Дело № 2а-2448/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.12.2015 г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Лемперт И.Н.,
при секретаре Поляковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к Администрации *** о признании незаконным решения комиссии о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков на территории МО ***,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратились в суд с административным иском к Администрации *** об оспаривании решения комиссии по вопросам предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории МО *** от ***, в части отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно ФИО2 Наложении на Администрацию *** обязанности по предоставлению административному истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Мотивировала тем, что она имея трех детей, обратилась с заявление в Администрацию *** о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. На заседании комиссии, в соответствии с протоколом от ******, ей было в удовлетворении заявления отказано. Отказ обоснован тем, что ее старший сын П.А.В.., являясь студентом очной формы обучения ФИО3 «***», проживает в ***, при этом П.А.В. постоянно зарегистрирован в ***, по месту регистрации административного истца. Срок обучения заканчивается ***. П.А.В. временно зарегистрирован по месту проживания – в общежитии техникума по ***. Считала, что решение комиссии ошибочно, поскольку П.А.В. является ее ребенком, не достиг *** лет, обучается на очной форме обучения, временно отсутствует в *** на период обучения.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила требования административного иска, просила признать незаконным решение комиссии об отказе во включении в очередь граждан, имеющих трех и более детей на бесплатное приобретение в собственность земельного участка на территории МО ***, в части отказа ФИО1
Определением Черногорского городского суда от *** по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений РХ.
В судебном заседании административный истец заявленные уточненные требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель Администрации *** ФИО4, действующий по доверенности, считал, что решение комиссии законно и обоснованно, полагал, что старший сын административного истца постоянно не проживает с ней, а согласно положениям Закона РХ от ******-ЗРХ дети должны постоянно проживать с родителя, тогда семья имеет право на предоставление бесплатно земельного участка. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв на административный иск, в котором полагал, что регистрация по месту учебы является временным местом проживания, так как учеба носит срочный характер, постоянная регистрация подтверждает основное место жительства, так же как и прохождение воинской службы вне основного места жительства.
Суд, с учетом мнения сторон, в порядке положений ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав все доказательства по делу, суд считает возможным требования административного истца удовлетворить, в рамках уточнений.
Статья 218 ч. 1 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 219 ч. 1, КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку Администрация *** направила отказ во включению в очередь на предоставление земельного участка ***, а административный иск ФИО1 подала ***, суд считает, что срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, истцом не пропущен.
Ст. 226 ч. 8, ч. 9 ч. 11 КАС предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, действующей с 01.03.2015, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Хакасия, для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Республики Хакасия определены Законом Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия» от 08.11.2011 № 88-ЗРХ (далее - Закон).
В силу статьи 2 указанного Закона граждане, имеющие трех и более детей, имеют право бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
К гражданам, имеющим трех и более детей, в целях настоящего Закона относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними, в том числе пасынков, падчериц, усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), а также принятых на воспитание по договору о приемной семье, включая учащихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и проходящих срочную военную службу по призыву до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Статьей 4 Закона РХ определено, что порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, устанавливается в Приложении к настоящему закону.
Согласно пункту 1.10 Порядка, земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности обращения.
1.4. Предоставление земельных участков осуществляется органами, наделенными полномочиями по распоряжению земельными участками (далее - уполномоченные органы):
В случае отсутствия на территории муниципального образования, в котором граждане постоянно проживают, свободных земельных участков, которыми муниципальное образование вправе распоряжаться в целях предоставления их гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, с согласия граждан земельные участки могут быть предоставлены на территории другого муниципального образования.
Органы местного самоуправления также вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в исполнительный орган государственной власти по управлению и распоряжению государственной собственностью, а также в иные органы местного самоуправления в *** с ходатайством о передаче безвозмездно в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальную собственность соответствующих земельных участков в целях бесплатного предоставления их гражданам (п. 1.11).
Пункт 2.1. Порядка предусматривает, что с целью приобретения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданин, имеющий трех и более детей, подает в орган, уполномоченный на предоставление земельного участка, заявление с указанием:
1) фамилии, имени, отчества заявителя;
2) паспортных данных;
3) адреса постоянного места жительства (сведений о регистрации по месту жительства);
4) контактных телефонов;
5) цели использования земельного участка;
6) сведений о количестве детей, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.
2.2. К заявлению прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель гражданина, имеющего трех и более детей (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);
2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (всех страниц);
3) справка о регистрации по месту жительства;
4) документы, подтверждающие право гражданина, имеющего трех и более детей, на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства:
- справка о составе семьи;
- копии свидетельств о рождении детей;
- копия свидетельства о заключении (расторжении) брака;
- справка об обучении в образовательном учреждении по очной форме обучения за текущий учебный год на каждого ребенка (в случае наличия детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов);
- выписка из решения или копия решения органов опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства) на каждого ребенка (в случае наличия детей, находящихся под опекой (попечительством);
- копия решения органа опеки и попечительства (копия договора о приемной семье, заключенного с органами опеки и попечительства, и (или) копия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно в отношении детей из приемных семей, на каждого ребенка (в случае наличия детей, находящихся под опекой (попечительством), принятых на воспитание по договору о приемной семье).
Из вышеизложенного следует, что реализация гражданами, имеющими трех и более детей прав на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства требует соблюдения ряда условий: наличие трех и более детей в возрасте до 18 лет, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и их совместное проживание; необходимости состоять на учете граждан на предоставление земельного участка; участок должен быть свободен от прав третьих лиц, сформирован и включен в перечень участков, подлежащих предоставлению гражданам в порядке очередности на предоставление земельного участка.
Пунктом 1.2 Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия определено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства предоставляются однократно и бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, без публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении такого земельного участка в средствах массовой информации, а также без размещения сообщения о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети Интернет.
При этом, пунктами 1.3 и 1.6 Порядка установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, земельные участки предоставляются в границах того муниципального образования, в котором гражданин постоянно проживает. Местоположение указанных земельных участков определяется с учетом местоположения земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году иным гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 1.9 Порядка, предоставление земельного участка гражданину, имеющему трех и более детей, производится на основании решения (правового акта) уполномоченного органа. Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, поставленного в установленном порядке на государственный кадастровый учет.
Согласно пункта 1.10 Порядка земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности обращения.
В судебном заседании установлено, что административный истец воспитывает троих детей: П.А.В.*** года рождения, Б.Е.И.*** года рождения, Б.А.И.*** года рождения, зарегистрированных проживающими с административным истцом по адресу: ***.
Согласно протоколу от ****** ФИО1 было отказано во включении в очередь граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельного участка на территории МО ***, по причине не соответствие представленных документов требованию совместного проживания родителей с детьми, поскольку П.А.В., - студент очной формы обучения ФИО3 «***» проживает в ***.
Полномочия комиссии по вопросам предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории МО *** подтверждены постановлением Администрации ******-П от *** (в ред. Постановления Администрации ******-П от ***)
Согласно справкам № С*** от *** ФИО1, П.А.В.., Б.Е.И.., Б.А.И. постоянно зарегистрированы по адресу: ***.
Исходя из материалов дела П.А.В., *** года рождения, обучается на *** очного отделения ФИО3 «***», срок обучения с *** по *** (справка *** от ***, ***.1 от ***), временно зарегистрирован по месту пребывания с *** по *** по адресу: ***.
Административный истец обратилась *** в Администрацию *** о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории ***.
Доводы представителя ответчика о том, что оснований для предоставления семье ФИО1 земельного участка в собственность бесплатно не имеется, нельзя признать обоснованными.
Местом жительства в силу ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 и Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Факт наличия временной регистрации за пределами ***, Республики Хакасия у ФИО1 – старшего сына П.А.В. в связи с обучением в образовательном учреждении среднего специального профессионального образования по очной форме обучения, не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка семье ФИО1, поскольку постоянным (преимущественным) местом жительства П.А.В. является место жительства и регистрации его матери ФИО1 по адресу: РХ, ***, находящееся на территории соответствующего субъекта, а пребывание в *** носит временный характер.
Таким образом, в данном случае регистрация по месту учебы в *** местом жительства П.А.В. не является, а является местом его пребывания в силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1.
Суд полагает, что право сына административного истца на образование в специализированном профессиональном учреждении не может само по себе являться основанием по ухудшению их жилищных прав в составе многодетной семьи, поскольку это противоречит Конституции РФ.
Следовательно, Администрацией *** нарушены права административного истца и в части применения законодательства субъекта, по признанию права на выделение многодетным семьям бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Из содержания ч.8, 9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. Суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение о возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Исходя из требований административный истец просила обязать администрацию *** предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность. Однако, суд не вправе обязать администрацию *** принять решение, предрешая его существо, тем самым принимать на себя функции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию *** обязанность по устранению допущенных нарушений путём повторного рассмотрения ранее поданного ФИО1 заявления и с учётом времени её обращения с данным заявлением (сентябрь 2015 года) установить срок для устранения нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с учетом наличия у административного истца троих детей семья ФИО1 соответствует критериям для признания семьи многодетной в смысле положений, закрепленных в ст. 1 вышеназванного Закона Республики Хакасия и находит требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 222, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Администрации *** от *** об отказе во включении в очередь граждан, имеющих трех и более детей на бесплатное приобретение в собственность земельного участка на территории МО ***, в части отказа ФИО1.
Возложить на администрацию *** обязанность по устранению допущенных нарушений путём повторного рассмотрения ранее поданного ФИО1 заявления на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории МО *** в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации *** сообщить об исполнении решения в суд и ФИО1 в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение суда изготовлено 14.12.2015.