РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Коневой Н.В., при секретаре Рютиной И.В., с участием помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Лабовой Н.П., представителя административного истца Мацак П.В., представителя административного ответчика Юраго И.К., представителей заинтересованного лица Бартеля С.В., Шведа В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2440/2017 по административному исковому заявлению Етоева В.Б. к Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское» № 39/193 от 28 июля 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Етоев В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское» № 39/193 от 28 июля 2017 года. В обоснование административных исковых требований указал, что Решением Думы города Усолье-Сибирское № 46/6 от 14 июня 2017 года назначены выборы Мэра города Усолье-Сибирское на 10 сентября 2017 года.
13 июля 2017 года Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссией было принято решение № 32/163 «О регистрации Етоева В.Б. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское».
28 июля 2017 года Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссией было принято решение № 39/193 «О регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское».
Считает решение о регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское незаконным и подлежащим отмене.
Согласно п. 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением о выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения предоставляются по форме согласно приложению №1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
При заполнении формы, в столбце «Доходы за 2016 год» в графе «Источник выплаты дохода» Торопкиным М.В. указана следующая информация: Доход от продажи автомобиля, № рублей. При этом, в сведениях сообщен вид дохода а не его источник. Подразделом графы «Доходы за 2016 год» является дополнительная, уточняющая графа, необходимая для заполнения - «Источник выплаты дохода» и согласно конкретизирующему комментарию, содержащемуся в сноске <3> к данной графе, при заполнении данного раздела формы указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.
Таким образом, кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское Торопкиным М.В. не указан источник выплаты дохода, а именно лицо, которое перечислило, либо передало Торопкину М.В. денежные средства за реализацию транспортного средства в размере № рублей. Согласно гражданско-правовому законодательству, переход права собственности на имущество, в данном случае автомобиль, осуществляется посредством заключения договора купли-продажи, сторонами указанного договора являются Продавец (Торопкин М.В.) и Покупатель (третье лицо), при этом существенными условиями договора купли-продажи является передача денежных средств от Покупателя Продавцу и, соответственно, передача имущества от Продавца Покупателю при условии возмездности договора. Соответственно, источником выплаты дохода в размере № рублей является Покупатель, данные о котором в Сведениях не были указаны, и, в данном случае, Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах предоставлены кандидатом с нарушениями.
Просит признать незаконным и отменить решение Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское» № 39/193 от 28 июля 2017 года.
В судебное заседание административный истец Етов В.Б. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела. Учитывая сокращенный срок рассмотрения данной категории дел, а также, что административный истец извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, его явка в судебное заседание не признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца Мацак П.В., действующая на основании доверенности от 03.08.2017г. сроком 08.09.2017г. на удовлетворении административных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Юраго И.К., действующая на основании доверенности № от 06.08.2017г. сроком до 31.12.2017г. административные исковые требования не признала, по основаниям изложенным в письменном отзыве на административные исковые требования (л.д. №).
Заинтересованное лицо Торопкин М.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителей Бартеля С.В. и Шведа В.В., а также письменные возражения (л.д. №).
Представители заинтересованного лица Торопкина М.В. адвокат Бартель С.В., действующий на основании ордера, Швед В.В., действующий на основании заявления, административные исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. №).
Представитель заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Аналогичные нормы закреплены в специальном федеральном и региональном законодательстве, определяющем основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, устанавливающем порядок подготовки и проведения выборов - Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 75) и Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" (статья 62).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок выдвижения кандидатов закреплен в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Порядок уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, предусмотренный пунктом 2, подпунктом "а" пункта 2.2, пунктом 3, подпунктом "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусматривает необходимость представления в избирательную комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Кроме того, вместе с указанным заявлением кандидат должен представить копию паспорта; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей.
На основании подпунктов "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Судом установлено, что решением Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии от 13 июля 2017 года № 39/163 Етоев Владимир Борисович, выдвинутый региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», зарегистрирован кандидатом на должность мэра города Усолье-Сибирское (л.д. №).
Решением Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№Торопкин М.В., член Всероссийской политической партии «Единая Россия», выдвинутый Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом на должность мэра <адрес> (л.д. 40-41).
Административный истец Етоев В.Б. оспаривает решение Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское» № 39/193 от 28 июля 2017 года, ссылаясь на то, что кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское Торопкиным М.В. при заполнении сведений о размере и источниках дохода кандидата, в столбце «Доходы за 2016 год» в графе «Источник выплаты дохода» указан вид дохода, а не его источник, а именно не указано лицо, которое перечислило, либо передало Торопкину М.В. денежные средства за реализацию транспортного средства в размере № рублей.
18 июля 2017 года кандидатом на должность мэра города Усолье-Сибирское Торопкиным М.В. в Усолье-Сибирскую городскую территориальную избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии согласие баллотироваться на должность мэра поданы сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах (л.д. №).
В разделе «Доходы за 2016 год» в качестве источника выплаты дохода указан в частности доход от продажи автомобиля в размере 30 000 рублей.
Согласно комментариям под номером 3 сведений о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в графе доходы указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.
Таким образом, суд приходит к выводу о несостоятельности ссылки административного истца на указание в качестве основания для отмены регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность мэра города Усолье-Сибирское отсутствие в сведениях о размере и источниках доходов указания стороны сделки договора купли-продажи автомобиля, поскольку данные обстоятельства смыслового содержания сведений не искажают, на содержание и достоверность представленной информации не влияют. Торопкин М.В. в качестве дохода указал достоверную сумму, полученную им по результатам сделки в размере № рублей, указал на источник выплаты дохода – доход от продажи автомобиля, данные обстоятельства подтверждается договором купли продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что изложенные в административном исковом заявлении доводы не свидетельствуют о нарушении при регистрации Торопкина М.В. кандидатом на должность мэра города Усолье-Сибирское требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области", а потому основанием для отмены обжалуемого решения быть не могут.
Кандидатом Торопкиным М.В. в избирательную комиссию был предоставлен полный пакет предусмотренных законом документов, избирательной комиссией каких-либо недостатков в представленных документах выявлено не было, судом не установлено, что какие-либо из представленных документов были оформлены с нарушением требований действующего законодательства либо, что в документах отсутствуют какие-либо сведения, отсутствие которых является основанием для отказа в регистрации, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных административных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 177, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Етоева В.Б. к Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Торопкин М.В. кандидатом на должность Мэра города Усолье-Сибирское» № 39/193 от 28 июля 2017 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Усольский городской суд Иркутской области в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.08.2017 года.
Судья Н.В. Конева