ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2432/2023 от 18.10.2023 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-2432/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 18 октября 2023 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Рябцевой Н.Л.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Корниевской З.Ю.

с участием административного истца Сударикова А.И., представителя заинтересованного лица Приймач С.М., ст.помощника прокурора Хабаровского района Потарской С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сударикова ФИО20 к Участковой избирательной комиссии № 779, Участковой избирательной комиссии № 780, Участковой избирательной комиссии № 781, Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 сельского поселения «Село Восточное» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, об оспаривании результатов выборов Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

установил:

Судариков А.И. обратился в суд с иском о признании недействительными результатов выборов Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Требования мотивированы тем, что Судариков А.И. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Восточного сельского поселения по многомандатному избирательному округу № 1 (УИК № 781, 780, 779). По результатам выборов, из 10 мандатов: 6 у партии «Единая Россия», 3–у самовыдвиженцев с.Восточное, 1- у самовыдвиженца с. Черная речка, 0-мандатов из с. Чистополье. В период избирательной кампании были допущены нарушения закона, которые не позволили однозначно и достоверно выявить действительную волю избирателей. Имеется фактическое противоречие требованиям пп. «в» п.4 ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также п.1 ст. 4 Избирательного Кодекса Хабаровского края. Избирательный округ не является единой территорией, что доказывается отсутствием территории с. Черная речка ( в отличие от с. Восточное) в программе газификации, что противоречит воле всех до единого избирателей с.Черная речка. Исходя из результатов выборов, деформирован процесс свободного формирования воли избирателей, происходит недостоверное отражение воли избирателей с. Черная речка в результатах волеизъявления, ее искажение. Вышеуказанное порождает низкую явку избирателей с. Черная речка на выборы, т.к. их голосование при мажоритарной избирательной системе не влияет на результат голосования.

Просил признать недействительными результаты голосования и выборов в депутаты совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края по многомандатному избирательному округу № 1.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, указал, что действительно избирательный округ не является единым по основаниям, указанным в иске. Также указал на то, что в целом присутствует дискриминация избирателей с. Черная речка, что повлекло недостоверное отражение их воли. С.Восточное своим большинством всегда искажает волю избирателей с.Черная речка, для жителей с.Черная речка нет смысла с таком голосовании. Избирательными комиссиями осуществлена ненадлежащая подготовка к предстоящим выборам: имелась крайне низкая степень информирования избирателей о выборах, ему односельчане говорили, что нигде не могли найти информацию- когда и где выборы, кто кандидаты, как ознакомиться с информацией о них. Информация если и публиковалась, то в таких источниках, с которыми широкий круг публики не знакомится, эти местные газеты и бюллетени невозможно нигде достать, а на сайте администрации Восточного СП в разделе «объявления» никакой информации по выборам не было.

Представители административных ответчиков – председатели участковых избирательных комиссий №№779,780,781 (далее также УИК №№779,780,781), окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее также ОИК), представитель заинтересованного лица –председатель Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по существу, представили заявления, согласно которым просили рассмотреть дело в их отсутствие, полагали, что действия избирательных комиссий были законными и обоснованными, просили оставить административный иск без удовлетворения.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее также ТИК) Приймач С.М. с исковыми требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Избирательный округ организован в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Полагал, что информирование населения о датах проведения выборов, местах голосования, кандидатах в депутаты было организовано надлежащим образом. Низкая явка избирателей с. Черная речка обусловлена иными факторами-инертностью жителей, непроведением агитации, как о том заявил сам административный истец. Сама процедура голосования и процесс подведения результатов также проведены в соответствии с действующим законодательством. Оснований для признания результатов выборов недействительными не имеется.

С учетом надлежащего уведомления неявившихся административных ответчиков, заинтересованного лица, руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, выслушав заключение прокурора, указавшей на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ-67).

В соответствии с частями 2, 15 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно п.129 ППВС РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

Согласно ст. 77 ч.1.2 ФЗ-67, суд может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае :

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов определены в п.2 ст. 77 ФЗ-67, такими основаниями являются следующие установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленногозаконом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренныхпунктом 1 статьи 56настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, в соответствии с данными нормам любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения о результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

В качестве основания заявленных требований административным истцом указывается на нарушение ст.18 ч.4 п. «в» ФЗ-67 и п.1 ст.4 Избирательного Кодекса Хабаровского края ( т.е. наличие оснований, предусмотренных ст. 77 ч.1.2 п.Д. и ч.2 п. Е ФЗ-67)

В частности, согласно ст. 18 ч.4 п.»В» ФЗ-67, одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

Согласно ст. 2 Избирательного Кодекса Хабаровского края определены следующие дефиниции:

33) избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с настоящим кодексом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты) Думы,Губернатор,депутат (депутаты)представительного муниципального образования, глава муниципального образования;

34) избирательный округ единый (единый избирательный округ) - избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;

35) избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

Согласно ст. 18 ч.3 Избирательного кодекса Хабаровского края, в муниципальных образованиях для проведения выборов депутатов представительных органов могут образовываться многомандатные избирательные округа, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

Как установлено ст. 18 ч.3 Избирательного кодекса Хабаровского края, одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с частью 5 статьи 14 настоящего кодекса.

Согласно ст. 19 Избирательного кодекса Хабаровского края, избирательная комиссия, организующая выборы в Думу, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, наименование каждого избирательного округа (для выборов депутатов Думы), число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов – также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответственно Дума, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

1) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего пункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов Думы, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов.Перечень труднодоступных и отдаленных местностей края устанавливается законом края, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

2) при образовании избирательных округов на определенных законом края территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

3) избирательный округ должен составлять единую территорию, при этом не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

При соблюдении требований, касающихся образования избирательных округов, указанных в части 5 настоящей статьи, учитывается административно-территориальное устройство (деление) края, территории муниципальных образований.

Опубликование (обнародование) схемы избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется Думой, соответствующимпредставительным органом муниципального образования, избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Иных требований, кроме учета географических, административно-территориальных особенной, к формированию территории избирательного округа законодателем не выдвигается.

Как установлено в ходе разбирательства, решением Совета депутатов Восточного сельского поселения № 62-188 от 09.01.2023 г. принято решение об утверждении схемы многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Восточного сельского поселения, сроком на 10 лет. Согласно графическому изображению, в границы избирательного округа входят с.Восточное, с.Малиновка, с.Ровное, с.Черная речка, с.Чистополье.

При этом, все указанные населённые пункты входят в состав Восточного сельского поселения (Закон Хабаровского края от 28.07.2004 N 208 (ред. от 26.05.2023) "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ").

Таким образом, избирательный округ образован из территорий, граничащих между собой, более того, представляющих собой одно сельское поселение, а данной части требования пп.«в» п. 4 ст. 18 ФЗ-67 и п. 3 ч. 5 ст. 19 Избирательного кодекса Хабаровского края соблюдены. Доводы административного истца о том, что территория избирательного округа, образованного для выборов в Совет депутатов Восточного сельского поселения, не является единой, т.к. с.Черная речка отсутствует в программе газификации, что ставит данную территорию в неравное положение с прочими, судом оценивается как надуманные, не основанные на действующем законодательстве.

Нарушений порядка определения и утверждения схемы избирательного округа допущено не было, схема избирательного округа является законной, соответствующее решение Совета депутатов Восточного сельского поселения № 62-188 от 09.01.2023 г. не оспорено, не отменено в установленном законом порядке. Основания для неприменения утверждённой схемы избирательного округа на выборах депутатов Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края 10.09.2023 у избирательных комиссий отсутствовали.

Согласно ст. 11 ч.4 Избирательного кодекса Хабаровского края, выборы депутатов представительных органов муниципальных образований нового созыва, глав муниципальных образований назначаются соответствующим представительным органом муниципального образования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Согласно ст. 78.2 ИК ХК, по решению избирательной комиссии края голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не подлежит пересмотру.

Согласно ст. 13 ч.2, ч.2.2 Избирательного кодекса Хабаровского края, число депутатских мандатов, подлежащих замещению впредставительном органе муниципального образования, определяется уставом соответствующего муниципального образования. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, образованным на территории соответствующего муниципального образования, а также могут проводиться по пропорциональной системе закрытых списков по единому избирательному округу, или по смешанной избирательной системе, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются: часть – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а часть – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Порядок формирования представительного органа муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Как установлено ст. 8 ч.3 Устава Восточного сельского поселения Хабаровс5кого муниципального района Хабаровского края, выборы депутатов совета депутатов восточного сельского поселения проводятся по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по многомандатным избирательным округам, образованным на территории Восточного сельского поселения.

Административным истцом данные положении Устава в установленном законом порядке не обжаловались, норма являлась действующей при проведении выборов депутатов Совета депутатов Восточного сельского поселения в сентябре 2023 г., на основании чего ссылка административного истца на то, что голосование по мажоритарной системе является несправедливым, не позволяющим жителем с.Черная речка продемонстрировать свою волю, судом оценивается как необоснованная.

Согласно ст. 21 ч.3,7 Избирательного Кодекса Хабаровского края, подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляют: комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления; окружные комиссии; территориальные комиссии, сформированные в муниципальном образовании, имеющем районное деление; участковые комиссии.

На выборах депутатов представительного органа муниципального образования комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является вышестоящей для всех избирательных комиссий по выборам главы муниципального образования (избирательной комиссией, организующей выборы).

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района от 20.06.2023 г. № 69-200 назначены выборы депутатов Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на 10.09.2023 г. (опубликовано на официальном сайте администрации Восточного сельского поселения 21.06.2023 г.. в газете «Сельская Новь», выпуск № 25 от 22.06.2023 г.). Впоследствии, постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края № 73/784-8 от 27.06.2023 г. решено провести голосование на выборах в органы местного самоуправления Хабаровского края, в течение нескольких дней подряд, а именно 09 и 10 сентября 2023 г. (данное постановление опубликовано в Вестнике Избирательной комиссии Хабаровского края).

Решениями ОИК административный истец Судариков А.И. и иные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов Восточного СП по многомандатному избирательному округу № 1 (в отношении административного истца принято решение ОИК № 1/2 от 20.06.2023 г., опубликовано на сайте администрации Восточного СП 20.06.2023 г.).

По результатам выборов депутатов в Совет депутатов Восточного сельского поселения кандидаты Антоненко В.Д., Белова О.А., Ермичева Н.В., Иванова Н.С., Ивлиев Д.Ю., Кобыльцова Е.Ю., Кругликова Л.М., Мирошниченко И.Ю., Пискунова И.И., Скокнин А.В. набрали количество голосов, достаточное для признания их победившими на выборах, а административный истец, набрав меньшее количество голосов, в Совет депутатов Восточного СП не вошел. Согласно ст. 85 ч.15 Избирательного Кодекса Хабаровского края, избранными по многомандатному избирательному округу признаются зарегистрированные кандидаты, которые получили наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в количестве, равном числу мандатов, распределяемых в указанном многомандатном округе.

Итоги голосования определены ОИК путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий № 779,780,781 об итогах голосования ( ст. 85 ч.1 Избирательного Кодекса Хабаровского края).

Каких-либо данных о том, что в содержание протоколов избирательных комиссий об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы с ложным содержанием, не имеется, суду не предоставлено, сам административный истец не ссылался на то обстоятельство, что при подведении итогов голосования имела место фальсификация данных об итогах голосования, либо несоответствие этих данных результатам голосования, определенным избирательной комиссией при принятии решения о результатах выборов.

Согласно протоколу ОИК о результатах выборов по десятимандатному избирательному округу № 1, следует, что явка избирателей на участки составила 31,09 % от общего числа лиц, обладающих правом голоса и зарегистрированных на территории избирательного округа.

Протокол ОИК и принятые на основании этого протокола постановление ОИК № 13 от 11.09.2023 г., решение УИК № 781 (избирательная комиссия, организующая выборы) № 14 от 11.9.2023 г. о результатах выборов отвечают требованиям, предъявляемым к составлению данных документов ст. 69 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, гл. 10 Избирательного Кодекса Хабаровского края. Постановление, решение избирательных комиссий о результатах выборов опубликованы на официальном сайте администрации Восточного СП 11.09.2023 г. (ст. 93 Избирательного Кодекса Хабаровского края).

Относительно доводов стороны административного истца о том, что жители с.Черная речка не были достаточно проинформированы о времени и месте проведения голосования, о кандидатах, суд приходит к следующему.

Согласно п. 108 ППВС РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (статья 44,пункты 2и5 статьи 45,пункты 1и5 статьи 50Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Как установлено ст. 57 Избирательного Кодекса Хабаровского края, информирование избирателей осуществляют органы государственной власти края, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации,редакции сетевых изданий, юридические и физические лица в соответствии сФедеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инастоящим кодексом. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют избирательные комиссии.

Согласно ст. 59 Избирательного Кодекса Хабаровского края, информационное обеспечение выборов соответствующего уровня осуществляется с использованием региональных государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Согласно ст. 77 ч.3 Избирательного Кодекса Хабаровского края, в помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов(кандидатах, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов), избирательных объединениях, внесенных в бюллетень.

Согласно п. 2 ст. 64 ФЗ-67 о времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Приведенная выше норма Федерального закона, как и другие положения закона, не определяют конкретные «иные» способы информирования избирателей о времени и месте голосования на выборах и тем самым не ограничивают способы оповещения избирателей.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что предусмотренное указанной выше нормой закона требование по информированию избирателей в ходе подготовки и проведении выборов было выполнено.

Так, решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов Восточного сельского поселения было опубликовано на следующий же день на официальном сайте администрации Восточного сельского поселения, в местной газете «Сельская новь», а также в Вестнике Избирательной комиссии Хабаровского края.

Также, в газете «Сельская новь» (выпуск № 30 от 27.07.2023 г.) опубликовано постановление администрации Хабаровского муниципального района «Об уточнении перечня единых избирательных участков, образованных на территории Хабаровского муниципального района для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, утвержденного постановлением администрации Хабаровского муниципального района хабаровского края № 72 от 19.01.2013 г.». в частности, в данном постановлении отражено местонахождение участковых избирательных комиссий №№ 779-781, границы избирательных участков, контактные телефоны). Согласно ст. 33 Устава Хабаровского муниципального района, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в учреждаемом Собранием депутатов печатном средстве массовой информации, распространяемом в муниципальном районе или в газете "Сельская новь".

Сведения об участковых избирательных комиссиях на выборах депутатов Совета депутатов Восточного сельского поселения опубликованы также в вестнике Избирательной комиссии Хабаровского края.

УИК № 781 (избирательная комиссия, организующая выборы) 20.06.2023 г. было принято решение № 1/2 об утверждении комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на выбора в органы местного самоуправления Восточного сельского поселения (постановление опубликовано в этот же день на сайте Восточного сельского поселения).

Администрацией Восточного сельского поселения 26.06.2023 г. вынесено постановление № 58, согласно которому постановлено: выделить и оборудовать специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов ( в частности, в с.Черная речка- доска объявлений в районе остановки /ул.Центральная,22/, многофункциональное здание по ул. 91 стройка, доска объявлений в районе здания по ул. Центральная, 27а, доска объявлений в МКУК «Межпоселенческая библиотека Хабаровского муниципального района Хабаровского края»/ул.Центральная, 30/). Постановление опубликовано на сайте администрации 30.06.2023 г.

Заинтересованным лицом представлены образцы приглашений на бумажном носителе, распространявшихся между жителями Восточного сельского поселения, сведения о публикации приглашения о посещении выборов 09 и 10 сентября 2023 г. в чате жителей сельского поселения в мессенджере «WhatsApp», образцы буклетов с информацией о кандидатах, распространявшихся на информационных стендах, сведения о публикации в газете «Сельская новь» от 17.08.2023 г. интервью о ходе проведения голосования 09-10 сентября 2023 г., порядке работы избирательных комиссий.

Доводы административного истца о том, что он лично не мог найти опубликованную информацию, публикации на сайте должны были размещаться в разделе «объявления», основаны на его личных взглядах на организацию информирования, и не влекут признания неисполнения административными ответчиками, заинтересованным лицом обязанности по информированию населения о назначенных выборах.

При этом суд принимает во внимание, что при всех способах уведомления населения о предстоящих выборах, все кандидаты в депутаты находились в равных условиях, также кандидатам предоставлены равные возможности по ведению агитационной деятельности, в том числе как по отношению к собственной личности, программе, так и по информированию населения о времени и месте проведения выборов, что не оспаривалось стороной истца, при этом, Судариковым А.И. было подтверждено в судебном заседании, что им агитационные мероприятия ни за свою кандидатуру, ни с целью распространения общей информации о месте и времени проведения голосования не производились в принципе. Судом учитывается, что на избирательные участки явились избиратели, которые голосовали не только за кандидатов, набравших большее количество голосов, но и за остальных кандидатов в частности, в т.ч. за административного истца.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку в ходе судебного разбирательства факты нарушений законодательства РФ о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, не установлены, предусмотренных законом оснований для признания выборов недействительными, не были установлены.

При этом суд должным образом отмечает, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Судом установлено, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, допущено не было, следовательно, правовые основания для удовлетворения заявленных Судариковым А.И. требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Сударикова ФИО21 к Участковой избирательной комиссии № 779, Участковой избирательной комиссии № 780, Участковой избирательной комиссии № 781, Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 сельского поселения «Село Восточное» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, об оспаривании результатов выборов Совета депутатов Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края– оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л.Рябцева

Мотивированное решение изготовлено 27.10.2023 г.