ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-243/20 от 20.07.2020 Осинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса 20 июля 2020 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Алсановой Л.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Осинского района Сабировой У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-243/2020 по административному исковому заявлению прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Ирхидей» о возложении обязанности передать право владения и пользования водонапорными башнями хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения,

установил:

административный истец - прокурор Осинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Ирхидей» о возложении обязанности передать право владения и пользования водонапорными башнями хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения законодательства при распоряжении имуществом коммунального назначения, находящегося в собственности администрации МО «Ирхидей», по результатам которой выявлены нарушения законодательства при распоряжении имуществом коммунального назначения, находящимся в собственности администрации и предназначенным в жилищно-коммунальной сфере.

Согласно представленной информации администрации МО «Ирхидей», в собственности администрации находятся водозаборные сооружения, расположенным по адресам: <адрес обезличен>. Данные объекты водоснабжения до настоящего времени не находятся в аренде либо концессии, дата ввода указанных объектов водоснабжения неизвестна.

В соответствии со ст.41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях. Пунктами 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что если между вводом объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет, если дата ввода в эксплуатацию не может быть определена, передача права владения или пользования объектами теплоснабжения (водоотведения, водоснабжения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно по концессионным соглашениям.

Концессионное соглашение по передаче права владения и пользования указанными объектами администрацией МО «Ирхидей» не заключено.

В соответствии с ч.ч.1,5 статьи 17.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество по определенным указанным в данной статье основаниям, в том числе на основании представления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Непередача прав на имущество коммунального назначения, находящееся в собственности администрации хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения может привести к прерыванию процесса водоснабжения и водоотведения с причинением значительного материального ущерба муниципальному имуществу, а также частной собственности, нарушению прав граждан на получение качественных коммунальных услуг в необходимых объемах.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

С учетом положений ст.ст.1, 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, административный истец просит возложить обязанность на администрацию передать право владения и пользования водонапорными башнями, расположенных по адресам: <адрес обезличен> хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения в срок до <дата обезличена>.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Осинского района Сабирова У.А. исковые требования поддержала полностью, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «Ирхидей» был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал полностью.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие ответчика, так как он был извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя административного истца, учитывая позицию административного ответчика, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного административного дела, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 года "О концессионных соглашениях" (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который дополнен статьей 41.1.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Из содержания части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В судебном заседании установлено, что в собственности администрации муниципального образования «Ирхидей» имеются объекты водоснабжения, а именно водонапорные башни, расположенные по адресам: <адрес обезличен>.

Сведений о введении указанных объектов недвижимости в эксплуатацию не имеется. При этом, до настоящего времени они не переданы хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов водоснабжения невозможно установить, суд приходит выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по административному делу не установлены.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, пользующихся услугами водоснабжения предоставляемых посредством указанных объектов, в связи с чем полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, в связи с чем, суд полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок до <дата обезличена>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Ирхидей» обязанность в срок до <дата обезличена> передать право владения и пользования водозаборными сооружениями, расположенными по адресам: <адрес обезличен> хозяйствующему субъекту путем заключения концессионного соглашения.

Об исполнении решения суда по истечении установленного срока сообщить прокурору и в суд, принявший решение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво