К делу 2а - 2442/2020
УИД 23RS0001-01-2020-003499-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абинск 10 декабря 2020 г.
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Хомченковой О.И.,
при секретаре Костенко С.В.,
с участием представителя административного истца –помощника прокурора Абинского района Врублевской Г.А.,
представителя административного ответчика Годинова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ахтырского городского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Прокурор Абинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Абинский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Ахтырского городского поселения, в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации Ахтырского городского поселения Абинского района, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья и созданию маневренного жилищного фонда.
- обязать администрацию Ахтырского городского поселения Абинского района разработать и утвердить муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилья и создать на территории Ахтырского городского поселения Абинского района в соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ маневренный жилищный фонд.
- обязать администрацию Ахтырского городского поселения Абинского района совершить действия по исполнению жилищного законодательства по изъятию для муниципальных нужд земельных участков, расположенных под многоквартирными домами по адресу: <адрес> признанных аварийными и подлежащими сносу.
- установить срок исполнения решения суда до 30.06.2021 г.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Краснодарского края и на основании информации министерства ТЭК и ЖКХ края о состоянии законности при переселении граждан из аварийного фонда, проведена проверка соблюдения законодательства в жилищной сфере. По итогу проведенной проверки установлено, что на территории Ахтырского городского поселения расположено три многоквартирных жилых дома, признанных на основании постановлений администрации Ахтырского городского поселения от 15.11.2017 № 660, от 30.11.2017 № 661, от 15.10.2018 № 392 аварийными и подлежащими сносу. Всего в данных домах проживает около 40 граждан. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1950 года постройки, состоит из восьми жилых помещений, в которых зарегистрировано шестнадцать граждан, признан аварийным и подлежащим сносу постановлением главы администрации Ахтырского городского поселения от 30.11.2017 г. №661.
Согласно экспертному заключению от 27.06.2017 г. № 134 строительно-технической экспертизы жилой двухэтажный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу. Фактически строительные конструкции достигли аварийного состояния. Возможна угроза обрушения единичных строительных конструкций.
Кроме того, в указанном заключении имеются выводы о наличии реальной угрозы жизни и здоровью людей, проживающих в указанном доме.
При проведении прокуратурой района проверки установлено, что с момента признания дома аварийным прошло три года, и его физическое состояние за указанный период значительно ухудшилось, проживание в указанном доме при нынешнем его состоянии создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь человеческие жертвы и причинение ущерба.
Аналогичная ситуация сложилась с многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, в которых также проживает большое количество граждан, часть из которых составляет социально незащищенная категория граждан.
Вместе с тем, на протяжении длительного времени администрация Ахтырского городского поселения при наличии достаточных оснований угрозы проживания граждан в аварийных домах изменения сроков расселения не принимала.
Прокуратурой района с привлечением специалистов администрации Ахтырского городского поселения и специалистов отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Абинскому району проведено обследование 3 аварийных многоквартирных дома, подлежащих сносу, расположенных на территории Абинского района. В ходе проведения обследования многоквартирных домом <адрес> установлено снижение несущей способности конструкций многоквартирных домов.
При обследовании многоквартирного дома № выявлены дефекты: трещины на штукатурном слое снаружи и внутри здания, отслоение штукатурки от деревянной обрешетки стен, отсутствие организованного водостока с кровли, трещины и отслоение штукатурки на фундаменте здания, трещины на штукатурном слое перекрытий, поражение гнилью оставшихся деревянных окон, образовавшиеся трещины на фасадах здания были частично оштукатурены.
При обследовании многоквартирного жилого дома № выявлены следующие дефекты: трещины на штукатурном слое снаружи и внутри здания, отслоение штукатурки от деревянной обрешетки стен, наличие гнили на деревянной обрешетке у основания стен, в местах отслоения штукатурки, на некоторых участках стен с отслоением штукатурки была повреждена деревянная обрешетка, а именно ее отрыв от деревянного каркаса, отсутствие организованного водостока с кровли, разрушение отмостки вокруг здания, трещины и отслоение штукатурки на фундаменте здания, трещины на штукатурном слое перекрытий, поражение гнилью оставшихся деревянных окон.
При обследовании многоквартирного жилого дома № выявлены дефекты: трещины на штукатурном слое снаружи и внутри здания, не большие участки с отслоением штукатурки от деревянной обрешетки стен, отсутствие организованного водостока с кровли, трещины и отслоение штукатурки на фундаменте здания, трещины на штукатурном слое перекрытий, поражение гнилью оставшихся деревянных окон.
Установленный срок расселения многоквартирных домов с учетом их фактического состояния в настоящее время является длительным, поскольку с момента последнего осмотра домов прошло значительное количество времени, однако мер, направленных на внесение изменений в сроки расселения аварийных домов, до настоящего времени не предпринималось.
Однако, несмотря на то, что указанные дома признаны аварийными в 2017 г. мер, при наличии сведений о реальной угрозе для проживающих в них, по расселению и заключению с ними договоров найма маневренного жилья не принималось.
Установлено, что мер по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья не принимается, маневренный фонд на территории поселения не создан.
Оценка жилых помещений для установления выкупной цены, требующий перераспределения бюджетных средств и внесений изменений в нормативные правовые акты Совета поселения не проведена.
Кроме того, администрацией Ахтырского городского поселения направлено требование в срок до 01.11.2020 г. произвести снос данных жилых домов. Однако, в указанный срок аварийный дом собственниками помещений не был снесен. В соответствующую ведомственную программу по переселению граждан из домов, признанных аварийными, данный объект не включен. В настоящее время реализация жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах может быть осуществлена лишь посредством проведения процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд, предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так в связи с непринятием мер по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья 17.08.2020 г. прокуратурой района главе Ахтырского городского поселения Абинского района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, меры к устранению нарушений не приняты.
Отсутствие муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья, предусматривающей мероприятия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд и создания маневренного жилищного фонда на территории Ахтырского городского поселения Абинского района поселения создает угрозу нарушения жилищных прав неопределённого круга лиц. Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС прокуратура Абинского района вынуждена обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Административный истец – помощник прокурора Абинского района Врублеская Г.А. в судебном заседании настаивала на доводах административного искового заявления, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации Ахтырского городского поселения Годинов Д.А. в судебном заседании обстоятельств изложенных в административном исковом заявлении не оспаривал, против удовлетворения заявленных требований не возражал. Просил увеличить срок исполнения решения суда до двух лет.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п.1, 2 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года принято Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В том случае, если собственники жилых помещений в представленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры края и на основании информации министерства ТЭК и ЖКХ края о состоянии законности при переселении граждан из аварийного фонда, проведена проверка соблюдения законодательства в жилищной сфере, в ходе проведения которой установлено, что на территории Ахтырского городского поселения расположено три многоквартирных жилых дома, признанных на основании постановлений администрации Ахтырского городского поселения от 15.11.2017 г. № 660, от 30.11.2017 г. № 661, от 15.10.2018 г. № 392 аварийными и подлежащими сносу.
Всего в указанных многоквартирных жилых домах проживает около сорока граждан.
Проверка показала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1950 года постройки, состоит из восьми жилых помещений, в которых зарегистрировано шестнадцать граждан. Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления главы администрации Ахтырского городского поселения от 30.11.2017 г. №661.
Согласно экспертному заключению от 27.06.2017 г. № 134 строительно-технической экспертизы жилой двухэтажный многоквартирный дом, расположенный по адресу: пгт. Ахтырский, <адрес>, является непригодным для проживания вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу. Фактически строительные конструкции достигли аварийного состояния. Возможна угроза обрушения единичных строительных конструкций. Имеется реальная угроза жизни и здоровью людей, проживающих в указанном доме.
При проведении прокуратурой района проверки установлено, что с момента признания дома аварийным прошло три года, и его физическое состояние за указанный период значительно ухудшилось, проживание в указанном доме при нынешнем его состоянии создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь человеческие жертвы и причинение ущерба.
В судебном заседании установлено, что аналогичная ситуация сложилась с многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, в которых также проживает большое количество граждан, часть из которых составляет социально незащищенная категория граждан.
Однако, на протяжении длительного времени администрация Ахтырского городского поселения при наличии достаточных оснований угрозы проживания граждан в аварийных домах изменения сроков расселения не принимала.
Прокуратурой района с привлечением специалистов администрации Ахтырского городского поселения и специалистов отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Абинскому району проведено обследование трех аварийных многоквартирных дома, подлежащих сносу, расположенных на территории Абинского района.,
В ходе проведения обследования многоквартирных домом <адрес> установлено снижение несущей способности конструкций многоквартирных домов, а именно:
При обследовании многоквартирного жилого дома № выявлены следующие дефекты: трещины на штукатурном слое снаружи и внутри здания, отслоение штукатурки от деревянной обрешетки стен, наличие гнили на деревянной обрешетке у основания стен, в местах отслоения штукатурки, на некоторых участках стен с отслоением штукатурки была повреждена деревянная обрешетка, а именно ее отрыв от деревянного каркаса, отсутствие организованного водостока с кровли, разрушение отмостки вокруг здания, трещины и отслоение штукатурки на фундаменте здания, трещины на штукатурном слое перекрытий, поражение гнилью оставшихся деревянных окон.
При обследовании многоквартирного дома № выявлены дефекты: трещины на штукатурном слое снаружи и внутри здания, отслоение штукатурки от деревянной обрешетки стен, отсутствие организованного водостока с кровли, трещины и отслоение штукатурки на фундаменте здания, трещины на штукатурном слое перекрытий, поражение гнилью оставшихся деревянных окон, образовавшиеся трещины на фасадах здания были частично оштукатурены.
При обследовании многоквартирного жилого дома № выявлены дефекты: трещины на штукатурном слое снаружи и внутри здания, не большие участки с отслоением штукатурки от деревянной обрешетки стен, отсутствие организованного водостока с кровли, трещины и отслоение штукатурки на фундаменте здания, трещины на штукатурном слое перекрытий, поражение гнилью оставшихся деревянных окон.
В соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на органы местного самоуправления возложена обязанность по установлению сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, который устанавливается в зависимости от его технического состояния.
Установленный срок расселения многоквартирных домов с учетом их фактического состояния в настоящее время является длительным, поскольку с момента последнего осмотра домов прошло значительное количество времени, однако мер, направленных на внесение изменений в сроки расселения аварийных домов, до настоящего времени не предпринималось.
В соответствии с п. 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 3.1 ч. 2 ст. 106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, чьи дома признаны аварийными и подлежащими сносу, либо до предоставления им жилых помещений.
Однако, несмотря на то, что указанные дома признаны аварийными в 2017 г. административным ответчиком мер при наличии сведений о реальной угрозе для проживающих в них, по расселению и заключению с ними договоров найма маневренного жилья не принималось, в том числе не принимаются меры по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья не принимается, маневренный фонд на территории поселения не создан. Оценка жилых помещений для установления выкупной цены, требующий перераспределения бюджетных средств и внесений изменений в нормативные правовые акты Совета поселения не проведена.
Кроме того, администрацией Ахтырского городского поселения направлено требование в срок до 01.11.2020 г. произвести снос данных жилых домов, однако, в указанный срок аварийный дом собственниками помещений не снесен.
В соответствующую ведомственную программу по переселению граждан из домов, признанных аварийными, данный объект не включен. В настоящее время реализация жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах может быть осуществлена лишь посредством проведения процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ.
Так в связи с непринятием мер по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья 17.08.2020 г. прокуратурой района главе Ахтырского городского поселения Абинского района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, меры к устранению нарушений не приняты.
Отсутствие муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья, предусматривающей мероприятия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд и создания маневренного жилищного фонда на территории Ахтырского городского поселения Абинского района поселения создает угрозу нарушения жилищных прав неопределённого круга лиц.
В судебном заседании установлено, что администрацией Ахтырского городского поселения Абинского района не предприняты меры по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья и созданию маневренного жилищного фонда.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец представил суду допустимые доказательства в обоснование исковых требований, в отсутствие сведений их опровергающих, и при таких обстоятельствах, суд полагает возможным административное исковое заявление удовлетворить.
Доводы представителя административного ответчика об отсрочке исполнения решения суда не могут быть рассмотрены при принятии судом решения по существу делу, поскольку их рассмотрение предусмотрено ст.189 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ахтырского городского поселения Абинского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ахтырского городского поселения Абинского района, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья и созданию маневренного жилищного фонда.
Обязать администрацию Ахтырского городского поселения Абинского района разработать и утвердить муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилья и создать на территории Ахтырского городского поселения Абинского района в соответствии со ст.92 Жилищного кодекса РФ маневренный жилищный фонд.
Обязать администрацию Ахтырского городского поселения Абинского района совершить действия по исполнению жилищного законодательства по изъятию для муниципальных нужд земельных участков, расположенных под многоквартирными домами по адресу: <адрес>, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Установить срок исполнения решения суда до 30.06.2021 г.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020 г.
Председательствующий О.И.Хомченкова