Мотивированное решение изготовлено 18.01.2016 Дело № 2а-244/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 15 января 2016 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Мартыновой Я.Н.
при секретаре Дербышевой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области к Соломенникову В.В. о взыскании страховых взносов, пени и штрафов,
УСТАНОВИЛ:
Государственным Учреждением УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга предъявлено в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга административное исковое заявление о взыскании с физического лица Соломенникова В.В. обязательных платежей и санкций: недоимку по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>; недоимку по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>; недоимку по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца Быстрова Е.Г. и Ганеева В.Б., исковые требования поддержали в полном объеме, поскольку обязанность по уплате страховых взносов существовала до прекращения индивидуальным предпринимателем деятельности, т.е. до <данные изъяты>.
Административный ответчик Соломенников В.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <данные изъяты>, регистрирующий орган- инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ижевска. С <данные изъяты> проживает в г.Екатеринбурге, в связи с чем <данные изъяты> должна была быть передача регистрационного дела в регистрирующий орган г.Екатеринбурга. Предпринимательскую деятельность был намерен продолжать в г.Екатеринбурге, в связи с чем просил передать регистрационное дело по месту его жительства в Чкаловском районе г.Екатеринбурга. Только <данные изъяты> регистрационное дело поступило в электронном виде в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области. <данные изъяты> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области внесена запись в реестр о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Фактически предпринимательская деятельность административным ответчиком не осуществлялась с <данные изъяты>. Таким образом, у административного ответчика не возникла обязанность по уплате недоимки по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7) и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пункт 2 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28) закрепляют круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. В качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию в него включаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели и нотариусы, занимающиеся частной практикой), которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Установлено, что административный ответчик Соломенников В.В. <данные изъяты> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в силу данного факта является плательщиком страховых взносов. Административным ответчиком Соломенниковым В.В. не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за <данные изъяты> Управлением ПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области составлены справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от <данные изъяты>
<данные изъяты> ГУУПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в адрес Соломенникова В.В. направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до <данные изъяты>, однако данные требования Соломенниковым В.В. не исполнены.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в ред. от 25.11.2009) расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ч. 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Статья 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не предусматривает возможность применения к регулируемым им правоотношениям гражданского законодательства, нормы указанного закона не содержат оснований для снижения суммы пени, либо освобождения страхователей от уплаты пени.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика.
Однако административный ответчик Соломенников В.В., приобретший статус индивидуального предпринимателя, обязанность по произведению отчислений за расчётные периоды <данные изъяты> на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в ФФОМС, не исполнил, в связи с чем у административного ответчика Соломенникова В.В. образовалась задолженность за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>.
Доводы ответчика о том, что с <данные изъяты> предпринимательскую деятельность он не осуществляет, а заявление о смене места жительства направлено в налоговый орган, что является основанием для освобождения его от обязанности по уплате страховых взносов, судом не принимаются, поскольку обязанность по уплате страховых взносов не связана с фактическим прекращением осуществления предпринимательской деятельности и неполучением доходов, за исключением обстоятельств, влекущих освобождение от обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренных пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В силу части 4.1 статьи 14 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страховые взносы подлежат уплате по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Регистрация прекращения истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произведена лишь <данные изъяты>.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагает на регистрирующий орган обязанность проводить проверку достоверности указанных юридическим лицом сведений, а также соответствие содержащихся в представленных документах сведений федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п. 4.1 ст. 9 Закона), так как данные сведения носят заявительный характер, ответственность за их непредставление или несвоевременное представление согласно п. 1 ст. 25 указанного Закона возложена на заявителя.
Как следует из пояснений специалиста Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области Елизаровой Е.Л. и регистрационного дела индивидуального предпринимателя Соломенникова В.В., административным ответчиком представлены сведения в налоговый орган г.Ижевска о месте жительства: <данные изъяты>. Налоговым органом при внесении записи в Единый государственный реестр индивидуального предпринимателя допущена ошибка в части указания места проживания Соломенникова В.В., указано: <данные изъяты>, в связи с чем регистрационное дело в <данные изъяты> направлено в налоговый орган по Ленинскому району г.Екатеринбурга и передано в электронном виде в налоговый орган по Чкаловскому району г.Екатеринбурга только <данные изъяты>. После получения регистрационного дела Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области, информация об индивидуальном предпринимателе Соломенникове В.В. передана в Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области. Только после получения указанных сведений <данные изъяты> Управлением ПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области составлены справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов за <данные изъяты>.
Отсутствие в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области регистрационного дела Соломенникова В.В. не снимает с ответчика обязанности по выплате страховых взносов <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.
Расчет недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, представленный административным истцом, сомнений у суда не вызывает. Контррасчет административным ответчиком не представлен.
С учетом изложенного, суд находит основания для удовлетворения административного иска в полном объеме, поскольку административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов за <данные изъяты>, возложенная на него законом.
На основании части 1 статьи 114 КАС РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход государства.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области к Соломенникову В.В. о взыскании страховых взносов, пени и штрафов, удовлетворить.
1) Взыскать с Соломенникова В.В., проживающего по адресу: <данные изъяты>, недоимку по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, а именно:
1. В бюджет ПФР недоимку по уплате страховых взносов в сумме <данные изъяты>, пени, начисленные на недоимку <данные изъяты>, в том числе:
- по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, в том числе на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>
2. В бюджет ФФОМС недоимку по уплате страховых взносов <данные изъяты>, пени, начисленные на недоимку в сумме <данные изъяты>, в том числе:
- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
2) Взыскать с Соломенникова В.В., проживающего по адресу: <данные изъяты>, недоимку по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, а именно:
1. В бюджет ПФР недоимку по уплате страховых взносов в сумме <данные изъяты>, пени, начисленные на недоимку <данные изъяты>, в том числе:
- по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, в том числе на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>
2. В бюджет ФФОМС недоимку по уплате страховых взносов <данные изъяты>, пени, начисленные на недоимку в сумме <данные изъяты>, в том числе:
- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
3) Взыскать с Соломенникова В.В., проживающего по адресу: <данные изъяты>, недоимку по страховым взносам и пени за <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (взыскатель УПФР в Чкаловском районе г.Екатеринбурга Свердловской области) и фонды обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, а именно:
1. В бюджет ПФР недоимку по уплате страховых взносов в сумме <данные изъяты>, пени, начисленные на недоимку <данные изъяты>, в том числе:
- по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, в том числе на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
2. В бюджет ФФОМС недоимку по уплате страховых взносов <данные изъяты>, пени, начисленные на недоимку в сумме <данные изъяты>, в том числе:
- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования на КБК <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Соломенникова В.В. государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход государства бюджета.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>