Дело № 2а- 2445/2017 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 октября 2017 года Копейский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Десятовой Л.А. при секретаре Ефремовой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени, У С Т А Н О В И Л: Административный истец Межрайонная ИФНС № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налогов, пени. В обосновании заявленных требований указали, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, по 13 ноября 2012 года. ФИО1 в Межрайонную ИФНС № 10 по Челябинской области была предоставлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2010 год. ФИО1 имеет задолженность по упрощенной системе налогообложения за 2010 год в размере 302 рублей 12 копеек, в том числе налог – 239 рублей, пени – 63 рубля 12 копеек. Налогоплательщику было предложено в добровольно уплатить задолженность по упрощенной системе налогообложения по требованию НОМЕР от 26 февраля 2013 года. Требование в добровольном порядке не исполнено. Просят взыскать с ФИО1 задолженность по упрощенной системе налогообложения за 2010 год в размере 302 рублей 12 копеек, в том числе налог – 239 рублей, пени – 63 рубля 12 копеек. Административный истец - Межрайонная ИФНС № 10 по Челябинской области извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Административный ответчик – ФИО1 извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеются возражения по исковым требованиям. В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 НК РФ. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая ставка, согласно пункту 2 статьи 346.20 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается в размере 15 процентов. Согласно пункту 6 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. По смыслу пункта 7 статьи 346.21 НК РФ срок уплаты налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 НК РФ признается календарный год. Декларация по налогу ФИО1 за 2010 была представлена 17 января 2011 налогоплательщиком на бумажном носителе, что подтверждается разделом декларации «сведения о представлении документа». По сданной декларации сумма ЕН по упрощенной системе налогообложения, самостоятельно исчисленная налогоплательщиком к уплате в бюджет за данный налоговый период, составила 1460 рублей. Своевременно ФИО1 налог не уплатила, в связи с чем ей выставлены к оплате начисленные на основании ст.75 НК РФ пени за несвоевременную уплату налога в размере 63 рублей 12 копеек, расчет которых представлен административным истцом и не оспорен административным ответчиком. Согласно пунктами 1-4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога, в силу чего было направлены требования НОМЕР от 26 февраля 2013 года со сроком исполнения до 19 марта 2013 года. Требование ответчиком не исполнено. Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Из вышеприведенных положений ст. 48 НК Российской Федерации следует, что срок обращения налогового органа в суд зависит от того превысила ли общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица 3 000 рублей. Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 декабря 2011 года. Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Таким образом, Межрайонной ИФНС №10 по Челябинской области административное исковое заявление к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, должно быть направлено в суд не позднее 19 сентября 2016 года. Как следует из материалов дела Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области 10 января 2017 года обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г.Копейска с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 по взысканию налоговых платежей, пени за 2010 год в размере 302 рублей 12 копеек, в том числе налог – 239 рублей, пени – 63 рубля 12 копеек. 13 февраля 2017 года мировым судьей судебного участка № 2 г.Копейска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области налоговых платежей и пени за 2010 год в размере 302 рублей 12 копеек, в том числе налог – 239 рублей, пени – 63 рубля 12 копеек. 15 февраля 2017 года судебный приказ отменен на основании заявления ФИО1 Таким образом, истец на дату обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решения об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ. В Копейский городской суд административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области к ФИО1 поступило 31 июля 2017 года, то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 НК РФ. В соответствии со ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Однако, МИФНС России № 10 по Челябинской области в административном исковом заявлении не содержится ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, каких-либо доказательств свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для предъявления административного искового заявления, либо обстоятельств препятствующих подаче административного искового заявления в срок, установленный ст. 48 НК РФ административным истцом не представлено. Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени необходимо оставить без удовлетворения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании налогов, пени оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: Л.А.Десятова |