Дело № 2а-243/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Мицюк В.В.
при секретаре Баталовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием ответчика ФИО1
административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Ленинградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 3) обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 47 670 руб., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в размере 322,83 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в размере 00,40 руб. В обоснование заявленных требований указав, что за ответчиком в 2016 году числилось имущество: <данные изъяты>, VIN:№, <данные изъяты>, г/н №; <данные изъяты>; <адрес> в <адрес>. Ответчику был исчислен транспортный налог за <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> руб. и налог на имущество в размере 286 руб. Налоговое уведомление № от 25.07.2019 на уплату транспортного налога за 2016, 2018 года и налога на имущество за 2018 год с указанием срока уплаты не позднее 02 декабря 2019 года получено налогоплательщиком в личном кабинете. В установленный срок исчисленная сумма налога уплачена не была, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ ответчику были исчислены подлежащие уплате пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 322,83 руб., пени по налогу на имущество в размере 00,40 руб. В связи с наличием недоимки по налогу ответчику было направлено требование № от 23.12.2019 об уплате транспортного налога, налога на имущество, пени, которое получено налогоплательщиком в личном кабинете. Однако налоги и пени не были оплачены. Инспекция обратилась в адрес мирового судьи судебного участка № 79 Кингисеппского района Ленинградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 указанных налогов и пени. 26.06.2020 года вынесен судебный приказ по делу № 2а-512/2020, с ФИО1 взыскана недоимка в общей сумме 47 993,23 руб. Определением мирового судьи от 30.07.2020 судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений на судебный приказ относительно его исполнения. На день подачи иска требование ответчиком не исполнено в полном объеме, за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 47 670 руб., пени по транспортному налогу в размере 322,83 руб., пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 00,40 руб., которые административный истец просит взыскать с ФИО1 (л.д. 2-7).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.73-74). Также представил дополнительные пояснения, в которых указал, что в 2019 году налоговым органом исчислены суммы транспортного налога за 2016, 2018 год со сроком уплаты не позднее 02.12.2019. Также сообщил, что транспортный налог за 2016 год ранее не был исчислен, а в 2019 году правомерно исчислен на основании п. 3 чт.363 НК РФ (л.д. 75-76).
Административный ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указал, что транспортный налог за 2016 год им уплачен в октябре 2017 года, а через некоторое время и имущественный налог за 2016 год, что отражено в личном кабинете налогоплательщика. Однако, в 2018 году без его согласия налоговый орган поменял на программном уровне личный кабинет налогоплательщика, в результате чего полностью удалилась вся история платежей. Во второй половине 2019 года он получил уведомление из налогового органа о том, что им не оплачен транспортный налог за 2016 год. Он незамедлительно написало письмо-ответ в налоговый орган и сообщил, что данный налог им оплачен своевременно и в полном объеме, в подтверждение чего представил фотография личного кабинета на 04.12.2017. Однако в ответ получил очередную отписку с общими фразами без предоставления доказательств. Также он запросил акт совместной сверки расчетов по налогам, который до сих пор не получил. Долгое время не мог зайти в новую версию личного кабинета налогоплательщика, после переписки с налоговым органом доступ был восстановлен. Транспортный налог и налог на имущество за 2018 год им уплачен 02.01.2020, после того как был восстановлен доступ в новый личный кабинет налогоплательщика (л.д. 53-54).
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-512/2020 мирового судьи судебного участка № 79 Кингисеппского района Ленинградской области, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулируются законодательством о налогах и сборах.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, п.п. 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 57 в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.
Согласно статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Областного закона Ленинградской области «О транспортном налоге» № 51-оз от 22 ноября 2002 года налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом пункта 3 статьи 363 НК РФ, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором п. 3 ст. 363 НК РФ (положение введено в действие Федеральным законом от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что с 20.03.2008 по настоящее время за ФИО1 зарегистрирован автомобиль <данные изъяты>, VIN:№, <данные изъяты>, г/н №; с 02.06.2015 по 16.11.2016 - автомобиль <данные изъяты>; с 20.03.2013 по настоящее время – автомобиль <данные изъяты>, VIN: №, <данные изъяты>, г/н № (л.д. 45, 50).
Также по состоянию на <данные изъяты> год в собственности ответчика находилось имущество: <адрес> в <адрес> (л.д. 14-15).
В силу статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в личном кабинете получено налоговое уведомление № от 25.07.2019 с расчетом транспортного налога за 2016, 2018 года и налога на имущество за 2018 года в отношении вышеуказанных транспортных средств в общей сумме 75 515 рублей и имущества на сумму 286 рублей, со сроком уплаты налога не позднее 02.12.2019 года (л.д. 16-17, 18).
Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статья 69 Налогового кодекса РФ).
Поскольку ответчиком не исполнено обязательство по уплате транспортного налога в размере 75 515 руб. и налога на имущество в размере 286 руб., истцом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату транспортного налога начислены пени в размере 322,83 руб. и пени по налогу на имущество в размере 1,23 руб. (л.д. 22-23).
Требование № от 23.12.2019 об уплате транспортного налога в размере 75 515 руб. и налога на имущество в размере 286 руб., пени за неуплату транспортного налога в размере 322,83 руб. и пени по налогу на имущество в размере 1,23 руб. было направлено налогоплательщику через личный кабинет со сроком уплаты до 24.01.2020, получено ответчиком 26.12.2019 (л.д. 19-20, 21).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с тем, что в установленный срок обязанность по уплате транспортного налога за 2016, 2018 год, налога на имущество за 2018 год и пени ФИО1 не была выполнена, в мае 2020 года МИФНС России № 3 обратилось к мировому судье судебного участка № 79 Кингисеппского района Ленинградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени налогу на имущество и пени по транспортному налогу (л.д. 1-4 административного дела № 2а-512/2020 мирового судьи судебного участка № 79 Кингисеппского района Ленинградской области).
13 мая 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-512/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 47 670 руб. и пени в размере 322,83 руб., пени по налогу на имущество в размере 0,40 руб., а всего взыскано 47 993 руб. 23 коп. (л.д. 20-21 административного дела № 2а-512/2020 мирового судьи судебного участка № 79 Кингисеппского района Ленинградской области).
06 июля 2020 года указанный судебный приказ по заявлению ФИО1 мировым судьей был отменен (л.д. 12-13).
Таким образом, срок, в течение которого административный истец должен был обратиться в суд с административным иском, истекает 06 января 2021 года.
С рассматриваемыми исковыми требованиями административный истец обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области 30 декабря 2020 года (л.д. 31), то есть в установленный законом срок.
В заявлении об отмене судебного приказа ФИО1 указал, что задолженность своевременно оплачена, что отражено в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 24 административного дела № 2а-512/2020 мирового судьи судебного участка № 79 Кингисеппского района Ленинградской области).
При рассмотрении данного административного иска ответчик также ссылается на то обстоятельство, что у него отсутствует задолженность по уплате транспортного налога за 2016 год, что подтверждается представленными им доказательствами, а именно фотографией личного кабинета от 04.12.2017 (л.д. 61).
Данный довод суд отклоняет, поскольку в налоговом уведомлении № от 12.10.2017 и налоговом уведомлении № от 24.06.2018 ответчику не был начислен транспортный налог за 2016 года (л.д. 77, 77оборот-78), данный налог ему был исчислен в налоговом уведомлении № от 25.07.2019 (л.д. 16-17).
Доводы ответчика о том, что налоговым органом на программном уровне был поменян личный кабинет, он долгое время не мог зайти в личный кабинет налогоплательщика, правового значения для разрешения спора не имеют. Кроме того, ответчиком каждый год в период с 2017 года по 2020 год в личном кабинете были получены налоговые уведомления (л.д. 18).
С учетом изложенного и отсутствия доказательств исполнения обязательств административным ответчиком в части уплаты в добровольном порядке сумм задолженности по налогу и пени, исковые требования суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, размер взыскиваемых сумм подтвержден соответствующим расчетом, расчет ответчиком не оспаривается, и признан судом правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Учитывая, что исковые требования административного истца удовлетворены, с административного ответчика в доход муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1639, 80 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 8, 62, 84, 175-180, 285 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ленинградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 47 670 рублей, пени по транспортному налогу за 2016, 2018 года в размере 322 рубля 83 копейки, пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 00 рубля 40 копеек, а всего взыскать 47 993 (пятнадцать тысяч восемьдесят пять) рублей 23 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в размере 1639 (одна тысяча шестьсот тридцать девять) рублей 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение составлено 01 апреля 2021 года.
Судья