ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2021 от 07.12.2021 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Холода А.Н.,

при помощнике судьи ФИО2, секретаре судебного заседания ФИО9,

с участием представителя административного истца – адвоката ФИО4, представителей административных ответчиков – командира войсковой части ФИО5, командира войсковой части ФИО3, представителя заинтересованного лица – федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», начальника указанного учреждения ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части капитана ФИО1 об оспаривании бездействия командиров войсковых частей , и , связанного с невыплатой ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 через своего представителя ФИО4 обратился в суд с административным иском, в котором после уточнения заявленных требований просит признать незаконным бездействие командиров войсковых частей , и , связанное с невыплатой ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 и 10 процентов оклада по воинской должности соответственно. Одновременно административный истец просит взыскать в его пользу 17300 рублей в счёт возмещения понесённых им судебных расходов, состоящих из оплаты услуг представителя, оформления нотариальной доверенности и уплаты государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований ФИО1 приводит доводы, сводящиеся к тому, что в связи с исполнением в указанный период обязанностей по занимаемой воинской должности и наличием стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и шифровальной работы, он имеет право на получение названных выше ежемесячных надбавок.

Представитель административного истца – ФИО4 в суде заявленные требования с учётом их уточнения поддержал, привёл доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. При обсуждении вопроса о соблюдении административным истцом установленного статьёй 219 КАС РФ срока обращения в суд в части заявленных требований о признании незаконным бездействия административных ответчиков, ФИО4 указал, что такой срок не пропущен, поскольку решения по обращениям ФИО1 о выплате ему надбавок не доводились.

Представитель административного ответчика – командира войсковой части ФИО5 в судебном заседании требования ФИО1 не признала, указала о пропуске срока для обращения в суд, предусмотренного статьёй 219 КАС РФ.

Командир войсковой части полагал требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, в письменных возражениях указал, что административным истцом не принято каких-либо мер по установлению спорных выплат.

Административный ответчик – командир войсковой части в возражениях, представленных в суд, не согласился с требованиями административного истца. Он отметил, что в октябре ДД.ММ.ГГГГ года от вышестоящего органа военного управления ему стало известно о невыплате ФИО1 ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы. По указанному факту проведено разбирательство, по итогам которого приказом командира войсковой части административному истцу установлены упомянутые надбавки.

Представитель названного выше воинского должностного лица ФИО3 в судебном заседании дала пояснения по своему содержанию аналогичные изложенным в возражениях её доверителя. Дополнительно она пояснила, что спорные надбавки установлены ФИО1 за три года, предшествующих дате направления проекта приказа на согласование в финансовый орган – с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» ФИО6 в письменных возражениях и в судебном заседании, не соглашаясь с требованиями ФИО1, привела доводы, совпадающие с правовой позицией, выраженной представителями командиров войсковых частей , . Кроме того, ФИО6 отметила, что не подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании судебных расходов.

Представитель федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» ФИО7, полагала необоснованными требования ФИО1, в своих возражениях, представленных в суд, указала, что ввиду не установления административному истцу надбавок, у учреждения обязанности по их выплате не возникало.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в соответствии с частью 32 статьи 2 которого порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Часть 2 статьи 2 того же закона закрепляет, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 71 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ и утратившего силу, в связи с изданием приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок обеспечения денежным довольствием), установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты>, дополнительно к ежемесячной надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, ежемесячно выплачивается процентная надбавка к окладу по воинской должности за стаж работы в указанных структурных подразделениях в размерах:

а) 10 процентов – при стаже работы от 1 до 5 лет;

б) 15 процентов – при стаже работы от 5 до 10 лет;

в) 20 процентов - при стаже работы от 10 лет и выше.

Согласно пункту 73 Порядка и пункта 69 Порядка обеспечения денежным довольствием выплата надбавки за особые условия военной службы осуществляется на основании приказов соответствующих командиров (начальников).

В пункте 67 Порядка обеспечения денежным довольствием указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты>, надбавка выплачивается в размерах, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной <данные изъяты>», при этом размеры надбавки аналогичны указанным в пункте 71 Порядка.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащим шифровальных органов, либо осуществляющим работу с шифрами, предусмотрена выплата ежемесячной надбавки к окладу по воинской должности за стаж шифровальной работы, размер которой зависит от стажа работы. Выплата упомянутой надбавки осуществляется на основании приказов соответствующих командиров (начальников).

По делу установлено, что капитан ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу по контракту в воинской должности заместителя командира роты связи и радиотехнического обеспечения авиационной комендатуры войсковой части .

В суде установлено и не оспаривается сторонами, что подразделение, где проходит службу административный истец отнесено к структурным подразделениям по защите государственной <данные изъяты>, кроме того ФИО1 осуществляет работу с шифрами, при этом стаж его службы (работы) исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.

В период прохождения службы в названной выше воинской должности ФИО1 не устанавливались и не выплачивались ежемесячные надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты>, а также за стаж шифровальной работы.

Согласно материалам разбирательства, проведённого начальником штаба войсковой части в октябре ДД.ММ.ГГГГ года, невыплата административному истцу упомянутых надбавок стала возможной вследствие нераспорядительности должностных лиц войсковой части .

Из выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, скриншота ПИРО «Алушта» усматривается, что ФИО1 с учётом его стажа установлены ежемесячные надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 процентов, а также за стаж шифровальной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 процентов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 процентов.

Как видно из материалов дела, административный истец обращался к командованию воинской части по вопросу выплаты указанных надбавок, вместе с тем таковые ему не были установлены, а ответы на его рапорты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком – командиром войсковой части не направлялись.

Учитывая изложенное, суд считает ошибочным мнение представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц о пропуске административным истцом предусмотренного частью 8 статьи 219 КАС РФ срока на обращение в суд, поскольку из административного искового заявления ФИО1, поданного в суд ДД.ММ.ГГГГ, а также материалов дела следует, что сведения об отказе в выплате надбавок, ему не доводились, в связи с чем он мог рассчитывать на их выплату.

Также суд отклоняет доводы административного истца, административных ответчиков относительно исчисления даты установления спорных надбавок, поскольку в силу пункта 7 Порядка и пункта 9 Порядка обеспечения денежным довольствием, причитающееся военнослужащему денежное довольствие своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия. В связи тем, что ФИО1 обращался к командованию воинской части в январе и мае 2021 года, суд приходит к выводу, что он имеет право на установление спорных надбавок, с учётом его стажа, с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, если по результатам рассмотрения административного дела будет установлено, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований и обязывает административного ответчика устранить допущенные нарушения.

Учитывая вышеуказанное, суд признает незаконным бездействие командира войсковой части , связанное с не установлением ФИО1 ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы, с ДД.ММ.ГГГГ.

В целях восстановления нарушенных прав военнослужащего, исходя из полномочий должностных лиц, бездействие которых оспаривается, руководствуясь частью 3 статьи 227 КАС РФ, суд возлагает обязанность на командира войсковой части 42838 установленным порядком представить в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» проект приказа об установлении и выплате ФИО1 ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а названное учреждение тем же порядком рассмотреть вопрос о согласовании упомянутого проекта приказа.

Что касается требований административного истца к командирам войсковых частей и , то они являются необоснованными, поскольку в суде установлено, что какое-либо бездействие с их стороны отсутствовало, в связи с чем указанными воинскими должностными лицами права административного истца не нарушались, поэтому в этой части, заявленные требования, удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьёй 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

В статье 112 КАС РФ указано, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Согласно пункту 5 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ при предъявлении иска к нескольким ответчикам распределение судебных издержек производится с учётом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.

В соответствии с пунктом 13 того же постановления Пленума Верховного Суда РФ при определении разумности, могут учитываться объём заявленных требований и оказанных представителем услуг, сложность дела, его продолжительность и другие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что при его рассмотрении в суде интересы ФИО1 на основании доверенности, ордера представлял адвокат ФИО4, услуги которого были оплачены административным истцом на общую сумму 15000 рублей. Работа представителя состояла из составления административного искового заявления, представительства интересов административного истца в двух судебных заседаниях, продолжительность каждого из которых составила не более 2 часов 30 минут.

Факт оплаты услуг представителя административным истцом в сумме 15000 рублей подтверждается квитанциями №, , письмами Читинской городской коллегии адвокатов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Также за подачу административного искового заявления в суд ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что видно из чека от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной ФИО1 нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ () следует, что таковая выдана ФИО4 для представления интересов доверителя не только в рамках настоящего административного дела, но и для представления интересов и участия в гражданском, уголовном процессах во всех судах судебной системы РФ и т.д.

Принимая во внимание, что ФИО1 понесены расходы по оплате услуг представителя, учитывая время, затраченное представителем ФИО4 на участие в судебных заседаниях, характер рассмотренного спора, отсутствие письменного соглашения об оказании юридической помощи, предусмотренного статьёй 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», суд приходит к выводу о возможности взыскания в пользу ФИО1 5000 рублей в счёт возмещения расходов, связанных с оплатой услуг представителя. Кроме того, в пользу административного истца подлежат взысканию 300 рублей – расходы по уплате государственной пошлины.

В остальной части требования ФИО1 о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат, поскольку обозначенная административным истцом сумма необоснованно завышена, несоразмерна объёму юридической помощи, оказанной представителем, и не соотносится с принципом разумности и справедливости. Также не подлежат удовлетворению требования о возмещении понесённых ответчиком судебных расходов, связанных с оформлением названной доверенности, в связи с тем, что она выдана не на конкретное дело.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд отмечает, что в судебном заседании установлено, что командиром войсковой части нарушено право ФИО1 на обеспечение денежным довольствием, поскольку бездействие указанного воинского должностного лица привело к инициированию настоящего судебного процесса, в связи с чем расходы, связанные с оплатой услуг представителя, государственной пошлины подлежат взысканию в пользу административного истца с упомянутой воинской части.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части капитана ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие командира войсковой части связанное с не установлением ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать командира войсковой части установленным порядком представить в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» проект приказа об установлении и выплате ФИО1 ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а названное учреждение тем же порядком рассмотреть вопрос о согласовании упомянутого проекта приказа.

Взыскать с войсковой части в пользу ФИО1 5300 (пять тысяч триста) рублей в счёт возмещения понесённых по делу судебных расходов.

В удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия командиров войсковых частей , , связанного с невыплатой ежемесячных надбавок за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной <данные изъяты> и за стаж шифровальной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о возмещении судебных расходов в размере, превышающем 5300 рублей, отказать.

Решение суда подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его вступления в законную силу. Об исполнении решения надлежит сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинное за надлежащей подписью.

Верно:

Судья

Хабаровского гарнизонного военного суда А.Н. Холод

Секретарь судебного заседания ФИО9