ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2442/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2442/2022

УИД: 22RS0068-01-2022-001109-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Васильевой Г.М.,

при секретаре Ширяевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, УФНС России по Алтайскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России №4 по Алтайскому краю), указав, что ему на праве собственности в период по ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..... Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: земли общего пользования, его собственником является физическое лицо. Налоговым органом при расчете стоимости земельного налога за 2020 год применена ставка в размере 1,5 процента, что является необоснованным ввиду следующего. Земельный участок с кадастровым номером образовался в результате отчуждения части земельного участка с кадастровым номером , который используется и использовался в целях проезда всеми собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных в пределах него. Данный земельный участок не используется административным истцом в предпринимательской деятельности, более этого по данному земельному участку проходят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а именно сооружение водоснабжения земельных участков частных лиц, расположенных по адресу: .... (кадастровый номер сооружение ); сооружение газоснабжения жилых домов (кадастровый номер сооружение ); сооружение сеть газоснабжения (кадастровый номер сооружение ). Согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 03.10.2011 №03-05-05-02/48 законодательство о налогах и сборах не содержит определения жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому для уяснения этих понятий в силу п.1 ст.11 Кодекса следует применять нормы других отраслей законодательства. С учетом того, что земельный участок занят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса применяемая к нему процентная ставка для исчисления налога должна составлять 0,3 %, а не 1,5%. О неверном применении коэффициента в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка для расчета земельного налога за 2020 год административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ в результате получения налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках досудебного обжалования административным истцом было направлено письмо в МИФНС России №4 по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от МИФНС России № 4 по Алтайскому краю поступил ответ. В рамках досудебного обжалования действий налогового органа административным истцом была подана жалоба. Согласно решению Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ жалоба административного истца была оставлена без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконными действия МИФНС России №4 по Алтайскому краю по применению процентной ставки 1,5 % для расчета земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., обязать МИФНС России №4 по Алтайскому краю произвести перерасчет земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .... с применением процентной ставки 0,3 %.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление ФНС России по Алтайскому краю, в качестве заинтересованного лица – Администрация Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном иске.

Административный истец ФИО1, административные ответчики МИФНС России №4 по Алтайскому краю, Управление ФНС России по Алтайскому краю, заинтересованное лицо администрация Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о проведении судебного заседания.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено поименованным кодексом.

Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 1, абзац первый пункта 2 статьи 387 НК РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участи (территории) общего пользования (улицы, проезды, тупики, переулки).

Налоговым органом ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом земельного налога, в том числе по земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: ...., и сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, применена налоговая ставка 1,5 %, налоговое уведомление получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом из Личного кабинета налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил обращение в МИФНС России №4 по Алтайскому краю, просил изменить налоговую ставку с 1,5 % на 0,3 %, указывая, что спорный земельный участок используется всеми жителями поселка для подъезда к своим участкам и домам, участок полностью занят улицами, проездами и объектами общего пользования, которыми свободно пользовался неограниченный круг лиц.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 также направил заявление об отсрочке оплаты земельного налога в сумме 97 007 руб. по земельному участку в связи с намерением оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №4 по Алтайскому краю был дан ответ на обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в удовлетворении заявлений.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была направлена жалоба на действия налогового органа в Управление ФНС по Алтайскому краю.

Решением заместителя руководителя Управления ФНС по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ без номера (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) на действия должностных лиц МИФНС России №4 по Алтайскому краю, выразившаяся в начислении земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из налоговой ставки 1,5 % была оставлена без рассмотрения.

Мотивируя заявленные требования, административный истец ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером образовался в результате отчуждения части земельного участка с кадастровым номером , который используется и использовался в целях проезда всеми собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных в пределах него. Кроме того, данный земельный участок не используется административным истцом в предпринимательской деятельности, при этом по данному земельному участку проходят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а именно сооружения водо-, газоснабжения земельных участков частных лиц, в связи с чем полагает, что спорный земельный участок занят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и к нему должна применяться процентная ставка 0,3 %

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).

Земельный налог и ставки земельного налога на территории городского округа город Новоалтайск установлены решением Новоалтайского городского собрания депутатов от 12.11.2019 №66 и составляют 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента от кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом.

Понятие жилищного фонда раскрыто в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется среди прочего на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц (часть 2); а в зависимости от целей использования выделяется индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования (часть 3).

Понятие объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса действующее законодательство не содержит.

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28.03.2017 №488-О и от 19.12.2019 №3534-О отмечал, что при отнесении объектов к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует применять положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, где в пункте 24 статьи 1 система коммунальной инфраструктуры определена как комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Из представленных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: ...., относиться к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: земельные участи (территории) общего пользования (улицы, проезды, тупики, переулки).

В силу положений пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации улицы, проезды, автомобильные дороги отнесены к территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и не подлежат приватизации.

В судебном заседании установлено, что административным истцом изменение вида разрешенного использования земельного участка не осуществлялось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования «земли общего пользования» фактически представляет улично-дорожную сеть поселения, что само по себе не предполагает размещения на нем объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и следовательно исключает возможность применения в отношении такого объекта ставки земельного налога 0,3 процента на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Доводы административного искового заявления о наличии на земельном участке объектов водоснабжения и газоснабжения, отклоняются, поскольку не являются основанием для применения пониженной ставки земельного налога с учетом вида разрешенного использования земельного участка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: земельные участи (территории) общего пользования (улицы, проезды, тупики, переулки), с заявлением об изменении вида разрешенного использования административный истец не обращался, оснований для применения налоговой ставки 0,3 % не имеется, а значит налоговая ставка 1,5 % применена налоговым органом верно.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий МИФНС России №4 по Алтайскому краю по применению процентной ставки 1,5 % для расчета земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .....

Поскольку действия МИФНС России №4 по Алтайскому краю не признаны незаконными, то и оснований для возложении обязанности на МИФНС России №4 по Алтайскому краю произвести перерасчет земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .... с применением процентной ставки 0,3 %, у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, заявленные ФИО1 требования о признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180,290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.М. Васильева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.