ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2016 от 30.11.2016 Брянского гарнизонного военного суда (Брянская область)

Дело а-244/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2016 года г. Брянск

Брянский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Коломойца С.В., при секретаре Симоновой В.А., с участием представителя административного истца Пыркина С.А., в отсутствие административного истца Бородынкина А.В., административного ответчика - должностного лица – начальника отделения (территориального, <адрес>) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего контрактной службы войсковой части <данные изъяты>Бородынкина А.В. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, <адрес>) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» об отказе в предоставлении конкретного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 3 человека, а также об оспаривании действий названного должностного лица, связанных с нарушением сроков рассмотрения его заявления, с требованием от него непредусмотренных законом документов и неуведомлением о непредоставлении документов, -

у с т а н о в и л:

В своем административном исковом заявлении Бородынкин А.В. просит суд:

- признать незаконными решение начальника отделения (территориального, <адрес>) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжилье») МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 3 человека: он, супруга и сын;

- обязать названное должностное лицо восстановить его права в полном объеме и обязать его предоставить ему конкретное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>;

- признать незаконными действия начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ, связанные с нарушением требований приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него, в части не уведомления его о непредоставлении документов, нарушением сроков рассмотрения его заявления и нарушением – в части требований от него (возложения на него обязанности) по предоставлению непредусмотренных указанным приказом МО РФ документов.

В обоснование своих требований Бородынкин А.В. в исковом заявлении указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части в <адрес>. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в структурное подразделение уполномоченного органа – в территориальное отделение, <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ с заявлением о предоставлении ему на состав семьи 3 человека конкретного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, в виде отдельной 2-комнатной квартиры, общей площадью 47,2 кв. метра, в связи с отсутствием у него жилого помещения по месту прохождения военной службы в войсковой части с приложением всех необходимых документов.

Решением должностного лица - начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении названного служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы ему отказано в связи с тем, что, по мнению ответчика, он не имеет права на получение указанного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по причине того, что состав его семьи на момент принятия оспариваемого решения должностного лица насчитывает всего 2 человека: он и его супруга.

Принятое должностным лицом уполномоченного жилищного органа названное решение он считает незаконным по следующим основаниям:

- в своем заявлении в адрес территориального отделения о распределении ему жилого помещения он указал состав своей семьи – 3 человека;

- ссылаясь на пункт 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, он полагает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части. Местом его военной службы является <адрес>, в котором жилого помещения он не имеет. Он подал заявление установленного образца и приложил все необходимые документы;

- данный отказ ответчика не основан на законе, так как, по его мнению, его семья, действительно, нуждается в получении жилого помещения по месту прохождения им военной службы по контракту, а наличие у него жилого помещения не по месту прохождения военной службы – никак не может влиять на предоставление ему служебного жилого помещения;

- ответчиком нарушены сроки, в соответствии с которыми он должен был быть извещен о всех действиях, связанных с распределенным ему жилым помещением;

- ответчиком в отношении него нарушены вышеназванные требования приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, а именно - порядок обеспечения жилым помещением в период - с момента постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения - до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Пыркин С.А. поддержал заявленные требования истца и просил суд об их удовлетворении в полном объеме. Он пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года истец Бородынкин А.В. направил в адрес территориального отделения в <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ документы о распределении ему на состав семьи 3 человека: он, супруга и сын ФИО5<данные изъяты> - конкретного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, в виде отдельной 2-комнатной квартиры, общей площадью 47,2 кв. метра, ранее занимаемой их семьей до его сдачи в ДД.ММ.ГГГГ году по месту службы - в связи с получением ими жилого помещения по избранному истцом постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в <адрес>.

Начальник отделения территориального, <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ, будучи надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного заседания, в него не прибыла, в направленном в адрес суда своем сообщении требования административного истца она не признала и возражала против их удовлетворения, находя х необоснованными и незаконными. В них она также указала, что ее решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении истцу жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 3 человека – принято в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, на основании документов, предоставленных административным истцом в отделение.

Находя возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца и административного ответчика, рассмотрев административное исковое заявление Бородынкина А.В., заслушав представителя истца Пыркина С.А., исследовав доказательства, военный суд находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

Как усматривается из послужного списка, из контракта из личного дела военнослужащего, из материалов жилищного учетного дела на имя истца, Бородынкин А.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы в ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ, то есть - до 1 января 1998 года, новый (крайний) контракт он заключил с МО РФ по ДД.ММ.ГГГГ – до наступления предельного возраста пребывания на военной службе. Имеет воинское звание – <данные изъяты>. Избрал постоянным местом жительства после увольнения с военной службы - <адрес>.

Из материалов жилищного учетного дела на имя истца Бородынкина А.В. и копии решения <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ к Бородынкину А.В., Бородынкиной С.В. и Бородынкину А.А. о выселении, видно, что административный истец Бородынкин А.В. ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность от Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека: он, супруга и сын ФИО5 - в <адрес>, в жилом <адрес><адрес>е.

Из копий паспортов и адресных листков убытия на имя истца Бородынкина А.В., его супруги Бородынкиной С.В. и сына Бородынкина А.А. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ все они снялись с регистрационного учета по последнему месту военной службы истца - по адресу ранее занимаемой ими служебной <данные изъяты>: <адрес>, военный городок, <адрес>, и выбыли в <адрес>.

Согласно акту приема-сдачи служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Бородынкин А.В. сдал полностью ранее занимаемое им и членами его семьи названное служебное жилое помещение органам Министерства обороны РФ, что подтверждается справкой уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. .

Из материалов учетного жилищного дела на имя истца и объяснений его представителя Пыркина С.А. в судебном заседании видно, что в конце мая 2016 года (в двадцатых числах) ФИО4 обратился к начальнику территориального отделения <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ с заявлением о предоставлении ему на состав семьи 3 человека (его супруга - ФИО2 и сын – ФИО3) ранее занимавшего его семьей по последнему месту военной службы служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, в виде 2-комнатной квартиры, жилой площадью 27,0 кв. метра и общей площадью 47.4 кв. метра.

Решением начальника территориального отделения ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ- в предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по месту прохождения им военной службы в <адрес> - истцу ФИО4 на состав его семьи 3 человека - отказано в связи с тем, что он, снявшись ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, в соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной техником <данные изъяты>», с составом семьи 2 человека продолжает проживать по данному адресу и продолжает оплачивать коммунальные услуги в полном объеме из расчета 2 человека (сам военнослужащий и его супруга), а также потому, что на состав семьи 2 человека норма предоставления жилья – 36 кв. метров (18х2), общая площадь <адрес> военном городке <адрес>, составляет 47,4 кв. метров, что выше положенной истцу нормы, а права на дополнительную жилую площадь у Бородынкина А.В., по ее мнению, отсутствует.

В данном оспариваемом решении должностного лица также указано, что в адрес отделения территориального <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ Бородынкин А.В. обратился с заявлением о предоставлении ему на состав семьи 3 человека служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>. По указанному адресу Бородынкин А.В. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ военнослужащему Бородынкину А.В. на состав семьи 3 человека предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения от Министерства обороны РФ. Перед получением субсидии Бородынкин А.В. подписал и предоставил соглашение о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет. Данное соглашение исполнено надлежащим образом со стороны военнослужащего Бородынкина А.Н. не было, квартира в установленном порядке не была сдана.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора служебного найма.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, является функцией государства и предусматривает закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, а также является обязанностью командиров (начальников).

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом "О статусе военнослужащих".

В соответствии с пунктами 1, 3, и 4 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 –ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В силу ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Гражданам, имеющим в данном населенном пункте жилые помещения на праве собственности или занимающим жилые помещения по договору социального найма, не могут быть предоставлены жилые помещения в специализированном жилищном фонде. Это обусловлено тем, что жилые помещения в специализированном жилищном фонде предназначены для временного проживания граждан в связи с определенными обстоятельствами, и при отсутствии у них места жительства в соответствующем населенном пункте.

Следовательно, необеспеченность военнослужащего жилым помещением по месту прохождения военной службы предопределяет и предоставляет возможность обеспечения его служебным жильем в этом населенном пункте или в непосредственной близости от него.

Как следует из согласующихся между собой положений пункта 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 99 ЖК РФ основанием предоставления военнослужащему специализированного жилого помещения является необеспеченность его каким-либо жилым помещением в соответствующем либо близлежащем населенном пункте. При этом, законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации не ставят необходимость обеспечения служебным жилым помещением в зависимость от уровня обеспеченности военнослужащего либо членов его семьи жилым помещением в соответствующем населенном пункте.

Из послужного списка, справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. , из материалов учетного дела видно, что <данные изъяты> Бородынкин А.В. в момент возникновения спорного правоотношения – ДД.ММ.ГГГГ (на дату принятого должностным лицом решения об отказе в предоставлении служебного жилого помещения) и в настоящее время (дата вынесения решения судом) проходит военную службу по контракту в войсковой части в <адрес>. Он и члены его семьи: супруга и сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ - были зарегистрированы и проживали в служебной 2-комнатной квартире, общей площадью 47, 4 кв. метров, жилой – 27,0 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Бородынкин А.В. и члены его семьи в добровольном порядке снялись с регистрационного учета по названному адресу и были тогда же зарегистрированы по месту пребывания – по месту прохождения истцом военной службы - по адресу войсковой части 41495: <адрес>, военный городок.

Как следует из материалов учетного жилищного дела на момент возникновения спорного правоотношения у истца Бородынкина А.В. и членов его семьи отсутствуют какие-либо жилые помещения в собственности, по договорам социального или служебного найма - по месту прохождения им военной службы в <адрес> и в близлежащих к нему населенных пунктах.

А обстоятельства снятия Бородынкина А.В. и членов его семьи: супруги и сына ФИО5 (<данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по указанному выше адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, и их регистрации по месту пребывания – по адресу воинской части – напрямую связаны с решением ФГКУ от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ о предоставлении военнослужащему Бородынкину А.В. на состав семьи 3 человека субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения от Министерства обороны РФ и с приобретением в связи с этим им в собственность от Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека: он, супруга и сын ФИО5 - в <адрес>, в жилом <адрес> 3-ем <адрес>е – по избранному им постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, а также со сдачей полностью ДД.ММ.ГГГГ Бородынкиным А.В. занимаемого им до этого указанного служебного жилого помещения уполномоченным жилищным органам Министерства обороны РФ, что подтверждается справкой уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. и комиссионным актом приема и сдачи служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, по делу достоверно установлено, что административный истец и члены его семьи в 2015-2016 г.г. были обеспечены по установленным нормам жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства в <адрес>, то есть – не по последнему месту его военной службы, которую он исправно продолжает проходить по вновь заключенному контракту до настоящего времени. А, снявшись с регистрационного учета по адресу прежней служебной квартиры по месту прохождения военной службы в <адрес>, которую он обязан был сдать и сдал его вынужденно, в силу требований закона об этом, они правомерно зарегистрировались по месту пребывания – по адресу войсковой части в <адрес>, в которой истец продолжает и в настоящее время непрерывно проходить военную службу по контракту, то есть – по месту прохождения истцом военной службы.

Эти обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при реализации истцом Бородынкиным А.В. своего права на обеспечение по нормам жилым помещением для постоянного проживания в собственность бесплатно по избранному месту жительства – в <адрес> - в связи с планируемым им в 2017 году увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе – в силу закона, и в связи с заключенным им в 2009 году новым контрактом с Министерством обороны РФ о прохождении военной службы на срок по ДД.ММ.ГГГГ – до наступления предельного возраста пребывания на военной службе - объективно возникли условия, требующие участия со стороны командования и территориального уполномоченного жилищного органа в обеспечении административного истца Бородынкина А.В. и членов его семьи: супруги и сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> курсанта <данные изъяты>, обучающегося по очной форме в высшем военном учебном заведении РФ, имеющем государственную аккредитацию, служебным жилым помещением по месту прохождения им (истцом) военной службы.

При этом, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-2 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

По смыслу приведенных норм, существенное значение имеет выяснение обстоятельств, связанных с ведением общего хозяйства с совместно проживающими в квартире родственниками.

В соответствии с пунктами 1 и 11 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов учетного дела и копии решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, было предоставлено <адрес><адрес> военнослужащему Бородынкину А.В. на состав семьи из 3-х человек: на него, супругу и сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, которые до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в названном служебном жилом помещении по месту службы истца и постоянно там втроем проживают.

В силу ч. 6 ст. 100 ЖК РФ в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ рядовой ФИО3 проходит военную службу в <данные изъяты> в качестве курсанта с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, находится на полном государственном обеспечении, обучение бесплатное, по очной форме обучения.

Из сообщения истца его сын до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в названном военном училище – по призыву, а с указанной даты – продолжил ее прохождение по контракту.

Из жилищного дела истца следует, что по месту временного проживания истца - по месту прохождения им военной службы в <адрес>, сын истца – ФИО3, являющийся членом семьи истца, и проходивший ДД.ММ.ГГГГ (дата оспариваемого решения должностного лица) военную службу по призыву в качестве курсанта <данные изъяты>, - иного жилого помещения в <адрес> – по месту прохождения военной службы по контракту отца, - кроме служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, - не имел и не имеет.

В соответствии с абзацем 2 пункта 11 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за военнослужащими - гражданами, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу.

Таким образом, спорное жилое помещение должно сохраняться за сыном истца – курсантом <данные изъяты> Бородынкиным А.А. - на все время прохождения тем военной службы в военном учебном заседании.

При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводами должностного лица территориального отделения <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ в его решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении подполковнику Бородынкину А.В. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 3 человека: на него, его супругу и сына ФИО5, - о том, что истец, на основании справки техника АП – специалиста по работе с населением <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. , - якобы, не вправе претендовать на служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, общей площадью 47, 4 кв. метра, и лишь, якобы, он вправе претендовать в настоящее время на получение по месту прохождения военной службы по контракту в <адрес> жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения - только на состав семьи 2 человека, то есть – на него самого и его супругу, по норме предоставления - не более 36 кв. метров, в зависимости от того обстоятельства, что истец, якобы, продолжает проживать вместе с супругой вдвоем (всего 2 человека) в удерживаемой им неправомерно служебной <адрес> военном городке в <адрес> и продолжает ежемесячно оплачивать по ней коммунальные услуги, из расчета 2 человека.

На основании вышеизложенного, исследовав доказательства, в их совокупности, эти доводы начальника территориального отделения <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ, приведенные в его решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении <данные изъяты> Бородынкину А.В. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 3 человека – суд находит несостоятельными и отвергает их.

При этом, суд учитывает, что должностным лицом при принятии оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, не учитывалось то обстоятельство, что, согласно представленным истцом ответчику к тому времени документам и письменным доказательствам из учетного жилищного дела, сын истца – ФИО3, зарегистрированный в вышеназванном служебном жилом помещении вместе с отцом и матерью по месту прохождения военной службы отца до ДД.ММ.ГГГГ, – являлся и не перестал быть членом семьи административного истца, являлся им на момент возникновения спорного правоотношения (в мае, июне и ДД.ММ.ГГГГ) и в настоящее время, и, кроме того, будучи курсантом - военнослужащим высшего военного учебного заведения по призыву – он по закону имел с момента начала обучения в нем в 2015 году и на дату оспариваемого решения должностного лица – ДД.ММ.ГГГГ – льготы по освобождению от оплаты коммунальных услуг его родителями в отношении него по последнему месту его жительства до поступления на военную службу по призыву в названное военное училище.

Что же касается того обстоятельства, что курсант ФИО3 в настоящее время (до ДД.ММ.ГГГГ) проходил военную службу по призыву без контракта и не имел на момент возникновения спорного правоотношения – на ДД.ММ.ГГГГ - права на получение служебного жилого помещения, то это обстоятельство значения при разрешении настоящего административного дела не имеет, поскольку вопрос о предоставлении (непредоставлении) по месту прохождения военной службы в <адрес> курсанту ФИО3 служебного жилого помещения - предметом рассмотрения данного дела не является.

При этом, суд принимает во внимание, что административный истец Бородынкин А.В., его супруга – ФИО2 - на день принятия должностным лицом оспариваемого решения - являлись членами семьи курсанта ФИО3, за которым в силу закона сохраняется данное жилое помещение по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, в связи с прохождением им военной службы по призыву в военном училище, а также – по контракту.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что решение начальника территориального отделения <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении подполковнику Бородынкину А.В. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи 3 человека по месту прохождения тем военной службы – является неправомерным.

Согласно акту приема-передачи служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ – из материалов учетного дела, имевшегося в распоряжении должностного лица отделения территориального <адрес>, истец Бородынкин А.В. - сдал, а уполномоченная комиссия - приняла от него служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>.

Из справки техника - специалиста по работе с населением <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. – из материалов учетного дела, имевшегося в распоряжении должностного лица отделения территориального <адрес>, следует, что данное служебное жилое помещение свободно для распределения другим военнослужащим.

Из представленного в судебное заседание истцом акта от ДД.ММ.ГГГГ осмотра служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, следует, что в связи с рассмотрением данного административного дела, по просьбе истца Бородынкина А.В. комиссией в составе: юрисконсульта войсковой части ФИО9, техника - специалиста по работе с населением <данные изъяты>» ФИО10 в присутствии истца Бородынкина А.В. был произведен осмотр данного жилого помещения, в результате которого ими зафиксированы признаки совместного проживания в нем в настоящее время семьи истца Бородынкина А.В. в составе 3-х человек - по наличию в нем личных вещей членов его семьи: его самого, его супруги и сына ФИО3.

На основании изложенного, оценивая исследованные по делу доказательства, в их совокупности, административный иск Бородынкина А.В. в этой части суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, поскольку в соответствии с пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд находит установленным, что права административного истца Бородынкина А.В. были нарушены должностным лицом - начальником отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» в ее решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи из 3-х человек.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 (ст. 218) КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В данном конкретном случае при вышеизложенных обстоятельствах суд находит, что восстановление прав административного истца в полном объеме и наиболее правильно будет (необходимо) произвести путем возложения обязанности на вышеназванное должностное лицо устранить допущенные нарушения - отменить своё решение от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Бородынкину А.В. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по месту прохождения им военной службы по установленным нормам на состав семьи 3 человека, с учетом сына административного истца - Бородынкина А.А., при этом, в силу изложенного выше, суд находит возможным не возлагать на должностное лицо обязанности предоставить истцу на состав его семьи конкретное указанное им в своем иске служебное жилое помещение, в котором Бородынкин А.В. и члены его семьи проживали ранее - до его сдачи тем ДД.ММ.ГГГГ, поскольку суд, на основании вышеизложенного, находит его в указанной части требований истца - преждевременным.

При этом, суд находит, что процессуальный срок на обращение с административным исковым заявлением в суд по названным требованиям Бородынкиным А.В. не пропущен.

Что же касается доводов должностного лица - начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ, приведенных ею в своих письменных возражениях, о том, что оспариваемое Бородынкиным А.В. ее решение от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также о том, что Бородынкин А.В., якобы, не вправе претендовать на получение по месту прохождения им военной службы по контракту в военном городке <адрес> служебного жилого помещения на состав семьи из 3-х человек, - то, на основании вышеизложенного, суд находит их несостоятельными и необоснованными, поскольку они не основаны на законе и материалах дела, они опровергаются исследованными по делу доказательствами, в их совокупности, а потому суд их отвергает.

Что же касается административного иска Бородынкина А.В. в части требований о признании незаконными действий начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ, связанных с нарушением требований приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него, связанных с неуведомлением его о непредоставлении документов, с нарушением сроков рассмотрения его заявления и с требованием от него (возложения на него обязанности) по предоставлению непредусмотренных указанным приказом МО РФ документов, то в этой части его административный иск суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому прикладываются следующие документы:

- копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

- справка о прохождении военной службы;

- справка о составе семьи;

- копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции;

- справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).

Согласно пункту 5 Инструкции военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.

Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 3 к настоящей Инструкции.

При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

Из материалов дела и учетного жилищного дела на имя истца следует, что вышеприведенные документы, предусмотренные Инструкцией, для рассмотрения вопроса для получения служебного жилого помещения, Бородынкин А.В. представил в территориальное отделение <данные изъяты> уполномоченного жилищного органа МО РФ.

Между тем, из письма – уведомления начальника территориального отделения ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить недостающие документы в адрес истца Бородынкина А.В., усматривается, что уполномоченное должностное лицо жилищного органа сообщает истцу о том, что рассмотрение территориальным отделением его заявления о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы приостановлено по причине отсутствия в представленном им комплекте следующих документов:

- справки о закрытии финансовых лицевых счетов, выписки из домовых книг жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>,

- оригиналы правоустанавливающих документов на вышеуказанное жилое помещение. В нем также должностным лицом истцу указано на необходимость предоставления указанных документов в максимально короткие сроки с сопроводительным письмом лично с обязательным указанием исх. № настоящего уведомления, либо по почте по адресу отделения: <адрес>, <адрес>.

Из материалов учетного дела усматривается, что Бородынкин А.В. в последних числах мая 2016 года обратился в отделение территориальное <адрес> с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения на состав семьи из 3-х человек, приложив к нему соответствующие документы. Окончательное решение по ним должностным лицом было принято ДД.ММ.ГГГГ. При этом, усматривается, что административный истец до ДД.ММ.ГГГГ по своему личному усмотрению так и не выполнил просьбу начальника отделения, действующего от имени департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в его письме – уведомлении к нему от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления в отделение дополнительно вышеназванных недостающих документов, которые, по мнению суда, для принятия ответчиком законного и обоснованного решения в отношении истца - имели важное и существенное значение.

При таких данных суд приходит к выводу, что эти действия административного ответчика не нарушили каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, суд учитывает, что сведения из документов, характеризующих состояние служебного жилого помещения, подлежащего сдаче, или сданного и подлежащего распределению, наличие/отсутствие по нему задолженностей по оплате проживающими в нем лицами за жилое помещение и коммунальные услуги, о наличии проживающих в нем лиц, и подтверждающих фактически произведенные военнослужащим контрактной службы Бородынкиным А.В. действия с указанным служебным жилым помещением, свидетельствующие о том, как военнослужащий распорядился ранее предоставленным ему жилым помещением (приватизировал, оставил родственникам и т.п.), которые административный истец на основании требований приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, обязан представить в структурное подразделение уполномоченного органа, объективно были необходимы ответчику для правильного и своевременного рассмотрения заявления истца о предоставлении ему жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения.

Суд находит, что в данном случае данные и сведения о ранее занимаемом военнослужащим жилом помещении (служебное или постоянное; отдельная квартира (количество комнат, общая и жилая площадь) и адрес занимаемого служебного жилого помещения содержатся как в договоре найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (о котором упоминается в копии решения районного суда от ДД.ММ.ГГГГ), так и в выписке из домой книги названного служебного жилого помещения и копии финансового лицевого счета.

Таким образом, суд находит, что, предлагая в рекомендательном порядке административному истцу Бородынкину А.В. предоставить в уполномоченный орган недостающие документы, такие как: справки о закрытии финансовых лицевых счетов, выписки из домовых книг жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, а также оригиналы правоустанавливающих документов на вышеуказанное жилое помещение, - административный ответчик - начальник отделения территориального <адрес> ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ действовала исключительно в интересах и в целях реализации жилищных прав военнослужащего - истца в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ – в целях принятия решения о возможности предоставления ему служебного жилого помещения в установленном законом порядке и в установленные законом сроки, предусмотренные федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 128, Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Суд также учитывает, что перечень недостающих документов, которые рекомендованы были ответчиком Бородынкину А.В. в ее письме к нему от ДД.ММ.ГГГГ - для принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения, был взят ею из брошюры «Методическое пособие по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями», разработанной Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и направленной в территориальное отделение <адрес> для руководства им в своей служебной деятельности. По имеющимся в военном суде гарнизона сведениям, данная брошюра ДЖО МО РФ была разослана территориальным отделением командирам обслуживаемых воинских частей и учреждений МО РФ на территории <адрес> для сведения и в помощь. Указанный перечень необходимых (недостающих) документов для рассмотрения заявлений военнослужащих о предоставлении им служебных жилых помещений - установлен в данном пособии, разработанном ДЖО МО РФ.

Оценивая исследованные по делу доказательства, в их совокупности, на основании вышеизложенного, суд находит законными, обоснованными и не нарушающими прав истца Бородынкина А.В., вопреки его – в иске и его представителя доводам в судебном заседании, действия начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, связанные с возложением на него обязанности по предоставлению согласно перечню недостающих (необходимых) документов дополнительно к ранее представленным, - для разрешения вопроса и принятия решения о предоставлении ему служебного жилого помещения: справки о закрытии финансовых лицевых счетов, выписки из домовых книг жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок, д. <адрес>, а также оригиналы правоустанавливающих документов на вышеуказанное жилое помещение, суд находит обоснованными и правомерными, исходя из следующего.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального (служебного) найма с момента заключения такого договора.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик обоснованно истребовал у административного истца справку из бухгалтерии управляющей компании о закрытии финансовых лицевых счетов (об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг) на момент рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, поскольку внесение платы за указанное служебное жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью истца в силу закона.

Учитывая вышеизложенное, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае, при вышеизложенных обстоятельствах нельзя признать, что этими действиями начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ были нарушены требования приказа МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года или были нарушены какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца ответчиком, в том, что он, якобы, неправомерно не был уведомлен о непредоставлении документов, что ответчиком, якобы, были нарушены сроки рассмотрения его заявления и, якобы, необоснованно ответчик требовал от него (возлагал на него обязанность) по предоставлению непредусмотренных указанным приказом МО РФ дополнительных документов.

Эти его доводы в исковом заявлении суд находит несостоятельными и потому отвергает.

В суде установлено, что срок рассмотрения заявления истца о предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения был приостановлен ответчиком по уважительной причине – в связи с необходимостью представления истцом дополнительно недостающих документов, а потому, суд признает, что он ответчиком нарушен не был.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181 и 227 КАС РФ, военный суд, -

р е ш и л:

Административный иск военнослужащего контрактной службы войсковой части <данные изъяты>Бородынкина А.В. – удовлетворить частично.

Решение начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Западное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе подполковнику Бородынкину А.В. в предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи из 3-х человек, - признать незаконным.

Обязать вышеназванное должностное лицо устранить допущенные нарушения, отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Бородынкину А.В. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы по установленным нормам на состав семьи 3 человека, с учетом сына административного истца - Бородынкина А.А., о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административного иска Бородынкина А.В. – об оспаривании решений и действий начальника отделения (территориального, <адрес>) федерального государственного казенного учреждения «Западрегионжилье» Министерства обороны РФ, связанных с нарушением сроков рассмотрения его заявления, с требованием от него непредусмотренных законом дополнительных документов и с неуведомлением его о непредоставлении документов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.В. Коломоец