2а-2449/2023
70RS0001-01-2023-003098-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 сентября 2023 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Усмановой Е.А.,
при секретаре Николаевой Ю.А.,
помощник судьи Моисеева А.С.,
с участием представителя административного истца С.К.А., действующего по доверенности от /________/ сроком действия десять лет, представителя административного ответчика Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска У.А.В., действующей на основании доверенности /________/ от /________/ сроком действия один год, представителя административного ответчика администрации города Томска П.Э.Р., действующего по доверенности /________/ от /________/ сроком действия один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Т.Н.Е. к департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, администрации города Томска о признании незаконным отказа в принятии заявления, возложении обязанности рассмотреть заявление,
установил:
Т.Н.Е. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к департаменту управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным отказ в принятии заявления /________/ от /________/, обязать административного ответчика рассмотреть заявление по существу. В обоснование требований указано, что /________/Т.Н.Е. обратилась в департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска с заявлением о предоставлении на праве аренды без проведения торгов земельного участка по адресу: Российская Федерация, /________/, городской округ Город Томск, г. Томск, Дзержинское, /________/ с кадастровым номером /________/. Заявление было направлено через сервис ЕСИА «Госуслуги», ему был присвоен /________/. /________/ административным ответчиком принято решение о возврате заявления на основании того, что не были соблюдены требования ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2.6.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством», утвержденного постановлением администрации Города Томска от /________//________/. В заявлении не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5., п.2 ст.39.6. или п.2 ст.39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, также было указано на отсутствие копии документа, удостоверяющего личность и СНИЛС. Данное решение считает незаконным, поскольку заявление было подано через ЕСИА «Госуслуги», которое предполагает подачу заявления с предоставлением персональных данных, помимо этого в прикрепленном заявлении было указано основание приобретения земельного участка - решение администрации Города Томска о предварительном согласовании предоставления земельного участка: 297-з /________/, вид права - аренда на срок 3 года.
Определением от /________/ в качестве административного ответчика привлечена администрация Города Томска.
Административный истец Т.Н.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца С.К.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что при обращении через сервис ЕСИА «Госуслуги» невозможно прикрепить данные паспорта и СНИЛС, поскольку не предусмотрена для этого соответствующая графа, все имеющиеся графы предлагаемой формы были заполнены.
Представитель административного ответчика Департамента управления муниципальной собственностью администрации г.Томска У.А.В. административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, отметила, что оснований для принятия заявления, не соответствующего предъявляемым требованиям, не имелось, права административного истца не нарушены, поскольку она обратилась с аналогичным заявлением, данное заявление находится на рассмотрении.
Представитель административного ответчика администрации города Томска П.Э.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что отказом в принятии заявления права истца нарушены не были, поскольку истец не лишена права обратиться с подобным заявлением повторно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, определив на основании ст. 150 КАС Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося административного истца, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным исковым заявлением обратилась надлежащий административный истец Т.Н.Е., административный иск направлен в суд /________/. то есть в установленный законом срок, поскольку бездействие носит длящийся характер.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).
Одной из задач КАС Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно п.п. 1.3 ст. 25 Устава г.Томска (принят решением Думы города Томска от /________//________/) администрация Города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 38 Устава г.Томска администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.
В соответствии с п.п. 1.35 п. 1 ст. 40 Устава г.Томска администрация Города Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктами 1, 2 статьи /________/ от /________//________/-ОЗ «О земельных отношениях в /________/» предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий.
В силу п. 2.2 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от /________//________/ (далее – административный регламент), муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента недвижимости.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: направление или выдача заявителю одного из следующих документов: проекта договора аренды земельного участка, подписанного начальником департамента недвижимости либо по его поручению иным должностным лицом департамента недвижимости; 2) направление письма департамента недвижимости, содержащего решение об отказе в предоставлении земельного участка (далее - письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги).
Исходя из положений п. 2.7 административного регламента, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации в качестве оснований для возврата заявления о предоставлении земельного участка): заявление не соответствует требованиям, указанным в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 настоящего административного регламента; к заявлению не приложены документы, указанные в таблице приложения 3 к настоящему административному регламенту, которые обязательны для предоставления заявителем; заявление подано в иной уполномоченный орган.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что /________/Т.Н.Е. обратилась в департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска с заявлением о предоставлении на праве аренды без проведения торгов земельного участка по адресу: Российская Федерация, /________/, городской округ Город Томск, г. Томск, Дзержинское, /________/ с кадастровым номером /________/
Данное заявление подано через ЕСИА «Госуслуги», заявлению присвоен /________/.
Согласно материалам дела /________/ по результатам рассмотрения обращения, административным ответчиком принято решение /________/ о возврате заявления, поскольку оно не соответствует требованиям ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.6.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством» утвержденного постановлением администрации г. Томска от /________//________/, п. 13 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении не указано основание предоставления участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.
Также в вышеуказанном решении о возврате заявления указано на то, что к заявлению не приложена копия документа, подтверждающего личность заявителя в соответствии с п. 2 приказа Росреестра от /________/ №П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих личность заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» с указанием даты рождения и СНИЛС.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 39.17 ЗК Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу п. 2.6.2 административного регламента заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством в заявлении о предоставлении муниципальной услуги должны быть указаны: 1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер указанного в заявлении о предоставлении муниципальной услуги земельного участка (далее - испрашиваемый земельный участок); 4) основание предоставления земельного участка из числа предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований; 5) срок аренды, если установление срока предусмотрено по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 6) цель использования земельного участка; 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с п. 3.9.1 административного регламента заявление о предоставлении муниципальной услуги в форме электронного документа представляется по выбору заявителя (представителя заявителя), в том числе путем заполнения и отправки формы запроса через личный кабинет Портала.
Согласно п. 7.2 ч.1 ст. 16 многофункциональные центры осуществляют создание заверенных усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра электронных дубликатов документов и информации (преобразование в электронную форму документов и информации на бумажном носителе с сохранением их содержания и (при наличии) реквизитов), необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, и документов, предоставляемых в результате оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг) и представленных гражданами на бумажных носителях, в порядке, установленном правилами организации деятельности многофункциональных центров, а также направление указанных электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и указанным гражданам с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Перечень таких документов и информации и порядок создания и направления их электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленного административным истцом заявления, сформированного в личном кабинете Портала госуслуг, при подаче заявления заполнены все предлагаемые графы.
В данном заявлении /________/ от /________/Т.Н.Е. обозначила свои ФИО, адрес регистрации, почтовый адрес, серия, номер, дата и место выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, код подразделения, а также контактные данные – номер телефона и адрес электронной почты, кадастровый номер запрашиваемого земельного участка, срок аренды, цель использования земельного участка (огородничество), вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит в выводу о том, что основание для возврата заявления в связи с неуказанием основания для предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ является незаконным, поскольку истцом заполнена соответствующая форма сервиса ЕСИА «Госуслуги» в полном объеме, подача заявления через указанную систему предусмотрена действующим законодательством.
Довод административного ответчика о том, что к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность с указанием даты рождения и уникального номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования суд признает несостоятельным, поскольку в п.2 приложения 3 к вышеуказанному регламенту закреплено, что документ, удостоверяющий личность заявителя, является необязательным в случае предоставления заявления посредством отправки через личный кабинет Портала. В ходе судебного разбирательства доподлинно установлено, что административный истец подала заявление через сервис ЕСИА «Госуслуги».
Ссылки на отсутствие нарушения прав административного истца в связи с наличием поданного ею аналогичного заявления, суд находит несостоятельными, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств рассмотрения поданного Т.Н.Е./________/ заявления.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание необоснованность возврата заявления, поданного Т.Н.Е. суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Т.Н.Е., признать незаконным отказ в принятии заявления /________/ от /________/, обязать администрацию Города Томска в лице Департамента управления муниципальной собственностью рассмотреть заявление Т.Н.Е. по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Т.Н.Е. удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска в принятии заявления /________/ от /________/.
Обязать администрацию Города Томска в лице Департамента управления муниципальной собственностью рассмотреть заявление /________/ от /________/ по существу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Усманова
Решение в окончательной форме принято 15 сентября 2023 года.
Судья Е.А.Усманова