ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-242/2023 от 15.08.2023 Завьяловского районного суда (Алтайский край)

22RS0019-01-2023-000304-70

Дело № 2а-242/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Завьялово 15 августа 2023г.

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,

при секретаре Чернышовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Завьяловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Завьяловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

Установил:

Прокурор Завьяловского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Завьяловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Требования обоснованы тем, что прокуратурой Завьяловского района проведена проверка соблюдения Администрацией Завьяловского района законодательства при отводе сточных вод на территории Завьяловского района. Проверкой установлено, что на территории Завьяловского района имеется земельный участок, расположенный в кадастровом квартале, загрязненный неочищенными сточными водами, попадающими на поверхность. Земельный участок не выделен, его границы не определены, собственность на участок не разграничена. В целях устранения выявленных нарушений, 19.06.2023г. прокурором в адрес главы муниципального образования внесено представление. Кроме того, отсутствует централизованная система водоотведения, водоотведение осуществляется посредством вывоза жидких бытовых отходов ассенизаторскими машинами, локальные очистные сооружения либо подземные водонепроницаемые сооружения для сбора и накопления жидких бытовых отходов отсутствуют. Сбор и накопление жидких бытовых отходов осуществляется на указанном земельном участке.

По указанным основаниям прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Завьяловского района выразившееся в не исполнении полномочий по организации водоотведения на территории Завьяловского района и обязать Администрацию Завьяловского района Алтайского края организовать на территории Завьяловского района Алтайского края водоотведение в соответствии с требованиями законодательства, путем выделения земель для накопления жидких бытовых отходов и обустройства локальных очистных сооружений либо подземных водонепроницаемых сооружений.

В судебном заседании прокурор административный иск поддержал, пояснил аналогично изложенному. Представитель административного ответчика Широкова В.И. возражала по удовлетворению иска. Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компоненты природной среды это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона).

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона).

Согласно ч.1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.6, ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п.35 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

В соответствии с п.18 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.

Судом установлено, что на территории Завьяловского района отсутствует централизованная система водоотведения, водоотведение осуществляется посредством вывоза жидких бытовых отходов ассенизаторскими машинами на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 22:11:030002 географические координаты 52.811515, 80.925557, на котором осуществляется сбор и накопление жидких бытовых отходов. Земельный участок загрязнен неочищенными сточными водами, попадающими на поверхность. Локальные очистные сооружения либо подземные водонепроницаемые сооружения для сбора и накопления жидких бытовых отходов отсутствуют. Земельный участок не выделен, его границы не определены, собственность на участок не разграничена.

В целях устранения выявленных нарушений, 19.06.2023г. прокурором в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое было рассмотрено. Однако должных мер по устранению выявленных нарушений принято не было, в частности границы земельного участка не определены, собственность на данный участок не разграничена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии бездействия Администрации Завьяловского района, выразившегося в не исполнении полномочий по организации водоотведения на территории Завьяловского района Алтайского края, в частности не выделении земель для накопления жидких бытовых отходов и не обустройстве локальных очистных сооружений либо подземных водонепроницаемых сооружений в соответствии с требованиями законодательства.

При признании бездействия незаконным, в целях устранения выявленных нарушений, суд считает необходимым обязать Администрацию Завьяловского района Алтайского края организовать на территории Завьяловского района Алтайского края водоотведение в соответствии с требованиями законодательства, путем выделения земель для накопления жидких бытовых отходов и обустройства локальных очистных сооружений либо подземных водонепроницаемых сооружений.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения – 1 год, со дня вступления данного решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Завьяловского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Завьяловского района Алтайского края, выразившееся в не исполнении полномочий по организации водоотведения на территории Завьяловского района Алтайского края, в частности не выделении земель для накопления жидких бытовых отходов и не обустройстве локальных очистных сооружений либо подземных водонепроницаемых сооружений в соответствии с требованиями законодательства.

Обязать Администрацию Завьяловского района Алтайского края организовать на территории Завьяловского района Алтайского края водоотведение в соответствии с требованиями законодательства, путем выделения земель для накопления жидких бытовых отходов и обустройства локальных очистных сооружений либо подземных водонепроницаемых сооружений.

Установить срок для исполнения решения – 1 год, со дня вступления данного решения в законную силу. Об исполнении данного решения сообщить в Завьяловский районный суд и прокурору Завьяловского района в течение десяти дней со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме, путём подачи жалобы через Завьяловский районный суд.

Судья Белоусов М.Н.

Решение составлено в мотивированной форме 18 августа 2023 года.