ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2440/20 от 16.12.2020 Ейского городского суда (Краснодарский край)

23RS0015-01-2020-003917-40 К делу №2а-2440/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск «16» декабря 2020 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тунгел А.Ю.,

при секретаре Попко Ю.А.,

с участием помощника прокурора Лобашовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Ейского городского поселения Ейского района, заинтересованное лицо – Ейская межрайонная прокуратура об оспаривании нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л :

ИП ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать недействующим со дня принятия Постановление №693 от 01.08.2019 г. «О внесении изменения в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12 февраля 2016 года №123 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ейского городского поселения Ейского района», признать недействующим со дня принятия Постановление № 694 от 01.08.2019 г. «О внесении изменений в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30 марта 2018 года №239 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018-2020 годы», признать недействующим со дня принятия новой редакции Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018-2020 годы с приложением.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО2 пояснил, что ИП ФИО1 является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом. 01.08.2019 года на официальном сайте администрации поселения опубликовано Постановление № 693 «О внесении изменений в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12 февраля 2016 года № 123 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ейского городского поселения Ейского района», изложив столбец 8 в строках 1-10 приложения к постановлению в следующей редакции: «Регулярные перевозки по регулируемым тарифам; с 01 февраля 2020 года - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам». Постановлением № 694 от 01.08.2019 года «О внесении изменений в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30 марта 2018 года № 239 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров, багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018-2020 годы» были внесены изменения в постановление № 239 от 30.03.2018 года администрации Ейского городского поселения Ейского района, изложена новая редакция Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018-2020 годы с приложением.

Административный истец считает, что администрацией Ейского городского поселения Ейского района нарушен порядок введения указанных нормативных актов в действие, а так же оспариваемые нормативные акты не соответствуют положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Также представитель административного истца указал, что администрацией Ейского городского поселения Ейского района внесены изменения в 2.1. и п. 5.6 приложения к Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах в Ейском городском поселении Ейского района «Мероприятия по оптимизации транспортного обслуживания населения Ейского городского поселения Ейского района» и вид регулярных перевозок изменен с «по регулируемым тарифам» на «по нерегулируемым тарифам».

Административный истец из-за вынесения оспариваемых нормативных правовых актов незаконно лишен права заключить в установленном законом порядке муниципальный контракт с администрацией Ейского городского поселения Ейского района на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам

Кроме того, как полагает представитель административного истца в нарушении ФЗ от 17.07.2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а так же Закона Краснодарского края № 3014-КЗ от 23.07.2014 года «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», в отношении оспариваемых нормативных актов не проведена антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия.

В связи с тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют ФЗ от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральному закону от 17.07.2009 года № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов», Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, Закону Краснодарского края № 3014-КЗ от 23.07.2014 г. «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», Положению о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Ейского городского поселения Ейского района, Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, представитель административного истца просит признать их недействующими со дня принятия, удовлетворить административное исковое заявление ИП ФИО1

Представитель административного ответчика – администрации Ейского городского поселения Ейского района, действующий на основании доверенности ФИО3 исковые требования не признает и пояснил, что довод административного истца о нарушении порядка введения в действие нормативного правового акта не соответствует действительности. Постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30 марта 2018 года № 239 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018 – 2020 годы» и постановления, вносящие в него изменения, от 28 февраля 2019 года № 174, от 1 августа 2019 года № 694, от 19 февраля 2020 года № 107 публиковались на официальном сайте «municipalnyjvestnik» и размещались на официальном сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

В связи с принятием комиссией по регулированию рынка транспортных услуг администрации Ейского городского поселения решения от 30 июля 2019 года об изменении вида регулярных перевозок, в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30 марта 2018 года № 239 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018 – 2020 годы» постановлением от 1 августа 2019 года № 694 внесены соответствующие изменения.

Уполномоченный орган местного самоуправления, установивший муниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Письмом от 1 августа 2019 года индивидуальный предприниматель ФИО1 был уведомлен об изменении вида перевозок на перевозки по нерегулируемым тарифам с 1 февраля 2020 года.

Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

В связи, с чем в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12 февраля 2016 года № 123 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ейского городского поселения Ейского района» постановлением от 1 августа 2019 года № 693 внесены соответствующие изменения.

Представитель административного ответчика полагает, что все положения, связанные с изменением вида регулярных перевозок, перечисленные в статье 18 Закона № 220-ФЗ, администрацией города соблюдены и обжалуемые правовые акты данной статье не противоречат.

В отношении обжалуемых правовых актов оценка регулирующего воздействия и антикоррупционная экспертиза не проводились, так как действие норм, обязывающих проводить экспертизу правовых актов не распространяется на муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые городскими и сельскими поселениями, а Ейское городское поселение имеет статус – городского поселения. При этом не проведение в отношении нормативного акта антикоррупционной экспертизы не является основанием для отмены или признания недействующим нормативного акта. Кроме того, административным истцом не указано какие коррупционные факторы содержатся в обжалуемом правовом акте и каким нормам Закона № 220-ФЗ не соответствуют обжалуемые постановления.

Содержание постановлений администрации от 1 августа 2019 года № 694 и № 693, а так же новая редакции Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018 – 2020 годы было предметом исследования Арбитражным судом Краснодарского края, пятнадцатым Арбитражным апелляционным судом по делам № А32-17299/2020 15АП-18310/2020, А32-4820/2020 15АП-13941/2020, № А32-17288/2020.

Нарушений прав и законных интересов перевозчиков, в том числе административного истца - ИП ФИО1, в результате издания администрацией оспариваемых нормативно-правовых актов, вышеуказанными вступившими в силу судебными актами не установлено.

Представитель административного ответчика считает, что обжалуемые постановления приняты администрацией Ейского городского поселения в пределах предоставленных полномочий, в отношении данных правовых актов соблюдена процедура введения в действие, они доведены до сведения неограниченного круга лиц, в связи с чем, требования ИП ФИО1 о признании обжалуемых нормативных актов недействующими, являются необоснованными, просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагающего, что нарушений норм действующего законодательства в обжалуемом нормативно-правовом акте не имеется, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В соответствии со ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия администрации Ейского городского поселения Ейского района на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7 ч. 1 ст.). Следовательно, административный ответчик – администрация Ейского городского поселения Ейского района является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного акта.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

30 июля 2019 года комиссией по регулированию рынка транспортных услуг администрации Ейского городского поселения принято решение об изменении вида регулярных перевозок (л.д.12-14).

Постановлением № 694 от 01.08.2019 года, в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30 марта 2018 года № 239 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018–2020 годы» внесены соответствующие изменения (л.д.25).

01 августа 2019 года индивидуальный предприниматель ФИО1 уведомлен об изменении вида перевозок на перевозки по нерегулируемым тарифам с 1 февраля 2020 года.

В связи с изменением вида регулярных перевозок, постановлением № 693 от 01 августа 2019 года внесены изменения в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12 февраля 2016 года № 123 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ейского городского поселения Ейского района» (л.д. 11).

В соответствии с п. 27 ст. 3 Закона № 220-ФЗ, документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.

Исходя из полномочий, закрепленных ст. 25 Закона № 220-ФЗ администрацией города ведется реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, с указанием необходимых сведений, размещенных на сайте Ейского городского поселения в сети Интернет.

Таким образом, обжалуемые постановления приняты администрацией Ейского городского поселения в пределах предоставленных полномочий, в отношении данных правовых актов соблюдена процедура введения в действие, они доведения до сведения неограниченного круга лиц путем опубликования в электронном средстве массовой информации.

Утверждение представителя административного истца о том, что одним из оснований признания недействующими обжалуемых нормативных правовых актов является отсутствие антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия указанных нормативных актов, суд считает не соответствующим требованиям, предъявляемым законодателем к Нормативным правовым актам, так как само по себе отсутствие антикоррупционной экспертизы не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим, так как не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Суд не усматривает в обжалуемых постановлениях, а также в новой редакции Документа планирования регулярных перевозок, коррупционных факторов, административным истцом также не указано какие коррупционные факторы содержатся в обжалуемом правовом акте.

Что касается оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, то на муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые городскими и сельскими поселениями, каковым согласно Устава является Ейское городское поселение, действия ч. 6 ст. 7, ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не распространяются.

Кроме того, положения п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края № 3014-КЗ от 23.07.2014 года «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов», устанавливающие, что порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов действует для иных муниципальных образований Краснодарского края утратил силу в связи с принятием Закон Краснодарского края от 04.04.2016 N 3365-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов" (принят ЗС КК 23.03.2016).

Обжалуемые административным истцом постановления от 01 августа 2019 года № 694 и 693, а также новая редакция Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018 – 2020 годы были предметом исследования Арбитражного суда Краснодарского края, пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делам с участием ООО «Мотор».

Нарушений прав и законных интересов перевозчиков, в том числе административного истца - ИП ФИО1, в результате издания администрацией оспариваемых нормативно-правовых актов, вышеуказанными вступившими в силу судебными актами не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает обжалуемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, не препятствует в заключении муниципального контракта и не создают для кого-либо необоснованных преимуществ или дискриминационных условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Ейского городского поселения Ейского района, заинтересованное лицо – Ейская межрайонная прокуратура о признании недействующим признании недействующим со дня принятия Постановление №693 от 01.08.2019 г. «О внесении изменения в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 12 февраля 2016 года №123 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ейского городского поселения Ейского района», признании недействующим со дня принятия Постановление № 694 от 01.08.2019 г. «О внесении изменений в постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30 марта 2018 года №239 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018-2020 годы», признании недействующим со дня принятия новой редакции Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских маршрутах регулярных перевозок в Ейском городском поселении Ейского района на 2018-2020 годы с приложением - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 21 декабря 2020 года.

Председательствующий: