указан адрес: г.Димитровград, площадь Советов, данные организатора, уполномоченных лиц по выполнению распорядительных функций и иные сведения, предусмотренные статьей 7 вышеуказанного Федерального закона.

Письмом от 16.09.2021 администрация города Димитровграда направила заявителю уведомление по заявке, в котором указала, что в соответствии с п.2.1 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» приостановлено до 30.09.2021 проведение публичных мероприятий, которые проводятся вне территорий единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественного общественно-политического характера мест на территории Ульяновской области. Указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.12.2012 №605-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Ульяновской области» на территории г.Димитровграда установлено место проведения публичных мероприятий: участок площадью 3200 кв.м., расположенный в границах сквера северо-восточнее административного здания по адресу: <...>, граничащий с северной стороны с автомобильной дорогой местного значения по ул.Самарской, с западной стороны – с автомобильной дорогой местного значения по ул.111 Интернационала, 82, с восточной стороны – с административным зданием по адресу: ул.Хмельницкого, 93.

Доводы административного истца и его представителя относительно того, что ими было запланировано публичное мероприятие, которое отнесено Указом Губернатора к массовым мероприятиям с числом участников не более 50 человек, а потому проведение данного мероприятия возможно не только на специально отведенных территориях, суд находит необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

На момент подачи ФИО1 уведомления о проведении публичного мероприятия – 15.09.2021 указ Губернатора от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» действовал в редакции указа Губернатора Ульяновской области от 30.08.2021 №83.

В соответствии с данной редакцией на территории Ульяновской области действительно введен режим повышенной готовности в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции, в связи с чем по 30.09.2021 приостановлено проведение на территории Ульяновской области зрелищных, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, рекламных, публичных и иных массовых мероприятий, а также оказание соответствующих услуг, посещение гражданам зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения массовых мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, развлекательных заведений, а также введен запрет на курение кальянов в общественных местах.

Указанной редакцией указа предусмотрено, что ограничения не распространяются, в том числе, на проведение публичных мероприятий, которые проводятся на территориях единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественного общественно-политического характера мест на территории Ульяновской области.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

С учетом вышеизложенного, учитывая, что административным истцом подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, указанное публичное мероприятие относится к мероприятиям, которые проводятся на территориях единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественного общественно-политического характера мест на территории Ульяновской области. Административным истцом в уведомлении о проведении публичного мероприятия в форме митинга указано на его проведение по адресу: г.Димитровград, площадь Советов, то есть на территории вне специально отведенных мест, административным ответчиком обоснованно указано в своем ответе, что проведение публичных мероприятий Указом Губернатора приостановлено на срок до 30.09.2021, в тоже время административным ответчиком в своем ответе указано, что в г.Димитровграде имеется специально отведенное место для проведения публичных мероприятий, определенное Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.12.2021 №605-П.

В силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из данной нормы процессуального права и ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное право.

Таким образом, в суде может быть оспорено не любое действие или бездействие, а лишь то, которое нарушает конкретные права и законные интересы лица, обратившегося за их защитой.

Вместе с тем, административный истец не представил суду доказательств нарушения административным ответчиком его прав.

Административный истец не представил суду доказательств наличия решения администрации г.Димитровграда о приостановлении по 30.09.2021 проведения публичных мероприятий вне специально отведенных мест. Обращаясь в суд с административным иском, административный истец сослалась на то, что указанным письмом административный ответчик приостановил проведение публичного мероприятия, однако анализ оспариваемого уведомления позволяет сделать вывод о том, что в данном случае администрация города не приостанавливала проведение заявленного публичного мероприятия, данный на уведомление административного истца ответ администрации г.Димитровграда носит информационный характер со ссылкой на Указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2021 №19, которым установлены ограничительные мероприятия на территории Ульяновской области в период действия режима повышенной готовности.

В данном случае администрация города не приостанавливала проведение публичного мероприятия, данный администрацией города ответ не содержит и отказа в согласовании заявленного публичного мероприятия.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.

Суду не представлено доказательств тому, что административный ответчик в указанный установленный законом срок направил в адрес административного истца обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях. Не заявила о наличии таких предложений ни сторона административного истца, ни сторона административного ответчика; судом соответствующих доказательств не добыто.

Оснований полагать о том, что права административного истца нарушены оспариваемым уведомлением административного ответчика, не имеется. Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией города Димитровграда объявлен запрет на проведение указанного в уведомлении административного истца публичного мероприятия либо оно приостановлено не имеется.

Ответ администрации г.Димитровграда носит информационный характер относительно того, что проведение публичных мероприятий на территории вне специально отведенных мест приостановлено до 30.09.2021.

В соответствии со ст.227 ч.2 п.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение лица, наделенного государственными полномочиями, может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: не соответствие указанного решения нормативным правовым актам и нарушение указанным решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов. Таких доказательств суду не представлено.

Учитывая изложенное, поскольку административным истцом не представлено суду доказательств нарушения административным ответчиком его прав и свобод, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области о признании решения незаконным, понуждении к устранению нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда, которое в окончательной форме будет изготовлено 24.09.2021.

Председательствующий судья Е.А. Власова