ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-242/19 от 09.01.2020 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 января 2020 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Бахина А.А., при секретаре судебного заседания Долганеве Е.О., с участием административного истца Башаева Ю.А., его представителя Иванова В.М., представителя административных ответчиков старшего лейтенанта юстиции Ершова Ю.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассматривая административное дело № 2а-242/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> запаса Башаева Александра Анатольевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части о невнесении изменений в жилищное дело в части состава семьи, а также действий командира указанной воинской части по утверждению оспариваемого решения,

УСТАНОВИЛ:

Башаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что проходил военную службу по контракту в войсковой части , дислоцированной в городе <данные изъяты> Томской области. Решением жилищной комиссии войсковой части № от 26 июля 2019 года № 8, утверждённым командиром указанной воинской части административному истцу было отказано во внесении изменений в его жилищное дело, в связи с увеличением состава семьи.Основанием к отказу по внесению изменений послужило то, что он утратил статус военнослужащего, так как был уволен с военной службы в сентябре 2018 года.

Считая свои жилищные права нарушенными, Башаев, просит суд признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года) об отказево внесении изменений в его жилищное дело, в связи с увеличением состава семьи и действия командира войсковой части , связанные с его утверждением.

Также Башаев просит суд обязать жилищную комиссию войсковой части отменить в отношении негооспариваемое решение, а командира войсковой части отменить утверждённое им указанное решение жилищной комиссии.

Кроме того Башаев просит суд обязать жилищную комиссию войсковой части № повторно рассмотреть его заявление о внесении изменений в его жилищное дело, в связи с увеличением состава семьи.

Административный истец Башаев в судебном заседании требования поддержал и пояснил, что ранее он жилым помещением от военного ведомства не обеспечивался. На основании распоряжения командира войсковой части он в июне 2016 года был откомандирован в войсковую часть , где проживал в квартире по договору коммерческого найма. Его супруга, дочь и сын остались проживать в городе <адрес>. В феврале 2019 года он прибыл на постоянное место жительства в город Новосибирск, где проживает в настоящее время с членами своей семьи. В июне 2019 года он обратился в жилищную комиссию указанной части с заявлением о внесении изменений в жилищное дело, в связи с изменением состава семьи, однако получил отказ.

Представитель административного истца Иванов в судебном заседании требования доверителя поддержал и пояснил, что решение жилищной комиссиив отношении Башаева является незаконным, поскольку не содержит основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные статье 54 ЖК РФ.

Административные ответчики –командир войсковой части и председатель жилищной комиссии войсковой части надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.

Представитель административных ответчиков - командира войсковой части и председателя жилищной комиссии войсковой части Ершов в письменных возражениях требования административного истца не признал и просил в их удовлетворении отказать, указав на законность и обоснованность принятого жилищной комиссией в отношении Башаева решения.

Также представитель Ершов, указал, что Башаев в сентябре 2018 года был уволен с военной службы, а в марте 2019 года исключён из списков личного состава воинской части, в связи с чем утратил статус военнослужащего, а потому вправе обратиться с указанным заявлением о постановке на учёт в органы местного самоуправления по месту жительства.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя,представителя административных ответчиков, изучив доводы возражений и исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, согласно положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-Ф3 «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Закона.

В силу требований абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона, военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Согласно п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой приказом МВД России от 12 февраля 2010 года № 75 (далее Инструкции), военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции ее действие распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей.

Согласно положениям ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с положениями ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такое принятие осуществляется на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий орган, осуществляющий принятие на учёт. С заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно положениям ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и если не истёк предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

В силу ч.ч.1, 2 ст.69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилья по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Анализ вышеуказанных положений закона позволяет суду сделать вывод о том, что для включения сведений о членах семьи гражданина, в том числе и детях, для обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам, является их совместное с ним проживание.

Таким образом, военнослужащий для включения членов его семьи для обеспечения вместе с ним жилым помещением при постановке на соответствующий учёт должен представить документы, подтверждающие их совместное с ним проживание.

Как усматривается из копии контракта, послужного списка административного истца, Башаев первый контракт заключил в 1993 году, при этом до состоявшегося увольнения у него имелись перерывы в прохождении военной службы.

Согласно выпискам из протоколов заседания жилищной комиссии войсковой части № от 27 января 2017 года № 3 и № 8 от 25 мая 2017 года, Башаевпризнан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи из четырёх человек (административный истец, супруга, дочь и сын).

Как усматривается из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 22 февраля 2018 года № 3,Башаев включен в список военнослужащих, подлежащих обеспечению жилищной субсидией, на основании его рапорта.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 24 сентября 2018 года № 176 с/ч Башаев уволен с военной службы по возрасту - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга лет по состоянию на 24 сентября 2018 года составила 17 лет 02 месяца 17 дней.

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 21 января 2019 года № 1 решение жилищной комиссии указанной воинской части от 27 января 2017 года в отношении Башаева отменено. При этом административный истец признан нуждающимся в жилых помещениях в составе семьи из одного человека с 27 октября 2016 года, на основании ст. 15 Закона, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку члены его семьи к новому месту службы Башаева не прибывали, а постоянно проживают в городе Новосибирске.

Как следует из заявления Башаева от июня 2019 года на имя командира войсковой части , административный истец, в связи с увеличением состава семьи просит внести изменения в жилищное дело, включив в качестве нуждающихся членов его семьи (супругу, дочь и сына), поскольку после увольнения он совместно с ними проживаетв городе Новосибирске. При этом в обоснование своёй просьбы административный истец представил выписку из домовой книги, копии паспортов, справки об обучении детей, справку о составе семьи из которых усматривается, что Башаев, его супруга, дочь и сынпроживают по адресу: город Новосибирск, <адрес>

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 26 июля 2019 года № 8, утверждённого командиром указанной воинской части, коллегиальный орган постановил решение жилищной комиссии № 1 от 21 января 2019 года оставить без изменения, в связи с утратой Башаевым статуса военнослужащего.При этом указанное решение жилищной комиссии не содержит основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 ст. 54 ЖК РФ.

В судебном заседании представитель административных ответчиков пояснил, что единственным основанием для отказа административному истцу во внесении изменений в его жилищное дело, в связи с увеличением состава семьи, послужило то, что он утратил статус военнослужащего, так как был уволен с военной службы в сентябре 2018 года.При этом жилищный кодекс РФ не содержит основания такого отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, судом установлено, что решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года)в отношении административного истца не отвечает требования ст. 54 ЖК РФ, поскольку не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 ст. 54 ЖК РФ, как того требует норма закона.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года)и действия командира войсковой части , связанные с его утверждением, которым Башаеву отказано вовнесении изменений в жилищное дело в части состава семьи, является незаконным, нарушающим жилищные права административного истца, в связи с чем подлежит отмене.

На выводы суда не влияет факт утрата Башаевым статуса военнослужащего, поскольку административный истец продолжает состоять на учёте в качестве нуждающегося и вправе поставить вопрос перед жилищным органом об обеспечении его жилым помещением с учётом членовего семьи,в соответствии с положениями норм Федерального закона " О статусе военнослужащих" и ЖК РФ.

Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав административного истца, исходя из требований ст. 227 КАС РФ и принципа разделения властей, закреплённого в ст. 10 Конституции РФ, согласно которому суды не вправе вмешиваться в полномочия органов исполнительной власти РФ и предписывать им совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения, суд полагает необходимым обязать жилищную комиссию отменить признанное незаконным в отношении Башаева решение и повторно рассмотреть его заявление от июня 2019 года о внесении изменений в жилищное дело в части состава семьи.

Кроме того,суд полагает также необходимымобязать командира войсковой части отменить утверждённое им решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года) в части Башаева Александра Анатольевича о невнесении изменений в жилищное дело в части состава семьи.

Таким образом, суд находит административное исковое заявление Башаева обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме.

Рассматривая возражение представителя административных ответчиков относительно пропуска административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением, установленного ст. 219 КАС РФ, суд исходит из следующего.

Так, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Согласно положениям ч.ч. 1 и 3 ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

В ходе судебного разбирательства представителем административных ответчиков Ершовым были представлены документы, согласно которым 31 июля 2019 года войсковой частью по реестру № 151 от 31 июля 2019 года принятому отделением почты России 1 августа 2019 года в городе <данные изъяты> Томской области, <данные изъяты>, Башаеву по адресу его проживания (<адрес>) было отправлено письмо (исх. 752/324-Б-6/2) с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии(протокол № 8 от 26 июля 2019 года) указанной воинской части.

Из справки начальника штаба – заместителя командира войсковой части от 30 декабря 2019 года усматривается, что упомянутая выписка из протокола заседания жилищной комиссии была направлена административному истцу простым письмом, без какого либо уведомления и отслеживания.

Таким образом, судом установлено, что выписка из протокола заседания жилищной комиссии была направлена Башаеву простым письмом, без какого-либо уведомления и отслеживания.

Следовательно, достоверно установить дату получения или неполучения административным истцом вышеуказанного почтового отправления не представляется возможным, что подтверждается сообщением начальника Северского почтамта УФПС Томской области от 27 декабря 2019 года.

В судебном заседании административный истец пояснил, что никакого уведомления о поступлении на его имя указанной корреспонденции он не получал и в его почтовом ящике оно, а также письмо отсутствовало. О вынесении упомянутого решения коллегиальным органом ему стало известно из звонка в службу КЭС воинской части только в конце сентября - начале октября 2019 года. Выписку из протокола заседания жилищной комиссии он получил 11 ноября 2019 года от сослуживца, который выслал её по его просьбе. Данное обстоятельство подтверждается почтовым конвертом и реестром отслеживания почтовой корреспонденции.

Указанное обстоятельство позволяет суду прийти к выводу о том, что административному истцу о решении коллегиального органаи основании отказа стало известно не позднее 11 ноября 2019 года, и, следовательно, именно эту дату следует считать датой, когда он узнал о нарушении своих жилищных прав.

Из регистрационного штампа суда усматривается, что административное исковое заявление Башаевым было подано в суд 3декабря 2019 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Башаев, обратившись за судебной защитой 3декабря 2019 года, то есть до истечения трёх месяцев, когда узнал о нарушении своих прав, не пропустил установленный законом срок для подачи административного искового заявления об оспаривании решения жилищной комиссииот 26 июля 2019 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением, установленного ст. 219 КАС РФ, а утверждение представителя административных ответчиков об обратном следует признать несостоятельным.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, суд находит необходимым судебные расходы по делу, состоящие из суммы государственной пошлины в размере 300 рублей, возложить на войсковую часть .

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Башаева Александра Анатольевича удовлетворить полностью.

Решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года) в части Башаева Александра Анатольевича о невнесении изменений в жилищное дело в части состава семьи и действия командира войсковой части , связанные с его утверждением, признать незаконными.

Обязать жилищную комиссию войсковой части отменить решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года) в части Башаева Александра Анатольевича о невнесении изменений в жилищное дело в части состава семьи.

Обязать командира войсковой части отменить утверждённое решение жилищной комиссии войсковой части (протокол № 8 от 26 июля 2019 года) в части Башаева Александра Анатольевича о невнесении изменений в жилищное дело в части состава семьи.

Обязать жилищную комиссию войсковой части № повторно рассмотреть заявление Башаева Александра Анатольевича от июня 2019 года о внесении изменений в жилищное дело в части состава семьи.

Обязать жилищную комиссию войсковой части и командира войсковой части в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об его исполнении административному истцу и в Новосибирский гарнизонный военный суд.

В счёт возмещения судебных расходов взыскать с войсковой части в пользу Башаева Александра Анатольевича 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Бахин