ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2430/18 от 10.10.2018 Белгородского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2а-2430/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белгород 10 октября 2018 года

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой Л.Н.

при секретаре Коротких М.С.

с участием административных истцов Блинова А.С., Попова А.Г., одновременно представляющего и интересы административного истца Блинова А.С., представителя административных ответчиков – администрации городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района, поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района Галавай Н.Ю., заинтересованного лица – представителя администрации Белгородского района Дмитренко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Блинова Александра Сергеевича, Попова Александра Григорьевича к администрации городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района о признании действия (бездействия) по проведению публичных слушаний незаконными, признании голосования по вопросу изменения границ городского поселения несостоявшимся, признании итогов голосования недействительными; по административному исковому заявлению Блинова Александра Сергеевича, Попова Александра Григорьевича к поселковому собранию городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района о признании действия (бездействия) по проведению публичных слушаний незаконными, признании голосования по вопросу изменения границ городского поселения несостоявшимся, признании итогов голосования недействительными,

установил:

Блинов А.С. и Попов А.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Поселок Разумное» и с административным исковым заявлением к поселковому собранию городского поселения «Поселок Разумное», в которых с учетом уточнений просили признать бездействие органа местного самоуправления администрации городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района, Поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» незаконным, выразившиеся в ненадлежащем согласовании, извещении места, времени и предмета проведения публичного мероприятия - публичные слушания от 01.08.2018г.; признать голосование на публичных слушаниях 01.08.2018г. по вопросу изменения границ городского поселения не состоявшимся по причине нарушения порядка и формы голосования, а также принятия в нем участия менее половины жителей городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района; признать итоги голосования от 01.08.2018г. по вопросу изменения границ городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района недействительными.

В обоснование требований административные истцы указали, что 01.08.2018г. были проведены публичные слушания по вопросу передачи части земель городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района Крутологскому сельскому поселения. Считают, что данные слушания проведены с нарушением, поскольку жители п. Разумное заблаговременно не были оповещены о проведении таких слушаний, большая часть явившихся граждан жителями поселка Разумное не являлись, вместо голосования граждан (референдума по вопросу изменения границ муниципального образования) в порядке ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведены публичные слушания. Указанными действиями (бездействием) по их мнению, было нарушено их конституционное право голосовать.

Определением судьи от 29.08.2018г. административные дела по указанным административным исковым заявлениям соединены в одно производство.

В судебном заседании административные истцы Блинов А.С. и Попов А.Г., одновременно, представляющий и интересы административного истца Блинова А.С., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях. При этом в судебном заседании пояснили, что они лично присутствовали при проведении публичных слушаний 01.08.2018г.

Представитель административных ответчиков - администрации городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района, поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района Галавай Н.Ю., административные исковые заявления не признала и просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо – представитель администрации Белгородского района Дмитренко Е.А. считала необходимым в удовлетворении административных исковых заявлениях отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрации Крутологского сельского поселения, извещенный о судебном разбирательстве дела – судебным извещением, направленным посредством электронной почты, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса об административном судопроизводстве (далее - КАС РФ) предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания признаются одной из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Согласно п.4 ст. 12 указанного Закона изменение границ поселений, не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В соответствии со статьей 28 названного Закона публичные слушания с участием жителей муниципального образования могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Инициатором публичных слушаний может выступить население, представительный орган, глава муниципального образования.

Согласно части 4 этой же статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В соответствии со статьей 45 Устава городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области» (т.1 л.д. 155-201) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского поселения поселковым собранием городского поселения, председателем поселкового собрания могут проводится публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, поселкового собрания городского поселения или председателя поселкового собрания городского поселения. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или поселкового собрания городского поселения, назначаются решением поселкового собрания городского поселения, а по инициативе председателя поселкового собрания городского поселения – распоряжением председателя поселкового собрания городского поселения.

На публичные слушания должны выноситься, в частности вопросы о преобразовании городского поселения, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для преобразования городского поселения требуется получение согласия населения городского поселения, выраженного путем голосования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением поселкового собрания городского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное их ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского поселения, обнародование результатов публичных слушаний.

Решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» № 260 от 24.02.2016г. утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний в городском поселении «Поселок Разумное» (далее – Порядок) (т.1 л.д. 134,135-147).

Согласно указанного Порядка целью проведения публичных слушаний является информирование общественности и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме; выявление общественного мнения по теме и по вопросам, выносимым на публичные слушания ( п. 2)

Публичные слушания могут проводиться по вопросам местного значения. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы о преобразовании муниципального образования (п. 3.1., 3.2.9). Публичные слушания проводятся по инициативе населения, поселкового собрания городского поселения «поселок Разумное», председателя поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное».

В соответствии с п.5.1 Порядка организации и проведения публичных слушаний в городском поселении «Поселок Разумное» публичные слушания, проводимые по инициативе населения или поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное», назначаются решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное».

Правовой акт о назначении публичных слушаний и текст проекта соответствующего муниципального правового акта, вносимого на публичные слушания, подлежат обнародованию в порядке, установленном решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное», а также путем размещения на официальном сайте администрации городского поселения «Поселок Разумное» http://admrazumnoe.ru/.

Указанным Порядком организации и проведения публичных слушаний в городском поселении «Поселок Разумное» утверждена процедура назначения и проведения публичных слушаний, организация подготовки к публичным слушаниям, а также определены участники таких слушаний, каковыми являются жители городского поселения и иные заинтересованные лица, желающие выразить свое мнение по вопросам, вынесенным на публичные слушания, представляют в оргкомитет, комиссию письменные предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний не позднее 3 дней до даты проведения публичных слушаний.

При проведении публичных слушаний ведется протокол, в котором должны быть отражены позиции и мнения участников слушаний, высказанные ими в ходе слушаний. По результатам публичных слушаний оформляется заключение о результатах публичных слушаний (п. 9.6, 9.8 Порядка).

Судом установлено, что решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» № 462 от 17.07.2018г., текст которого является открытым и размещен на официальном сайте администрации городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района (admrazumnoe.ru), постановлено:

- выдвинуть совместную инициативу поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» по вопросу изменения границ городского поселения «Поселок Разумное» путем исключения из границ городского поселения «Поселок Разумное» земельных участков с кадастровым номером (номер обезличен) площадью 63 142 кв.м. следующих предприятий ОАО «Теплицы Белогорья», ЗМС Технолоджи, и отнесения указанных территорий городского поселения «Поселок разумное» к Крутологскому сельскому поселению.

- провести публичные слушания по вопросу изменения границ городского поселения «Поселок Разумное» 01 августа 2018 года в 16 часов 00 минут в актовом зале Разуменского Центра культурного развития им. И.Д. Елисеева ((адрес обезличен). Время регистрации участников публичных слушаний установлено в 15 часов 30 минут 01.08.2018г.

- вынести на публичные слушания вопрос изменения границ городского поселения «Поселок Разумное», путем исключения из границ городского поселения «Поселок Разумное» земельных участков с кадастровыми номерами (номер обезличен) площадью 63142 кв.м., следующих предприятий ОАО «Теплицы Белогорья», ЗМС Технолоджи») и отнесения указанных территорий городского поселения «Поселок Разумное» к Крутологскому сельскому поселению.

Данным решением установлены время, место и сроки приема предложений по вопросу публичных слушаний, а именно ежедневно в рабочие дни с 9-00 до 13-00 часов и с 14-00 до 18-00 часов до 31.07.2018 г. по адресу: (адрес обезличен) и утвержден состав оргкомитета, а также порядок учёта мнения населения по вопросам изменения границ (наименование муниципального образования) согласно приложению.

Данное решение согласно утвержденному решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» от 13.09. 2013г. № 8а (лт.1 л.д.211-212) было обнародовано путем размещения на официальном сайте органов местного самоуправления администрации городского поселения «Поселок Разумное», а также путем размещения на информационных стендах библиотеки – филиал № 36 п. Разумное, Разуменского ЦКР и здания администрации городского поселения «Поселок Разумное», что подтверждено справкой главы администрации городского поселения «Поселок Разумное», фотоснимком информационного стенда администрации и скриншотом с сайта администрации городского поселения «Поселок Разумное» (т.1 л.д.213,214, 258).

В указанное время 01 августа 2018 года были проведены публичные слушания по вопросу изменения границ городского поселения «Поселок Разумное».

Как следует из пояснений административных истцов, они лично присутствовали при проведении публичных слушаний 01.08.2018г.

При таких обстоятельствах, оснований считать, что они, а также жители поселенка Разумное не были заблаговременно оповещены о месте, дате и времени проведения публичных слушаний, у суда не имеется.

В ходе проведения публичных слушаний велся протокол, по результатам проведения слушаний принято заключение, согласно которому принято решение согласиться с инициативой изменения границ городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района Белгородской области и направить итоговый документ публичных слушаний в поселковое собрание городского поселения «Поселок Разумное», которому рекомендовано согласиться с инициативой изменения грани городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района Белгородской области (т.1 л.д.152-153,154).

Итоговый документ публичных слушаний размещен на официальном сайте органов местного самоуправления городского поселения «Поселок Разумное».

Таким образом, порядок проведения публичных слушаний административными ответчиками был соблюден и проведен в соответствии с утвержденным решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» № 260 от 24.02.2016г. порядком организации и проведения публичных слушаний в городском поселении «Поселок Разумное».

Представленное стороной административного ответчика решение Поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» № 462 от 17.07.2018г., которым решен о проведении публичных слушаний по вопросу изменения границ городского поселения «Поселок Разумное» 20 июля 2018 года в 16 часов 00 минут (т.1 л.д.148-149) не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку как установлено судом публичные слушания проводились 01 августа 2018 года и текст решения Поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» № 462 от 17.07.2018г. обнародован и размещен на официальном сайте администрации городского поселения «Поселок Разумное», согласно которому решено провести публичные слушания именно 01 августа 2018 года, а не 20 июля 2018 года.

Довод административных истцов о том, что на публичных слушаниях присутствовала большая часть граждан, которые не являются жителями п. Разумное, является голословным, ничем не подтвержденным, и опровергается обозренным в судебном заседании регистрационным листом, подтверждающим то, что участниками публичных слушаний являлись все жители п. Разумное.

Довод административного истца Попова А.Г. о том, что принятое решение о проведении публичных слушаний не было размещено на официальном сайте администрации городского поселения «Поселок Разумное», а было размещено после его проведения не нашел своего подтверждения в судебном заседании и является субъективным мнением истца.

Не состоятелен и довод административных истцов о необходимости проведения референдума по решаемому на публичном слушании вопросу.

Поскольку вопрос изменения границ городского поселения «Поселок Разумное» путем исключения из границ городского поселения «Поселок Разумное» земельных участков и отнесения указанных территорий городского поселения «Поселок Разумное» к Крутологскому сельскому поселению, как следует из пояснений представителя административных ответчиков, не влечет за собой отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков или сельских поселений к другим территориям, следовательно, и оснований для проведения голосования в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не требовалось.

Суд отмечает, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно рассматриваемого вопроса на таких слушаниях.

Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 15 июля 2010г. № 931 -0-0, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они представляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов и в том случае, если бы был нарушен устанавливающий порядок их проведения.

Учитывая отсутствие необходимой совокупности условий (несоответствие обжалуемого действия (бездействия) закону и нарушение прав либо свобод административных истцов) для признания незаконным бездействия (действия) административных ответчиков, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Блинова Александра Сергеевича, Попова Александра Григорьевича к администрации городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района о признании действия (бездействия) по проведению публичных слушаний незаконными, признании голосования по вопросу изменения границ городского поселения несостоявшимся, признании итогов голосования недействительными; административного искового заявления Блинова Александра Сергеевича, Попова Александра Григорьевича к поселковому собранию городского поселения «Поселок Разумное» Белгородского района о признании действия (бездействия) по проведению публичных слушаний незаконными, признании голосования по вопросу изменения границ городского поселения несостоявшимся, признании итогов голосования недействительными, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья Л.Н.Лукьянова

Мотивированный текст решения изготовлен 16 октября 2018 года.