ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2438/18 от 14.11.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-2438/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2018 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Барашевой М.В.

при секретаре Коротаевой А.С.,

с участием прокурора Козловой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит:

признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в непринятии мер к разработке и принятию нормативного акта, определяющего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

обязать орган местного самоуправления Администрацию ЗГО в месячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать и принять нормативный акт, определяющий порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В ходе проверки было установлено, что на территории Златоустовского городского округа отсутствуют нормативные акты, определяющие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Отсутствие нормативов затрат создает неопределенность в сфере формирования расходной части бюджета на дорожную деятельность, широту дискреционных полномочий должностных лиц, тем самым возможность для злоупотребления полномочиями в указанной сфере, что является недопустимым в силу требований закона о противодействии коррупции.

В адрес Главы ЗГО ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений в сфере дорожной деятельности, в которых указано на необходимость разработки и принятия указанных нормативных актов.

Представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, дан ответ о том, что проводится работа по подготовке проекта постановления Администрации ЗГО «Об утверждении нормативов финансовых затрат на выполнение работ по содержанию дорог». До настоящего времени такой нормативный правовой акт не принят.

В судебном заседании старший помощник прокурора Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.17).

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч.2 ст. 6 Устава Златоустовского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа.

В соответствии с ч.2 ст. 17 и ч.2 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об автомобильных дорогах) порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения устанавливается муниципальными правовыми актами.

Как установлено п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в силу положений ст. 34 Закона №257-ФЗ осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на эти цели. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» возлагает на организации обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Златоуста проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В результате проверки установлено, что на территории Златоустовского городского округа отсутствуют нормативные акты, определяющие порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Из материалов дела следует, что на имя Главы ЗГО ФИО7ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Златоуста внесено представление об устранении нарушений в сфере дорожной деятельности, а именно о принятии муниципальные правовые акты, регулирующие порядок ремонта и содержания дорог местного значения, а также административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам местного значения Златоустовского городского округа (л.д.8).

Согласно ответу заместителя Главы ЗГО по инфраструктуре ФИО4 (л.д. 8), указанные в представлении нарушения были устранены, а именно журнал выдачи специального разрешения приведен в соответствие с требованием законодательства.

Прокуратурой г. Златоуста на имя Главы ЗГО ФИО6ДД.ММ.ГГГГ вновь внесено представление об устранении нарушений в сфере дорожной деятельности с указанием на необходимость принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ремонта и содержания дорог местного значения, а также устанавливающие нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели; решить вопрос о присвоении индикационных номеров автомобильным дорогам местного значения (л.д.9).

Из ответа МКУ ЗГО «УЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проводится работа по подготовке проекта постановления Администрации ЗГО «Об утверждении нормативов финансовых затрат на выполнение работ по содержанию дорог» (л.д.10).

Однако до настоящего времени такой нормативный правовой акт не принят.

Проанализировав в системной совокупности указанные выше нормы, а также исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрацией ЗГО не предпринимались меры по разработке и принятию нормативного акта, определяющего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, несмотря на поступающие в адрес Администрации ЗГО представления об устранении нарушений о необходимости его разработки.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Исходя из требований разумности и справедливости, а также необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, учитывая временные затраты, необходимые для разработки проекта нормативного акта, суд полагает возможным установить срок устранения указанных нарушений в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в непринятии мер к разработке и принятию нормативного акта, определяющего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающего нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Обязать орган местного самоуправления Администрацию ЗГО в течение месяца со дня вступления в силу решения суда разработать и принять нормативный акт, определяющий порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, а также устанавливающий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

Председательствующий М.В. Барашева

Решение не вступило в законную силу