ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2440/18 от 15.11.2018 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2440/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Стёпиной М.В., при секретаре Тимкович А.О.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО2,

представителя административного ответчика УФССП России по Тверской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании с перерывом 9,14,15 ноября в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу Судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, Управлению Федеральный службы судебных приставов по Тверской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2018 года, вынесенного заместителем начальника отдела службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району, обязании устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2018 года, вынесенного заместителем начальника отдела службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что постановление от 27.08.2018 года об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, которым произведена индексация алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ, начиная с 01.06.2015, с учетом расчета алиментов после произведенной индексации обращено взыскание на погашение образовавшейся задолженности в размере 25%, незаконно и подлежит отмене, поскольку в период с 21.02.2008 по 21.08.2018 индексация службой судебных приставов не производилась, с расчетом задолженности на 21.02.2008 ФИО1 не была ознакомлена, исполнительский сбор не может быть удержан, поскольку оспариваемое постановление получено истцом лично 30.08.2018, кроме того, по мнению административного истца подпись в заявлении ФИО4 о необходимости произведения индексации не принадлежит взыскателю.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Тверской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО2, представитель административного ответчика УФССП России по Тверской области ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что действиями службы судебных приставов права и законные интересы должника по исполнительному производству не нарушены.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, возражений по существу требований в суд не направили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан доводами и основаниями, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.

По смыслу ч.ч.9,11 ст.226 КАС РФ факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца принятым решением, оспариваемыми действиями (бездействием) и соблюдение сроков обращения в суд доказывает административный истец. На административном ответчике по данной категории административных споров лежит бремя доказывания наличия полномочий органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судом установлено, что Заволжским ОСП г. Твери УФССП России по Тверской области 04.09.2007 было возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО1, в пользу взыскателя ФИО4, на основании исполнительного документа – исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка №1 Калининского района г. Твери о взыскании алиментов в твердой денежной сумме в размере 2200 рублей, что эквивалентно двадцати двум минимальным размерам оплаты труда, ежемесячно, начиная с 02.08.2006. Также в исполнительном листе содержится требование, согласно которому алименты, взыскиваемые в твердой денежной сумме, подлежат индексации, которая производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства.

21.02.2008 года судебным приставом-исполнителем Заволжского РОСП г.Твери УФССП России по Тверской области вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату, согласно которому обращено взыскание на ежемесячное пожизненное содержание должника ФИО1, произведен расчет задолженности по алиментам на 21.02.2008 – 41193,10 рублей. Копия постановления направлена в Управление судебного департамента по Тверской области для исполнения.

21.02.2008 года вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

Согласно ст.117 СК РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.2018 года) Судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

Таким образом, индексацию алиментов производит организация, в которую был направлен судебным приставом-исполнителем на исполнение исполнительный документ.

Аналогичный порядок осуществления индексации был предусмотрен частью 1 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.

Согласно главе 5.2 раздела 5 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 19.06.2012 N 01-16, в соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.

Судом установлено, что до вынесения оспариваемого постановления 27.08.2018 индексация алиментов не производилась.

В связи с созданием 01.01.2018 года отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, исполнительное производство передано в указанный отдел для исполнения с присвоением номера №8549/18/69047-ИП.

Установив на основании заявления взыскателя по исполнительному производству, поступившему 31.07.2018, что индексация по исполнительному документу не производится, 21.08.2018 начальником ОСП по взысканию алиментных платежей было вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

В силу положений ст.113 СК РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (п.1). В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока (п.2).

27.08.2018 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, в соответствии с которым постановлено: обратить взыскание на доходы должника ФИО1 в твердой денежной сумме в размере 2200 рублей, начиная с 02.08.2006г.;

Произвести индексацию пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда начиная с 01.06.2015, с учетом расчета алиментов после произведенной индексации, обратить взыскание на погашение образовавшейся задолженности в размере 25%.

Вышеприведенные обстоятельства дела, в их совокупности с приведенными правовыми нормами, позволяют суду прийти к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем при производстве расчета задолженности по алиментам, нарушений требований законодательства не допущено, поскольку постановление от 27.08.2018 года вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий, в установленном Законом порядке.

Оспариваемое постановление по своему содержанию соответствуют требованиям части 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", произведенный расчет задолженности действующему законодательству не противоречит, прав административного истца не нарушает. Расчет задолженности по алиментам имеется в материалах исполнительного производства, ФИО1, являясь стороной исполнительного производства, не лишена права на ознакомление с ним в соответствии с п.1 ст.50 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Довод административного истца о незаконном взыскании с неё исполнительского сбора на основании оспариваемого постановления от 27.08.2018 в ходе судебного разбирательства не подтвержден.

Каких-либо доказательств в обоснование довода о том, что подпись в заявлении ФИО4 о необходимости произведения индексации ей не принадлежит, административным истцом не представлено. Между тем, необходимость произведения индексации взыскиваемых в пользу ФИО4 алиментов не носит заявительный характер и является обязанностью органа, ответственного за исполнение требований исполнительного документа.

На основании изложенного суд полагает, что со стороны судебного пристава-исполнителя каких-либо противоречащих закону действий допущено не было, соответственно, по его вине факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца последним не доказан.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Отделу Судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, Управлению Федеральный службы судебных приставов по Тверской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2018 года вынесенного заместителем начальника Отдела службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по гор. Твери и Калининскому району, обязании устранить допущенные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.

Судья Стёпина М.В.