Административное дело № 2а-2436/2022
УИД- 18RS0002-01-2022-003157-62
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 05 июля 2022 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Владимировой А.А., при секретаре Шакировой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Лошкаревой Е.Л. о взыскании задолженности по налогу, пени, штрафу,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратилась Межрайонная ИФНС России №9 по Удмуртской Республике с административным иском к Лошкаревой Е.Л. о взыскании задолженности по налогу, пени, штрафу. В обоснование исковых требований указано, что ответчик Лошкарева Е.Л. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР (далее также – МРИ ФНС РФ №9 по УР, Инспекция).
Административный ответчик был зарегистрирован в качестве ИП в период с . по .
От ИП Лошкаревой Е.Л. в налоговую инспекцию поступило Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет с с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
ИП Лошкаревой Е.Л. представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 г.
По данным камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 г. налог к уплате в бюджет составил 117 888 руб., по данным налогоплательщика - 106 руб.
Всего по результатам камеральной налоговой проверки доначислено 117 782 руб. (117 888 руб. - 106 руб.).
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 года ИП Лошкаревой Е.Л., установлено: занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за 1 года, в результате завышение налоговых вычетов, что повлекло не-уплату налога в бюджет в сумме 117 782 руб.
Согласно КРСБ (карточка расчетов с бюджетом) на дату представления налоговой декларации по НДС за 1 года и на дату Решения камеральной налоговой проверки по НДС недоимки и переплаты по налогу нет.
Таким образом, по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 года установлена неуплата налога в сумме 117 782 руб. и размер штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, составляет 23 556 руб. (117 782 руб. * 20 %).
Инспекцией установлены следующие смягчающие ответственность обстоятельства: совершение правонарушение впервые, отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения.
Таким образом, размер штрафа, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ подлежит уменьшению в 2 раза и составит 11 778 руб. (23 556 руб. / 2).
Решением № от Инспекции Лошкарева Е.Л привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанное решение Административным ответчиком не обжаловалось. В связи с неисполнением решения в адрес Административного ответчика направлено требование № от г. (направлено через личный кабинет налогоплательщика).
Указанное требование на сегодняшний день не исполнено, недоимка не оплачена.
года мировой судья вынес судебный приказ № о взыскании задолженности.
В адрес суда поступило заявление Административного ответчика с возражениями относительно исполнения судебного приказа. В связи, с чем судебный приказ № был отменен .
На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Лошкаревой Е.Л. задолженность:
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 117 782 руб.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 354,96 руб.;
- штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 11 778 руб.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Лошкаревой Е.Л., уведомленной о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.
Лошкарева Е.Л., состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР в качестве налогоплательщика.
Лошкарева Е.Л. осуществляла предпринимательскую деятельность с по .
Указанные обстоятельства следуют из материалов дела.
Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Судом установлено, что от ИП Лошкаревой Е.Л. в налоговую инспекцию поступило Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет с с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ не признаются плательщиками НДС. Вместе с тем в этой норме назван ряд случаев, когда "упрощенец" обязан уплатить НДС, в частности:
- при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- при выполнении роли налоговых агентов в соответствии со ст. 161 НК РФ;
- при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (ст. 174.1 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии с и. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) обязаны предъявлять только налогоплательщики НДС.
В то же время согласно п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) не предъявляют.
Вместе с тем следует отметить, исходя из правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 10627/06, частью 5 статьи 173 НК РФ, установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению НДС, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы НДС. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
В части определения доходов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и выставившими счет-фактуру с выделением суммы НДС, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1, 2 статьи 248 НК РФ.
При этом п. 1 статьи 248 НК РФ установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг).
Исходя из этого суммы НДС, полученные от покупателей (приобретателей) товаров (работ, услуг) в связи с выставлением счетов-фактур с выделением суммы НДС, не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом указанные суммы НДС не учитываются также и в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (пп. 22 п. 1 статьи 346.16 НК РФ).
ИП Лошкаревой Е.Л. представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 г., в которой отражены следующие показатели:Реализация товаров (работ, услуг), ставка НДС 20 % (стр. 3_010_03) - 589 442 руб.
Сумма НДС (стр. 3_010_05) - 117 888 руб.
Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (стр. 3_118_05) - 117 888 руб.
Общая сумма налога, подлежащая вычету (стр. 3_190_03) - 117 782 руб.
Итого сумма, подлежащая к уплате в бюджет (стр. 3_200_03) - 106 руб.
Согласно книги продаж за 1 г. ИП Лошкаревой Е.Л. указан 1 контрагент: ООО «ЛИМАН» ИНН/КПП 1841037392/ 184101001.
ИП Лошкаревой Е.Л. выставлены 14 счетов-фактур на общую сумму 707 330 руб., стоимость продаж облагаемых налогом без НДС 589 441,69 руб., сумма НДС 117 888,31 руб.
Согласно системе АИС Налог-3, все счета-фактуры, зарегистрированные в книге продаж ИП Лошкаревой Е.Л., сопоставлены, т.е. отражены в книге покупок ООО «ЛИМАН» за 1 г., расхождения не установлены.
Проведен анализ книги покупок за 1 года ИП Лошкаревой Е.Л.
Согласно книги покупок за 1 года ИП Лошкаревой Е.Л. отражены следующие контрагенты:
913 025.08 | 101 866.94 |
ИП Лошкарева Е.Л. не является плательщиками НДС, а право на вычет НДС есть только у плательщиков (п. 1 ст. 171 НК РФ).
При совершении операций ИП Лошкарева Е.Л. обязана платить НДС, принять к вычету относящийся к этим операциям входной налог она не вправе.
Таким образом, ИП Лошкарева Е.Л., применяя УСН, в нарушение пункта 5 статьи 173 НК РФ неправомерно уменьшила сумму НДС на налоговые вычеты.
Расчет суммы НДС подлежащего уплате в бюджет за 1 г.
Раздел 3. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации | ||||
Ставка НДС 20% | ||||
Налоговая база (руб.) | 3_010_03 | 589 442 | 589 442 | 0 |
Сумма НДС | 3_010_05 | 117 888 | 117 888 | 0 |
5. Суммы, полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав | ||||
Налоговая база (руб.) | 3_070_03 | 0 | ||
Сумма НДС | 3_070_05 | 0 | ||
11. Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 5 строк 010 - 080,105-115) | ||||
Сумма НДС | 3_118_05 | 117 888 | 117 888 | 0 |
НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ | ||||
12. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, подлежащая вычету в соответствии с пунктами 2, 2.1,4,13 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации | 3_120_03 | 117 782 | 0 | -117 782 |
21. Общая сумма налога, подлежащая вычету (сумма величин, указанных в строках 120 -185) | 3J90J33 | 117 782 | 0 | -117 782 |
Итого по разделу 3 | ||||
22. Итого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3 (разность величин строк 110,190 больше или равно нулю) | 3_200_03 | 106 | 117 888 | 117 782 |
23. Итого сумма налога, исчисленная к возмещению по разделу 3 (разность величин строк 110,190 меньше нуля) | 3_210_03 | 0 | 0 | 0 |
По данным камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 г. налог к уплате в бюджет составил 117 888 руб., по данным налогоплательщика - 106 руб.
Всего по результатам камеральной налоговой проверки доначислено 117 782 руб. (117 888 руб. - 106 руб.).
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 года ИП Лошкаревой Е.Л., установлено: занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за 1 года, в результате завышение налоговых вычетов, что повлекло не-уплату налога в бюджет в сумме 117 782 руб.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Факт неуплаты ИП Лошкаревой Е.Л. НДС за 1 года, подлежащего уплате в бюджет, в результате неправомерного уменьшения налога на сумму налоговых вычетов, является объективной стороной правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Вина ИП Лошкаревой Е.Л. в совершении налогового правонарушения заключается в том, что являясь плательщиком УСН, должна была исчислить НДС в соответствии с нормами НК РФ и уплатить его в срок, установленный законодательством, в связи с чем, должна была и могла осознавать противоправный характер своего бездействия.
Согласно КРСБ (карточка расчетов с бюджетом) на дату представления налоговой декларации по НДС за 1 года и на дату Решения камеральной налоговой проверки по НДС недоимки и переплаты по налогу нет.
Таким образом, по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 года установлена неуплата налога в сумме 117 782 руб. и размер штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, составляет 23 556 руб. (117 782 руб. * 20 %)
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность НК РФ не содержит, поэтому должностное лицо налогового органа на основании п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ вправе определить в качестве таковых любые обстоятельства.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Инспекцией установлены следующие смягчающие ответственность обстоятельства: совершение правонарушение впервые, отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения.
Таким образом, размер штрафа, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ подлежит уменьшению в 2 раза и составит 11 778 руб. (23 556 руб. / 2).
Уменьшая размер налоговых санкций, налоговый орган исходил из принципа соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также из того, что меры налогового воздействия должны иметь не только карательный, но и воспитательный характер.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате налога или сбора, начиная со следующего, за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый календарный день просрочки.
Решением № от Инспекции Лошкарева Е.Л. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по состоянию на : недоимка по налогу на добавленную стоимость составила 117 782 руб., штраф 11778 руб., пени 2354,96 руб.
Указанное решение Административным ответчиком не обжаловалось.
Неисполнение административным ответчиком вышеуказанных положений закона послужило основанием для направления ему требования об уплате налога № от г. (направлено через личный кабинет налогоплательщика) со сроком исполнения 03.12.2021г.
Указанное требование на сегодняшний день не исполнено, недоимка не оплачена.
На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 117 782 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 354,96 руб.; штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 11 778 руб.
Срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа с учетом требований ст.48 НК РФ установлен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от , то есть до .
В установленный ст.48 НК РФ сроки налоговый орган обратился в суд за взысканием задолженности. мировым судьей судебного участка №1 Первомайского района г.Ижевска УР вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности с Лошкаревой Е.Л.
Определением мирового судьи от . указанный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Административный истец обратился с рассматриваемым иском в суд ., то есть в установленный ч.3 ст. 48 НК РФ 6-месячный срок с момента отмены судебного приказа.
Учитывая, что согласно ст.ст.111,114 КАС РФ, 333.19, 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы – государственные органы в защиту государственных и общественных интересов, государственная пошлина в размере 3838,29 руб. подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика, который не освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Лошкаревой Е.Л. о взыскании задолженности по налогу, пени, штрафу – удовлетворить.
Взыскать с Лошкаревой Е.Л. (ИНН №) в доход бюджета на расчетный счет 03100643000000011300, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России №9 по Удмуртской Республике), ИНН 1835059990 задолженность по уплате:
- налога на добавленную стоимость в сумме 117 782 руб. (КБК 18210301000011000110, ОКТМО 94701000);
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2354,96 руб. (КБК 18210301000012100110, ОКТМО 94701000);
- штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 11778 руб. КБК 18210301000013000110, ОКТМО 94701000.
Взыскать с Лошкаревой Е.Л. (ИНН №) доход бюджета МО г.Ижевск государственную пошлину в размере 3838,29 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г.Ижевска) в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено .
Судья: А.А. Владимирова