Дело 2а-244/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Судья Советского районного суда г. Иваново Артёменко Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново к Тютину Михаилу Александровичу о взыскании налога и пени, установил: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тютину М.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 2 660 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2017 года по 12 февраля 2018 года в сумме 50,84 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 октября 2015 года по 12 октября 2015 года в сумме 6,85 руб., а также по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 287 руб. Требования мотивированы тем, что Тютину М.А. принадлежит на праве собственности следующее имущество: 1) АУДИ100, г.р.н. №, дата гос. регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности по настоящее время; 2) квартира, находящееся по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности по настоящее время; 3) квартира по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ; 4) гараж, находящийся по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ. В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления с расчетом налогов, однако в установленные законодательством сроки налоги не были уплачены. В связи с неуплатой налога в указанный в уведомлении срок, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени. По данным лицевого счета налогоплательщиком в добровольном порядке сумма налогов не оплачена, в связи с чем ИФНС по г. Иваново была вынуждена обратиться в суд. Административный истец также просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд, поскольку отсутствовали ресурсы на реализацию процедуры взыскания в полном объеме, так как имелся большой объем исковых материалов к налогоплательщикам, был сбой программного обеспечения при выборке списков должников. В установленный судом срок от административного ответчика возражений по существу заявленных требований не поступило. Определением судьи от 5 марта 2019 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п. п. 2, 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам. В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлены порядок и сроки уплаты транспортного налога, предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии со статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом является календарный год. Пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом согласно пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога. Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства или иных объектов, принадлежащих на праве собственности, на конкретное лицо. Невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Способом обеспечения обязательств по уплате налога являются, в том числе пени (п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени исчисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Согласно представленным в материалы дела сведениям об имуществе налогоплательщика-физического лица за Тютиным М.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано следующее имущество: 1) автомобиль АУДИ100, г.р.н. №, находится в собственности по настоящее время; 2) квартира по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности по настоящее время; 3) квартира по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ; 4) гараж по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно налоговому уведомлению № 2304482 от 20 сентября 2017 года Тютин М.А. извещен о необходимости уплаты транспортного налога в размере 2 660 руб., земельного налога в размере 5 руб., налога на имущество физических лиц в размере 287 руб. в срок до 1 декабря 2017 года (л.д. 18-19). Поскольку налогоплательщик в установленный срок оплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц не произвел, в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес налоговым органом направлено требование № 11095 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 2 660 руб., пени по транспортному налогу в размере 50,84 руб., налога на имущество физических лиц в размере 287 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5,48 руб. в срок до 10 апреля 2018 года (л.д. 24). Данное требование в добровольном порядке Тютиным М.А. не исполнено, в связи с чем ИФНС России по г. Иваново обратилось в мировой суд судебного участка №2 Советского судебного района г. Иваново с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Советского судебного района г. Иваново отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Тютина М.А. в пользу ИФНС России по г. Иваново недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 2 660 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2017 года по 12 февраля 2018 года в сумме 50,84 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 октября 2015 года по 12 октября 2015 года в сумме 6,85 руб., задолженности по налогу на имущество за 2016 года в сумме 287 руб., также госпошлины в установленном порядке, поскольку пропущен срок для подачи заявления (л.д. 12-15). В суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 16 января 2019 года. Таким образом, ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с нарушением предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи вышеуказанного административного искового заявления. В обоснование причин пропуска срока для обращения в суд административный истец указывает на некорректную работу компонентов программного обеспечения выгрузки в операционную систему АИС-Налог3 реестра отправки требований за период с 1 января 2017 года по 1 января 2018 года, являющихся необходимым условием для обращения в суд, отсутствие иного способа получения почтовых отправлений. Иной способ определения лиц, имеющих задолженности по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Ответчик каких-либо возражений по факту пропуска истцом срока на обращение в суд и причинам, указанным в качестве основания для восстановления нарушенного срока, не заявил. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает исполнение обязанности по уплате налога налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Таковыми согласно данной норме закона являются: уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком, смерть физического лица-налогоплательщика или признание его умершим; ликвидация организации-налогоплательщика. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь вытекающими из Конституции Российской Федерации (ст. 19, ст. 57) принципами справедливости, всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения, а также необходимостью обеспечения налогового суверенитета государства, в целях гарантирования прав налогоплательщиков и рационализации функционирования финансово-бюджетной системы, приходит к выводу о наличии оснований для восстановления ИФНС России по г. Иваново пропущенного процессуального срока на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени, в связи с пропуском указанного срока по уважительной причине. Кроме того, судом проанализированы причины пропуска административным истцом установленного нормой ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с административным иском, они признаны уважительными, а срок – подлежащим восстановлению. Как следует из расчета административного истца, задолженность ответчика по транспортному налогу составляет в общей сумме 3 004,69 руб. Представленный административным истцом расчет налогов и пени административным ответчиком не опровергнут, математически верен, соответствует требованиям закона и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем, принимается за основу решения. Доказательств того, что налогоплательщик освобожден от уплаты налогов, погасил задолженность в добровольном порядке, снял с регистрационного учета указанное транспортное средство, предпринимал какие-либо меры для урегулирования спора в досудебном порядке, суду не представлено. Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. При таких обстоятельствах, с учетом восстановления административному истцу срока для обращения в суд, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, поскольку до настоящего времени задолженность по уплате налогов и пени административным ответчиком не погашена. В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования города Иваново полежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. Руководствуясь статьями 175 - 180, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административный иск ИФНС России по г. Иваново к Тютину Михаилу Александровичу о взыскании недоимки по налогам и пени удовлетворить. Взыскать с Тютина Михаила Александровича,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту жительства: <адрес>, зарегистрированного по месту пребывания с 18 октября 2016 года до 18 октября 2021 года по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по г. Иваново задолженность по налогам и пени в размере 3 004, 69 руб., из которых задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 2 660 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2017 года по 12 февраля 2018 года в сумме 50,84 руб., пени по транспортному налогу за период со 2 октября 2015 года по 12 октября 2015 года в сумме 6,85 руб., а также задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 287 руб. Взыскать с Тютина Михаила Александровича в доход бюджета муниципального образования города Иваново государственную пошлину в сумме 400 руб. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Председательствующий: |