Дело № 2а-242/2022
УИД 44RS0005-01-2022-000332-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявление к ФИО1 о взыскании: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 52 754 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 208,63 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9 486,11 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 237,08 руб., всего 63 685,82 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное исковое заявление принято к производству суда, присвоен номер №2а-242/2022.
Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии после ДД.ММ.ГГГГ (за ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 30 005,68 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 817,08 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7 791,78 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС после ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 109,88 руб., транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 281 руб., пени по транспортному налогу в сумме 71,94 руб. и 70,3 руб., всего 46 147,66 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное исковое заявление принято к производству суда, присвоен номер №2а-320/2022.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанные административные дела объединены для совместного рассмотрения, присвоен номер №2а-242/2022.
Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявление к ФИО1 о взыскании задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 860,97 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное исковое заявление принято к производству суда, присвоен номер №2а-441/2022.
Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности: по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 993,34 руб. по транспортному налогу - 5 017 руб. и пени по транспортному налогу – 1 851,97 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное исковое заявление принято к производству суда, присвоен номер №2а-442/2022.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены административное дело №2а-441/2022 и административное дело №2а-442/2022 с административным делом №2а-242/2022, присвоен номер №2а-242/2022.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования, просил взыскать с ФИО1:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 806,91 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 154,18 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 005,68 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68,01 руб. (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 791,78 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17,66 руб. (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 887,12 руб., из которых 3 733,66 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 957,92 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 195,54 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 925,13 руб., из которых 415,19 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с 25 декабря 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ, 459,16 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 50,78 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 281 руб., пени в размере 24,57 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 38,03 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по транспортному налогу (подлежащего уплате за ДД.ММ.ГГГГ) в размере 70,30 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9,34 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 860,97 руб. (начислены согласно требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ), заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 993,34 руб. (начислены согласно требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года на страховые взносы за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока;
транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 017 руб. (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ), пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ – 1 851,97 руб. (по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в УФНС России по Костромской области в качестве налогоплательщика состоит ФИО1 Административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства. Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ (по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ (по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1 156 руб., который ответчиком погашен частично, сумма задолженности составляет 281 руб. Налоговым органом также начислены пени на налог за ДД.ММ.ГГГГ (уплачен ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 810 руб.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и пени на налог за ДД.ММ.ГГГГ за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 142,24 руб.
Кроме того, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поскольку ФИО1 снялся с учета ДД.ММ.ГГГГ, то не позднее ДД.ММ.ГГГГ должен был уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 30 005,68 руб., на обязательное медицинское страхование – 7 791,78 руб. В установленный срок сумма страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ в бюджет также не уплачена, в связи с чем начислены пени.
Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ отменен определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ отменен определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока на взыскание связывают с техническими причинами, вызванными сбоями компьютерной программы.
Представитель административного истца Управления ФНС по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие, требования поддерживает. В дополнительных пояснения по делу указал, что налоговым органом не пропущены сроки на подачу заявления на вынесение судебного приказа и административного искового заявления по требованиям, по которым не заявлены ходатайства о восстановлении срока. По указанной в самом раннем требовании № от ДД.ММ.ГГГГ задолженность на сумму 305,57 руб., добровольный срок погашения истекает до ДД.ММ.ГГГГ плюс 3 года (т.е. сумма менее 3 000 руб.), срок истекает ДД.ММ.ГГГГ. Требование № от ДД.ММ.ГГГГ (сумма менее 3 000 руб., 108,33 руб.+305,77 руб. (предыдущее требование)=414,10 руб.) со сроком добровольной уплаты задолженности ДД.ММ.ГГГГ плюс 3 года, срок истекает ДД.ММ.ГГГГ. Следующее требование № от ДД.ММ.ГГГГ сумма менее 3 000 руб. (305,57 руб.+108,33 руб.+961,09 руб.=1374,99 руб.) со сроком добровольной уплаты ДД.ММ.ГГГГ, плюс 3 года, срок истекает ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ было выставлено требование № со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, где сумма задолженности превысила 3 000 руб., то крайний срок обращения в суд – ДД.ММ.ГГГГ. Судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, в пределах допустимых сроков. Крайний срок обращения в суд до ДД.ММ.ГГГГ. По возражениям административного ответчика об отсутствии сведения об отправке требования № от ДД.ММ.ГГГГ ссылается на положения п. 6 ст. 69 НК РФ.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку в суд представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 требования не признала, против восстановления срока для подачи административных исков возражала, поддержала отзыв на исковое заявление. Считала, что срок для взыскания транспортного налога истек. В связи с тем, что ФИО1 фактически деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не осуществлял, подавал заявление в налоговую инспекцию и пробирную палату о снятии его с соответствующего учета, он не должен уплачивать страховые взносы. Возражений против порядка расчета налога, страховых взносов, пени не представила.
В отзыве на административный иск указала, что ФИО1 был зарегистрирован и поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной Налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода по месту жительства в г. Нижний Новгород, основной вид деятельности – это производство ювелирных изделий, в связи с чем был поставлен на учет в Межрайонном управлении Федеральной пробирной палате по Приволжскому Федеральному округу. В связи с тем, что деятельность не была начата, ФИО1 спустя два месяца обратился с заявлением о снятии с учета, им была подана нулевая декларация о доходах. Затем ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался по месту жительства в п. Красное –на – Волге, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в п. Сусанино. За весь спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подавал декларацию один раз в ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него не осуществлялись налоговые проверки, не запрашивались какие-либо документы, к ответственности за не сдачу деклараций не привлекался. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 случайно узнал о том, что по неизвестным причинам числится в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность по налогам и сборам. Документы по снятии с учета у него не сохранились. Указывает на то, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Изучив материалы дела, обозрев материалы по выдаче судебных приказов мировым судьей судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области № 2а-504/2021, №2а-753/2021, выслушав представителя административного ответчика, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона №243-ФЗ от 03 июля 2016 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона № 374-ФЗ от 23 ноября 2020 года, указанная в статье 48 НК РФ сумма составляет 10 000 рублей, вступил в силу 23 декабря 2020 года.
Как указано в п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 28 сентября 2007 года по 03 декабря 2020 года, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с передачей с 01 января 2017 года в ведение ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхований, Управления ФНС по Костромской области уполномочена выставлять требования об уплате недоимки по страховым взносам.
Из статьи 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Пунктом 5 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Порядок расчета размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, закреплен в ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком в ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании (на собеседовании) и представителем административного ответчика не отрицалось, что самостоятельно суммы страховых взносов, подлежащих уплате, ФИО1 не исчислялись, поскольку фактически деятельность он не вел.
В ДД.ММ.ГГГГ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял 23 400 рублей (7500 рублей x 12 месяцев / 100 x 26), размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование 4590 рублей (7500 рублей x 12 месяцев / 100 x 5,1).
Согласно ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, 29 354 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, 32 448 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ, 6 884 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ и 8 426 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Как следует из материалов дела, задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ года взыскана с административного ответчика на основании постановлений налогового органа, направленных в ОСП по Сусанинскому району УФССП по Костромской области для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
постановление о взыскании по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма налога -27 990 руб., пени - 1 445,71 руб. (страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), исполнительное производство №;
постановление о взыскании по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма налога - 36 238 руб., пени - 67,96 руб. (страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), исполнительное производство №
Из материалов дела также следует, что исполнительное производство № было ошибочно окончено судебный приставом – исполнителем ДД.ММ.ГГГГ (задолженность была погашена не полностью, остаток задолженности составлял 27 447,82 руб.)., данное постановление было отменено ДД.ММ.ГГГГ, исполнительному производству присвоен номер №. Исполнительные производства в отношении ФИО1 на момент рассмотрения дела находятся на исполнении.
Страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были начислены, оплачены не были, однако ко взысканию не предъявлены.
В связи с тем, что ФИО1 деятельность прекратил ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ являлся последним днем для уплаты страховых взносов.
Налоговой инспекцией начислены страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 30 005, 68 руб. - сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 7 791,78 руб. - сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
В связи с неоплатой в срок (ДД.ММ.ГГГГ) были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68,01 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17,66 руб.
В адрес ответчика в связи с наличием указанной задолженности было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок для добровольного исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок задолженность погашена не была. За взысканием задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области до истечения 6 месячного срока (истекал ДД.ММ.ГГГГ), судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями. УФНС по Костромской области обратились в Буйский районный суд Костромской области за взысканием указанной задолженности согласно почтового штемпеля до истечения шестимесячного срока - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок как подачи заявления о выдаче судебного приказа, так и в районный суд административным истцом пропущен не был, в связи с чем указанная задолженность подлежит взысканию.
Относительно возражений представителя административного ответчика об отсутствии на сайте Почта России сведений об отправлении требования № от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым указать следующее.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ предусмотрены способы передачи физическому лицу требования об уплате налога лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления и требования об уплате налога по почте заказным письмом такие налоговое уведомление и требование считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с разъяснениями, указанными в п. 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30 июля 2013 года «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Представленный реестр № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 95) содержит сведения о направлении ДД.ММ.ГГГГ указанного требования в адрес административного ответчика по месту его регистрации в п. Сусанино Костромской области, указан номер почтового идентификатора заказного письма №, стоит штемпель почтового отделения о принятии корреспонденции, в связи с этим данный реестр принимается судом в качестве допустимого доказательства направления ФИО1 требования №. Указание на официальном сайте Почта России, что информация по данному отправлению временно недоступна, само по себе не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом положений ст. 69 НК РФ.
Направление иных требований, а также налоговых уведомлений, на которые ссылается административный истец, также подтверждается представленными в материалы дела реестрами об отправке, списками почтовых отправлений.
В связи с неоплатой ФИО1 страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 806,91 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 154,18 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Порядок расчета пени указан в ст. 75 НК РФ и в связи с отсутствием подробного расчета при подаче административного иска, суд считает необходимым указать его в решении суда. Формула для расчета пени = недоимка х ставку рефинансирования х 1/300 х количество календарных дней просрочки.
Расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следующий: 23 400х7,25х1/300 х40 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)=226,20; 23 400х7,5х1/300 х91 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)=532,35; 23400 х7,75х1/300х8 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) =48,36; 226,20+532,35+48,36=806,91.
Расчет пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование следующий (расчет пени учитывается перечисление налоговой инспекции уплаченной по исполнительному производству ФИО1 задолженности ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 987,89 руб.): 4 590х7,25х1/300 х40 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)=44,37; 4 590х7,5х1/300 х91 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)=104,43; 2 602,11х7,75х1/300х8 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) =5,38; 44,37+104,43+5,38=154,18.
В адрес административного ответчика в связи с наличием указанной задолженности по пеням было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок оплаты - до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 70 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ, действующей в период начисления пени) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Исходя из абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17 марта 2003 года «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В силу разъяснений в п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.): несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных п. п. 4, 6 ст. 69, п. п. 1 - 2 ст. 70, ст. ст. 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
В силу ч. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях.
Соответственно, срок для направления требования налоговым органом был нарушен, так как требование должно было быть направлено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, поскольку сумма задолженности (общая сумма по требованию № составляла 1 348,61 руб.) составляла менее 3 000 руб., и превысила данную сумму только с даты направления требования № от ДД.ММ.ГГГГ, то несмотря на нарушение срока направления требования, срок для принудительного взыскания, установленный ст. 48 НК РФ истекал ДД.ММ.ГГГГ (учитывая также, что на момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, установленный ст. 47 НК РФ 2 годичный срок для обращения в суд за взысканием задолженности также не истек).
В связи с неоплатой страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ФИО1 были начислены:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 887,12 руб., из которых 3 733,66 руб. за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 957,92 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 195,54 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 925,13 руб., из которых 415,19 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 459,16 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 50,78 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с наличием указанной задолженности по пеням в адрес административного ответчика было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок для исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, срок для принудительного взыскания истекал ДД.ММ.ГГГГ.
За взысканием задолженности по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области до истечения 6 месячного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ (ДД.ММ.ГГГГ), страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ взысканы в настоящем деле, за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – взысканы во внесудебном порядке и находятся на исполнении в службе судебных приставов, судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, отменен ДД.ММ.ГГГГ. УФНС по Костромской области обратились в Буйский районный суд Костромской области за взысканием указанной задолженности согласно почтового штемпеля до истечения шестимесячного срока - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок как подачи заявления о выдаче судебного приказа, так и в районный суд административным истцом пропущен не был, в связи с чем указанная задолженность по пеням подлежит взысканию.
Доводы представителя административного ответчика о том, что с ФИО1 не подлежат взысканию страховые взносы в связи с тем, что он еще в ДД.ММ.ГГГГ подавал заявление о снятии его с учета и фактически деятельность как индивидуальный предприниматель не вел, не могут служить основаниями для отказа во взыскании с административного ответчика страховых взносов по следующим основаниям.
Из ответа Межрайонной ИФНС России №20 по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от ФИО1 в Инспекцию не поступало. ФИО1 состоял на учете в Инспекции (код 5256) в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по 10 февраля 2018 года.
Главой 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, не имеющих доходов от предпринимательской деятельности, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
С заявлением в порядке ст. 430 НК РФ ФИО1 не обращался, доказательств обратного им не представлено. При этом, факт неосуществления предпринимательской деятельности при наличии статуса индивидуального предпринимателя, отсутствие доходов само по себе не является предусмотренным законом основанием для освобождения от уплаты страховых взносов.
Согласно письмам Министерства финансов РФ от 25 января 2018 года № 03-154-05/4029, от 01 апреля 2019 года № 03-15-07/22334 не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и факта получения дохода от этой деятельности.
Показания свидетеля ФИО3 о том, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о снятии его с учета в качестве индивидуального предпринимателя и с учета в пробирной палате, суд во внимание не принимает, поскольку данные обстоятельства допустимыми доказательствами не подтверждены и противоречат сведениям, размещенным в ЕГРИП.
Кроме того, из ответа Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 состоял на специальном учете в Волго – Вятской государственной инспекции пробирного надзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также учитывает то, что ФИО1 достоверно было известно, что он состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, однако с заявлением о снятии его с учета в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 обратился только в ДД.ММ.ГГГГ, действия налоговой инспекции (если полагал, что должен был исключен из ЕГРИП в ДД.ММ.ГГГГ) не обжаловал.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12 апреля 2005 года № 164-О и 12 мая 2005 года № 213-О отметил, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Однако доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии исключительных, неопределимых обстоятельств, препятствующих ФИО1 ранее обратится с таким заявлением, суду не представлено.
То обстоятельство, что ФИО1 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства , и был перерегистрирован ИФНС по г. Кострома ДД.ММ.ГГГГ также не может свидетельствовать об отсутствии у него обязанности по уплате страховых взносов. Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 июля 2011 года, именно на индивидуального предпринимателя была возложена обязанность в течение трех дней с момента изменения места жительства, сообщить соответствующие сведения в регистрирующий орган.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для взыскания задолженности по:
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 860,97 руб. (начислены согласно требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ).
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 993,34 руб. (начислены согласно требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на страховые взносы за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Соответственно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по страховым взносам не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по страховым взносам, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из указанных выше требований следует, что пени начислены на страховые взносы, которые подлежали уплате до ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об уплате и взыскании страховых взносов за период до ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, возможность принудительного взыскания задолженности за указанный период налоговым органом утрачена, поэтому пени на данные взносы исходя из указанных правовых норм не подлежат взысканию.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 1 ст.48 НК РФ, в силу которого заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Налоговый орган обращался за выдачей судебного приказа по взысканию задолженности по пеням в сумме 3 860,97 руб., который был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ и отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Однако суд учитывает, что административный истец обращался ранее за вынесением судебного приказа, который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, и который был отменен ДД.ММ.ГГГГ, и должен был заявить данные требования в заявлении о выдаче судебного приказа ранее, т.е. увеличил сроки обращения в суд, а 6 месячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ истекает ДД.ММ.ГГГГ, а исковое заявление по взысканию данных пени было сдано на почту ДД.ММ.ГГГГ, что также является основанием для отказа во взыскании данных пени в связи с пропуском срока.
За взысканием задолженности по пени в сумме 993,34 руб. налоговый орган обращался к мировому судье, судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, отменен ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок для обращения в суд с иском истекал ДД.ММ.ГГГГ, тогда как административное исковое заявление было сдано на почту только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока, что также является основанием для отказа во взыскании данных пени.
Разрешая требования налогового органа о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Костромской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Костромской области от 28 ноября 2002 года №80-ЗКО «О транспортном налоге».
Как следует из материалов дела, ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога в связи тем, что за ним с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано транспортное средство (имеются сведения об утилизации ДД.ММ.ГГГГ, период регистрации по ДД.ММ.ГГГГ), также за ФИО1 было зарегистрировано транспортное средство в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что за ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог, подлежащий уплате ФИО1, составил 5 810 руб., фактически был уплачен ДД.ММ.ГГГГ, начислены пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по требованию № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 70,30 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (общая сумма по требованию № составила 108,33 руб.).
Исходя из ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено не позднее 1 года с даты образования задолженности, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ плюс 6 дней на получение (ДД.ММ.ГГГГ) плюс 8 дней на исполнение (ДД.ММ.ГГГГ) плюс 3 года 6 месяцев на принудительное взыскание (ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2011 года № 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 названного кодекса (в данном случае пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичные правовые позиции изложены Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-О.
Таким образом, федеральным законом установлен срок направления требования об уплате недоимки по налогам и сборам, соблюдение которого влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд в порядке искового производства, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку на момент выставления требования о взыскании указанной задолженности срок для ее принудительного взыскания по ст. 48 НК РФ уже истек, в связи с этим она является безденежной и не подлежит взысканию с ФИО1
Согласно налогового уведомления транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ составил 5 017 руб., подлежал уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неоплатой ФИО1 направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (срок для исполнения ДД.ММ.ГГГГ), а также начислены пени в сумме 1 851,97 руб. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 695,82 руб.), по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ года в размере 156,15 руб. (срок до ДД.ММ.ГГГГ)
С заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию задолженности по недоимке по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ административный истец фактически не обращался, как следует из просительной части заявлений о вынесении судебных приказов по делам № №2а-504/2021 года и 2а-753/2021. В тексте заявления о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ указано на требование № от ДД.ММ.ГГГГ, однако в просительной части заявления сумма данного налога не указана (указано только о взыскании транспортного налога в размере 281 руб. – за ДД.ММ.ГГГГ). При этом в районный суд с требованием о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтового штемпеля).
В порядке ст. 95 КАС РФ административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, мотивируя техническими причинами, вызванным сбоем компьютерной программы.
Суд приходит к выводу, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, также как и по ранее указанным пени на страховым взносам удовлетворению не подлежит, поскольку Управление ФНС по Костромской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с данным заявление, налоговым органом представлено не было.
Поскольку оснований для восстановления срока о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ не имеется, пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению, в связи с чем задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и пени по нему является безденежной и не подлежит взысканию с ФИО1
Транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ составил 1 156 руб., в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 частично погашена задолженность, остаток составил 281 руб.
В связи с наличием указанной задолженности в адрес ФИО1 было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию от ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ (общая сумма по требованию № составила 305,57 руб.).
Также были начислены пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей в сумме 71,94 руб.:
по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24,57 руб., установлен срок для оплаты – ДД.ММ.ГГГГ (общая сумма по требованию 305,57 руб.);
по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 38,03 руб., установлен срок для оплаты - ДД.ММ.ГГГГ (общая сумма по требованию 108,33 руб.),
по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9,34 руб., установлен срок для оплаты – ДД.ММ.ГГГГ (общая сумма по требованию 7 583,56 руб.).
Срок направления требования об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, установленные ст. 70 НК РФ (не позднее 1 года), налоговым органом нарушен не был, также как и по требованиям по пеням. Поскольку сумма задолженности по налогу и пени по требованиям № и № составляла менее 3 000 руб., и превысила данную сумму только с даты направления требования № от ДД.ММ.ГГГГ (в котором установлен срок для оплаты – ДД.ММ.ГГГГ), то срок для принудительного взыскания, установленный ст. 48 НК РФ, истекал ДД.ММ.ГГГГ
За взысканием задолженности по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к мировому судье судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, отменен ДД.ММ.ГГГГ. УФНС по Костромской области обратились в Буйский районный суд Костромской области за взысканием указанной задолженности согласно почтового штемпеля до истечения шестимесячного срока - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок как подачи заявления о выдаче судебного приказа, так и в районный суд административным истцом пропущен не был, в связи с чем указанная задолженность по транспортному налогу и пеням подлежит взысканию.
Возражений по порядку расчета страховых взносов, налога и пени административным ответчиком не представлено.
Таким образом, с ФИО1 в пользу Управления ФНС по Костромской области подлежит взысканию задолженность по страховым взносам, транспортному налогу и пени в общей сумме 46 009 руб. 41 коп., судом проверена правильность расчета задолженности, налоговым органом соблюден порядок обращения в суд, и процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по страховым взносам и налогу, пени предшествующей обращению в суд. В удовлетворении остальной части требований должно быть отказано, данная задолженность является безденежной ко взысканию.
Как следует из ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» №36 от 27 сентября 2016 года, при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.
В связи с тем, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с ФИО1 в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет 1 580, 28 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования Управления ФНС по Костромской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления ФНС по Костромской области задолженность по страховым взносам, транспортному налогу и пени в общей сумме 46 009 (сорок шесть тысяч девять) руб. 41 коп., в том числе:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 806,91 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 154,18 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 005,68 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68,01 руб. (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 791,78 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17,66 руб. (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5 887,12 руб., из которых 3 733,66 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 957,92 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 195,54 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 925,13 руб., из которых 415,19 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 459,16 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 50,78 руб. за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 281 руб., пени в размере 24,57 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 38,03 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ);
пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9,34 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 1 580 (одна тысяча пятьсот восемьдесят) руб. 28 коп. в доход бюджета муниципального образования Сусанинский муниципальный район Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Виноградова
Решение суда в окончательной форме принято 30 июня 2022 года