ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2440/2022 от 17.10.2022 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2440/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 17 октября 2022 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

с участием административного истца Павлова В.А.,

представителя административного истца Калимуллиной А.Р.,

представителя административного ответчика Гора Е.А.,

при секретаре Салаховой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а2440/2022 по административному исковому заявлению Павлова В.А. к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области о признании решения о внесении изменений в реестр лицензий о включении сведений о многоквартирном доме незаконным, исключении из реестра лицензий многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Павлов В.А. обратился в суд с иском к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области о признании решения о внесении изменений в реестр лицензий о включении сведений о многоквартирном доме незаконным, исключении из реестра лицензий многоквартирного дома.

Свои требования мотивировал тем, что он является собственником жилого помещений в многоквартирном жилом <адрес> и является членом ТСН «Ульяновский проспект».

14 июня 2022 г. было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В сообщении о проведении общего собрания от 02 июня 2022 г. п.3 повестки дня гласит: принятие решения о выходе из состава ТСН «Ульяновский проспект» и изменении способа управления многоквартирным домом по <адрес> с управления Товариществом собственников недвижимости (жилья) «Ульяновский проспект» на управление управляющей организацией с 01 августа 2022 г.

Считает, что протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> проведенного в форме очно-заочного голосования является недействительным, в связи с чем обратился в Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, просил указанный протокол признать недействительным, отказать управляющей организации ООО «СтройИнвест» во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области в части включения многоквартирного <адрес>. Считает, что неправомерно внесены изменения в реестр лицензий.

Считает, что при принятии решения о включении в перечень многоквартирных домов сведений о МКД по пр-ту. Ульяновский <адрес> государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области нарушены положения Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр. «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

В связи с чем просит признать решение Агентства государственного строительного жилищного надзора Ульяновской области от 27 июля 2022 г. о внесении изменений в Реестр лицензий Ульяновской области в части включения в перечень многоквартирных домов сведений о многоквартирном <адрес>, управляемых ООО «СтройИнвест» <данные изъяты>) незаконным.

Исключить из реестра лицензий Ульяновской области многоквартирный <адрес>, включенный в перечень реестра лицензий Ульяновской области управляющей организацией ООО «СтройИнвест».

В судебном заседании административный истец Павлов В.А. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также дополнил, что Агентство не исполнило требование вышеуказанного Приказа.

В решении о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области от 27 июля 2022 г. не указано на основании каких пунктов указанного выше Порядка было рассмотрено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области и прилагаемые документы, представленные заявителем в Агентство. Кроме того, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области, представленном в Агентство, ООО «СтройИнвест» не указано на основании каких пунктов и подпунктов данного порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации заявитель просит внести изменения в реестр лицензий Ульяновской области, включив сведения о многоквартирном доме в перечень управляемых домов.

При указании пунктов и подпунктов данного Порядка, меняется состав сведений, которые предоставляются в орган ГЖН, исходя из разных ситуаций, которые предшествуют подаче сведений на внесение изменений в реестр.

При подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области заявитель должен представить в орган ГЖН пакет документов, указывающих о подтверждении проведения реорганизации ТСН «Ульяновский проспект» и о размещении соответствующих документов, при проведении реорганизации юридического лица сведений о размещении ГИС ЖКХ сведений о размещении в системе электронного образца и представленных в описи документах. Таких документов в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области – не указано, и в орган ГЖН – не представлено. Соответственно, доказательств на право управления многоквартирным домом по проспекту Ульяновский ООО «СтройИнвест» не представлено. Агентство государственного строительного и жилищного надзора по Ульяновской области приняло незаконное решение о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области от 27 июля 2022 г.

В судебном заседании представитель административного истца Павлова В.А. по устному ходатайству Калимуллина А.Р. административные исковые требования и доводы административного истца поддержала.

Представитель административного ответчика Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, в обоснование привела доводы, изложенные в возражениях на административные исковые требования, из которых следует, что 14 июля 2022 г. вх. в Агентство поступило заявление ООО «СтройИнвест» о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области в части включения сведений о МКД на основании протокола общего собрания от 11 июля 2022 г. . Агентством проведена проверка протокола общего собрания собственников на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников в МКД по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. По результатам проверки Агентством ДД.ММ.ГГГГ принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области в части включения в перечень многоквартирных домов сведений о МКД , управляемых ООО «СтройИнвест». Решений о признании протокола общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 11 июля 2022 г. недействительным в адрес Агентства не поступало, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Заслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01 мая 2015 г. предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получившими лицензию, и сведения об управляемых лицензиатами домах вносятся органом государственного жилищного надзора в реестр лицензий Ульяновской области.

Внесение изменений в реестр лицензий Ульяновской области осуществляется Агентством в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в лицензии субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

14 июля 2022 г. за вх. в Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области поступило заявление ООО «СтройИнвест» о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области в части включения сведений о многоквартирном доме (далее МКД) <адрес> на основании протокола общего собрания от 11 июля 2022 г. .

Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области проведена проверка протокола общего собрания собственников на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников в МКД <адрес> по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно протоколу от 11 июля 2022 г. внеочередное общее собрание собственников проведено в очно-заочной форме, очная часть 14 июня 2022 г.

В ходе проверки установлено, что на повестку дня общего собрания вынесено 19 вопросов, в том числе вопросы: «О принятии решения о выходе из состава ТСН «Ульяновский проспект» и изменении способа управления МКД <адрес> с управления ТСН «Ульяновский проспект» на управление управляющей организацией с 01 августа 2022 г.», «Выбор управляющей организации ООО «СтройИнвест» для управления МКД с 01 августа 2022 г.».

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 11 июля 2022 г. решения приняты по вопросам, включенным в повестку дня.

При подсчете голосов голосования установлено, что на общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники помещений, обладающие 8 844, 97 кв.м., что составляет 64,53% от общего числа голосов собственников помещений. Кворум для принятия решений по вопросам повестки дня имеется. Общее собрание правомочно принимать решение.

По вопросу «О принятии решения о выходе из состава ТСН «Ульяновский проспект» и изменении способа управления МКД с управления Товариществом собственников недвижимости «Ульяновский проспект» проголосовали собственники, обладающие 8 844,99 кв.м., из них «за» проголосовали собственники, обладающие 7 215,85 кв.м. (81,58%) от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании, против – 63,32 кв.м. (0,72%), «воздержался» - 1 565,83 кв.м. (17,7 %).

По вопросу «Выбор управляющей организации ООО «СтройИнвест» для управления МКД с 01 августа 2022 года» проголосовали собственники, обладающие 8 844,97 кв.м., из них «за» проголосовали собственники, обладающие 7 368,4 кв.м. (83,31%) от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании, «против» - 63,32 кв.м. (0,72%), «воздержался» -1413,25 кв.м. (15,97%).

По указанным вопросам собственниками помещений в МКД решения приняты при достаточном количестве голосов, необходимый кворум имеется.

Агентством не было выявлено признаков ничтожности общего собрания собственников. По результатам проверки Агентством 27 июля 2022 г. за принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области в части включения в перечень многоквартирных домов сведений о МКД <адрес>, управляемых ООО «СтройИнвест».

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: 1) о внесении изменений в реестр; 2) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; 3) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).

Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 данного Порядка (пункт 8 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 данного Порядка (в случае приостановления рассмотрения заявления).

Исходя из положений подпункта "е" пункта 5 Порядка, проверке подлежит решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на наличие признаков ничтожности, по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, которые указаны в статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Таким образом, при проверке протокола общего собрания собственников жилых помещений МКД, на Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области возлагается обязанность проверить решение только на отсутствие признаков его ничтожности, которые установлены указанной выше статьей.

Оценивая действия Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области на их соответствие требованиям установленным пунктом 5 Порядка, суд учитывает, что Агентством проведена проверка решения общего собрания собственников на предмет отсутствия признаков ничтожности, при этом, в ходе такой проверки признаков ничтожности решения внеочередного общего собрания собственников жилых помещений административным ответчиком не выявлено, наличие кворума установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о законности решения Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области в части многоквартирного <адрес> в включения в перечень домов управляемых ООО «СтройИнвест».

Основания признания оспоримого решения собрания недействительным предусмотрены в статье 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации); у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия (подпункт 2 части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При таком положении те обстоятельства, на которые ссылается административный истец не свидетельствуют о ничтожности решения общего собрания, данные доводы могут быть проверены судом только при рассмотрении требования о признании решения общего собрания недействительным.

Также, доводы административного истца о том, что в решении о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области от 27 июля 2022 г. не указано на основании каких пунктов данного Порядка было рассмотрено заявление ООО «СтройИнвест» о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области, являются несостоятельными. Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений МКД следует, что собственниками принято решение о выходе из состава ТСН «Ульяновский проспект» и изменении способа управления МКД с 15 по пр-ту. Ульяновский с управления Товариществом собственников недвижимости (жилья) «Ульяновский проспект» на управление управляющей организацией с 01 августа 2022 г.; выбора управляющей организации ООО «СтройИнвест» для управления многоквартирным домом <адрес> с 01 августа 2022 г. Заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «СтройИнвест» с 01 августа 2022 г. и утверждение условий данного договора, что явилось основанием для внесения изменений в реестр лицензий в части многоквартирного <адрес> и включения его в перечень домов управляемых ООО «СтройИнвест».

При таких обстоятельствах административные исковые требования Павлова В.А. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Павлова В.А. к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области о признании решения о внесении изменений в реестр лицензий о включении сведений о многоквартирном доме незаконным, исключении из реестра лицензий многоквартирного дома, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова