ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2435/2021 от 26.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0002-01-2021-003820-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 26 мая 2022 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-313/2022 по административному иску ФИО1 к главе администрации г.Тамбова Тамбовской области ФИО2, администрации г.Тамбова Тамбовской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова, председателю комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова ФИО3 о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 14.09.2021 направил в администрацию Тамбовской области обращение, в котором просил предоставить ему копию концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в г.Тамбове.

17.09.2021 обращение перенаправлено для рассмотрения по существу в администрацию г.Тамбова.

ФИО1 обратился с административным иском в суд, в котором указал, что от имени муниципального образования городской округ - город Тамбов выступает глава города Тамбов. Данную должность временно замещает ФИО2.

Административные истец полагает, что данное должностное лицо проявило незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении его обращения в нарушение Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Тем самым ФИО2 нарушил конституционное право ФИО1 на получение информации.

ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие ФИО2 по рассмотрению обращения, признать, что ФИО2 нарушены конституционные права ФИО1 на получение информации, обязать ФИО2 рассмотреть обращение и направить ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Определениями суда от 14.02.2022, 25.05.2022 произведена замена административного ответчика временно исполняющего обязанности главы города Тамбова ФИО2 на административного ответчика главу администрации г.Тамбова Тамбовской области ФИО2, административных ответчиков жилищного комитета администрации г.Тамбова Тамбовской области, председателя жилищного комитета администрации г.Тамбова Тамбовской области ФИО3 на административных ответчиков комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова, председателя жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова ФИО3.

В судебном заседании ФИО1 требования административного иска поддержал, ссылаясь на утвержденный постановлением администрации г.Тамбова от 06.06.2014 № 4582 Порядок рассмотрения обращений граждан в администрации г.Тамбова Тамбовской области считал, что его обращение должен был рассмотреть непосредственно ФИО2 Полагал, что представленные в материалы дела представителем административных ответчиков доказательства являются недопустимыми и недостоверными, в связи с чем они подлежат исключению. Обращал внимание, что ответ за подписью ФИО3 не может считаться должным ответом на обращение ФИО1, поскольку такой ответ должен быть за подписью ФИО2 как руководителя администрации г.Тамбова Тамбовской области. Кроме того, ответ за подписью ФИО3 представлен с нарушением установленных законом сроков рассмотрения обращений, этот ответ ФИО4 не получал.

Представитель главы администрации г.Тамбова Тамбовской области, администрации г.Тамбова Тамбовской области, комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности ФИО5 судебном заседании возражала против требований административного иска, считая их необоснованными. Указала, что обращение ФИО1 рассмотрено, ему представлен ответ за подписью должностного лица ФИО3, что полностью отвечает требованиям Федерального закона № 59-ФЗ, а также утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 06.06.2014 № 4582 Порядка рассмотрения обращений граждан в администрации г.Тамбова Тамбовской области. Полагала, что доводы ФИО4 о том, что его обращение должно быть рассмотрено ФИО2 как руководителем администрации г.Тамбова Тамбовской области, ошибочны, основанными на неверном толковании норм права.

Должностные лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за нимКонституциейРоссийской Федерацииправанаобращениев государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправленияи должностными лицами регулируютсяФедеральным закономот 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 2 данного закона граждане имеютправообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органыместногосамоуправленияи их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласноп.п. 1,4 ст.4Федерального закона №59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, органместногосамоуправленияили должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, органместногосамоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенныхправ, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии сп. 3 ст.5Федерального закона №59-ФЗ гражданин имеетправополучать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного закона, а в случае, предусмотренномч. 5.1 ст.11данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, органместногосамоуправленияили должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вобращениивопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, органместногосамоуправленияили должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательномурассмотрению(ч. 1 ст.9Федерального закона N59-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 24.09.2021 в администрацию г.Тамбова поступило из администрации Тамбовской области обращение ФИО1 о предоставлении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в г.Тамбове.

На данное обращение ФИО1 направлено письмо от 25.11.2021 за подписью председателя жилищного комитета ФИО3 о том, что концессионное соглашение размещено в свободном доступе в сети интернет на сайте Тамбовской городской Думы Тамбовской области.

В административном иске ФИО1 полагает, что его обращение должен был рассмотреть непосредственно ФИО2 как глава города Тамбова (на период возникновения спорных правоотношений).

В этой связи ФИО1 просит признать незаконным бездействие указанного должностного лица.

С данными доводами нельзя согласиться ввиду следующего.

В администрации г.Тамбова Тамбовской области последовательность действий при рассмотрении обращений граждан регламентированы утвержденным постановлением администрации г.Тамбова от 06.06.2014 № 4582 Порядком рассмотрения обращений граждан в администрации г.Тамбова Тамбовской области (далее – Порядок).

В силу п.п. 3.2.1, 3.2.2., 3.4.1., 3.4.2. Порядка основанием для начала рассмотрения письменного обращения является поступление обращения гражданина в администрацию города или ее органы, поступлениеобращениягражданинас сопроводительным документом из органов государственной власти или органов местного самоуправления длярассмотренияпо поручению.

Зарегистрированные обращения граждан направляются главе города, первым заместителям главы администрации города, заместителям главы администрации города в соответствии с распределением обязанностей.

Специалист управления по работе с обращениями граждан готовит проект резолюции, содержащей сведения по исполнителю, текст поручения, срок исполнения, подпись лица, давшего поручение, дату подписания.

Обращение и проект резолюции направляются на рассмотрение и визирование главе города и (или) первому заместителю главы администрации города, заместителю главы администрации города.

Решением главы города и (или) первого заместителя главы администрации города, заместителя главы администрации города является подписанное поручение. При необходимости поручение подписывается с использованием штампа с факсимильным воспроизведением подписи главы города, первых заместителей главы администрации города, заместителей главы администрации города начальником управления по работе с обращениями граждан или заместителем начальника управления по работе с обращениями граждан.

В дальнейшем обращение гражданина направляется органам администрации города или должностным лицам в соответствии с поручением главы администрации города или поручением заместителя главы администрации города.

Исходя из содержания п.п. 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.8, 3.5.13 Порядка исполнителем административной процедуры рассмотрения обращений граждан является орган (органы) администрации города, уполномоченный согласно резолюции главы города, первого заместителями главы администрации города, заместителя главы администрации города, структурное подразделение органа администрации города по поручению руководителя органа администрации города.

При рассмотрении обращения, отнесенного к категории заявления, просьбы, исполнитель в лице руководителя органа администрации города и уполномоченных им лиц (далее - исполнитель) проверяет наличие законных оснований для совершения испрашиваемого действия и возможность его совершения. В ответе сообщается об удовлетворении или неудовлетворении заявления, совершении или несовершении испрашиваемого действия. Если оно не может быть совершено, приводятся соответствующие аргументы.

При рассмотрении обращения исполнитель применяет все предоставленные ему полномочия в соответствии с должностной инструкцией.

В случае недостаточности полномочий исполнителя (запрос информации, координация деятельности, согласование документов и др.) для всестороннего и полного решения вопросов, поставленных в обращении, оформление необходимых документов и совершение действий осуществляются исполнителем через непосредственного руководителя.

Ответственный исполнитель либо исполнитель, обобщающий ответ соисполнителей, несет ответственность за содержание, ясность и четкость ответа, достоверность ссылок на нормативно-правовые акты.

Исполнитель, которому направлен подлинник обращения, несет ответственность за то, чтобы заявитель в течение 30дней, если иное не предусмотрено законодательством, со дня регистрации обращения в администрации города был уведомлен о результатах или ходе рассмотрения его обращения.

Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Решение о продлении контрольного срока исполнения и снятии обращения с контроля принимается руководителем, первично рассматривавшимобращение, с сообщением заявителю о результатахрассмотренияобращения.

Из приведенных норм Порядка следует, что ответ на обращение гражданина предоставляет ответственный исполнитель, а не глава администрации г. Тамбова Тамбовской области.

Согласно материалов дела поступившее в администрацию г.Тамбова Тамбовской области обращение ФИО4 резолюцией временно исполняющим полномочия главы города Тамбова Тамбовской области ФИО2 поручено 04.10.2021 для рассмотрения и ответа ФИО3 – на тот период времени председателю жилищного комитета администрации г.Тамбова Тамбовской области.

В силу ранее действующего Положения о жилищном комитете администрации г.Тамбова, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 25.12.2019 № 1204, в числе полномочий данного органа администрации г.Тамбова закреплено также рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к функциям комитета, и подготовка соответствующих документов.

Таким образом, доводы ФИО4 о том, что ответ ему должен быть представлен ФИО2, как руководителем администрации г.Тамбова Тамбовской области, основаны на ошибочном понимании норм права.

В связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поскольку в настоящем деле ФИО4 ответ за подписью ФИО3 не оспаривал, доводы относительно содержания ответа, а также о нарушении сроков рассмотрения обращения, правового значения для разрешения требований о признании незаконным бездействия ФИО2 не имеют.

ФИО4 не лишен права поставить вопрос законности ответа от 25.11.2021 по указанным основаниям при подаче самостоятельного административного иска.

Часть 1 ст. 200 КАС РФ предусматривает право суда при выявлении случаев нарушения законности вынести частное определение.

В настоящем деле оснований для вынесениячастногоопределения, о чем просит административный истец, суд не усматривает, также как и для признания имеющихся в материалах дела доказательств недопустимыми и недостоверными.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным бездействия главы администрации г.Тамбова Тамбовской области ФИО2 по рассмотрению обращения, признании нарушенными конституционные права ФИО1 на получение информации, обязании ФИО2 рассмотреть обращение отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 09.06.2022

Судья Е.С. Воронцова