ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2021 от 17.03.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

дело № 3а-7/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 17 марта 2022 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хаировой Д.Р.,

при секретаре Бессаловой Т.Н.,

с участием прокурора Гладышева Р.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-7/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» к службе по тарифам Астраханской области о признании недействующим постановление от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Астраханские тепловые сети» обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением с учетом последующих уточнений о признании недействующим со дня принятия постановления службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года №23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» как несоответствующего статьям 7, 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 и нарушающим права и законные интересы административного истца в части необоснованного возложения расходов по оплате услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в размере <данные изъяты> копейки в месяц.

По мнению административного истца, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации не является правообладателями тепловых сетей, расположенных по адресам: <адрес> Установленный оспариваемым постановлением тариф является необоснованным, так как принят тарифным органом на основании документов, не подтверждающих право владения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации тепловыми сетями, расположенные по адресу: <адрес> а также на основании несоответствующих действительности данных о их протяженности (80 м и 88 м соответственно).

При принятии решения служба по тарифам Астраханской области установила наличие у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации объектов передачи тепловой энергии без исследования правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности ООО «Астраханские тепловые сети» на тепловую сеть по <адрес>, приказов и актов-приема-передачи тепловой сети по <адрес> филиалу «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс», а также не идентифицировала состав и протяженность сетей, в отношении которых установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Астраханские тепловые сети» Зырянова Н.С. административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика службы по тарифам Астраханской области Буйлов В.В. административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым оспариваемое постановление полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации Целютин В.П. просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Джаналиеву Р.З., заключение прокурора Гладышева Р.Е., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, а также тарифного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признаниинормативного правового актане действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении, Федеральный закон № 190-ФЗ).

В целях реализации этого закона в части регулирования деятельности и тарифов сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов).

Полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Астраханской области в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области 06 апреля 2005 года №49-П «О службе по тарифам Астраханской области» является служба по тарифам Астраханской области.

Статьями 1, 3 и 6 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №18/2012-ОЗ «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, система правовых актов органов государственной власти Астраханской области, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными исполнительными органами государственной власти Астраханской области, наделенных правом осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Губернатора Астраханской области от 07 августа 2012 года № 302 «О порядке обнародования постановлений Губернатора Астраханской области, Правительства Астраханской области, иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области» официальным опубликованием постановления, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, считается первая публикация его полного текста в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области или первое размещение (опубликование) полного текста постановления на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области (www.pravo-astrobl.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).Постановление службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН 1027700430889) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo-astrobl.ru) и в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области 09 сентября 2021 года.

Таким образом, оспариваемое постановление службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года № 23 принято полномочным органом в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 08 декабря 2021 года №105 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН )» постановление от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» признано утратившим силу. В соответствии с пунктом 6 постановления от 08 декабря 2021 года № 105 данный нормативный акт вступил в силу с 01 января 2022 года.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца при расчете стоимости услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в период действия установленного тарифа с 09 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года, тем самым затрагивая его права и законные интересы.

Кроме того, несмотря на то, что срок действия тарифов на момент рассмотрения дела истек, суд считает, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и затрагивали права неопределенного круга лиц, обязанных производить оплату услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя потребленных за период действия тарифов.

Следовательно, тот факт, что постановление от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» утратило силу, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемого видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 1 части 1 статьи 9).

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075.

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 19 Основ ценообразования №1075).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе по предложению регулируемой организации.

Из материалов дела следует, что ФГУП «ЦЖКУ» Минообороны России, осуществляющее в том числе деятельность по оказанию услуг транспортировки по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя, 07 июля 2021 года обратилось в службу по тарифам Астраханской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2021 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), с приложением обосновывающих материалов.

Приказом службы по тарифам Астраханской области от 19 июля 2021 года № 239 открыто дело об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2021 год, по представленных документам проведена экспертиза и установлены тарифы согласно приложению.

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года № 23 установлены ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя согласно приложению, которые действуют со дня официального опубликования по 31 декабря 2021 года.

Проверив содержание оспариваемого постановления в части установления тарифа на услуги по передачи тепловой энергии, теплоносителя ООО «ЦЖКУ» Минобороны России и соблюдение требований законодательства к порядку открытия тарифного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» регулированию полежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, а также тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Согласно пункту 11 статьи 2 вышеуказанного закона теплоснабжающей является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных названным федеральным законом (часть 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 15 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

В целях подтверждения оснований владения источниками тепловой энергии и тепловыми сетями регулируемая организация к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагает, в частности копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках) (подпункт "а" пункта 16 Правил регулирования тарифов), а для подтверждения осуществления регулируемой деятельности - перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (в том числе договоров теплоснабжения, и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, и (или) договоров о подключении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя (подпункт "к" пункта 16 Правил регулирования тарифов).

Таким образом, обязательным основанием для установления тарифа является наличие у регулируемой организации во владении и пользовании имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности.

Согласно экспертному заключению службы по тарифам Астраханской области от 24 августа 2021 года в качестве доказательства владения тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес> Минобороны России представило приказ Министерства обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва); акт приема-передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства № 1 от 31 марта 2017 года, составленного представителями Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о передаче сети теплоснабжения по <адрес> (пункты 76,77); приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 28 апреля 2017 года № 1337 «О закреплении недвижимого имущества и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» с приложением № 2 перечня недвижимого имущества, пунктами 655, 663 которого закреплены за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России наружные системы теплоснабжения общежитий военного гарнизона 31 «И» по <адрес> без указания протяженности, диаметра и инвентарного номера тепловых сетей.

Также в составе указанной тарифной заявки ФГУП «ЦЖКУ» Минобороны России представило регулятору первичные бухгалтерские документы, отражающие факт хозяйственной деятельности организации, и содержащие сведения о нахождении на балансе предприятия тепловых сетей по ул. <адрес>, а именно: акт приема-передачи объектов нефинансовых активов от 03 июля 2017 № (наружная система теплоснабжения общежития по <адрес> инвентарная карточка учета нефинансовых активов от 10 августа 2021 года № ; акт приема-передачи объектов нефинансовых активов от 03 июля 2017 № (наружная система теплоснабжения общежития по ул. <адрес>); инвентарная карточка учета нефинансовых активов от 10 августа 2021 года №.

03 августа 2021 года на заседании коллегии службы по тарифам Астраханской области принято решение о продлении экспертизы материалов по установлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России тарифов на услуги по передачи тепловой энергии, теплоносителя на 2021 год, в том числе в связи с необходимостью установления границ балансовой принадлежности сетей, подключенных к домам по <адрес>.

В материалах тарифного дела в числе дополнительно представленных ООО «Астраханские тепловые сети» документов по запросу службы по тарифам Астраханской области представлена выписка из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 октября 2017 года на тепловую сеть по <адрес> (кадастровый номер ), а также акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон по ул. Латышева д.6 «в»; паспорт магистральной сети, утвержденный главным инженером ООО «Астраханские тепловые сети» от 01 июля 2016 года.

Согласно протоколу заседания коллегии от 03 сентября 2021 года № представленные документы не позволили экспертной группе сделать вывод о принадлежности тепловой сети по адресу: <адрес> ООО «Астраханские тепловые сети», не установлен потребитель и владелец тепловой сети, ведущей к дому по <адрес>».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно договору теплоснабжения №<адрес> от 04 марта 2021 года, заключенному между ООО «Астраханские тепловые сети» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, актам разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон границы, установлена ответственность ООО «Астраханские тепловые сети» за техническое состояние и обслуживание тепловой сети по адресу: <адрес> по цоколю здания. Ответственность за техническое состояние и обслуживание тепловой сети по ул. <адрес> от условной линии, проходящей между задвижками и ответными фланцами Т21-0, в сторону систем теплоснабжения общежития фактически не установлена, в акте указано, что тепловая сеть lсети=15 м не имеет собственника.

На основании приказов директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №535 и 25 марта 2021 года №646 общежития и тепловые сети по <адрес> переданы от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к ФГАУ «<данные изъяты>», что подтверждается актами приема-передачи от 3 марта 2021 года и 01 мая 2021 года. 22 октября 2021 года между ООО «Астраханские тепловая сети» и ФГАУ «Росжилкомплекс» заключен договор теплоснабжения, в котором установлена граница балансовой принадлежности.

При этом зона ответственности тепловых сетей по признаку собственности (владения) определены исходя из расположения точек поставки тепловой энергии и границ балансовой принадлежности тепловых сетей, определенных в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 №808, пунктом 50 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2018 №787.

В качестве подтверждения права собственности и основания его возникновения на тепловые сети по <адрес> ООО «Астраханские тепловые сети» представило выписку их ЕГРН в отношении объекта «Тепловая сеть магистральная в районе <адрес><адрес>» с кадастровым номером ; решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2017 года о признании права собственности на тепловые магистральные сети; определение Арбитражного суда Астраханской области от 29 августа 2006 года об утверждении мирового соглашения; документы о передаче тепловой сети в порядке правопреемства в связи с реорганизацией юридических лиц, технический паспорт с инвентарным номером 5-1-69 на теплосетевой комплекс «<данные изъяты>» (котельные, наружные тепловые сети), экспликация к плану тепловых сетей теплосетевого комплекса «<данные изъяты>» (литер Б) внутриквартальная тепловая сеть литер <адрес>, 1990 года ввода в эксплуатацию, 89 мм наружный диаметр трубы, протяженностью 26 метров.

Проанализировав представленные доказательства и сопоставив их с содержанием экспертного заключения, суд приходит к выводу, что экспертное заключение не содержит анализа представленных в ходе рассмотрения дела административным истцом документов, подтверждающих владение на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, распложенными по адресам: <адрес>

В судебном заседании свидетель ФИО12. пояснила, что право владения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России тепловыми сетями и их протяженность были установлены службой по тарифам Астраханской области только на основании анализа документов, приложенных к тарифной заявке, без учета судебных актов, актов приема-передачи, договоров и иных материалов, представленных ООО «Астраханские тепловые сети».

Владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения в силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» является условием наличия у организации статуса теплоснабжающей, необходимого в целях дальнейшего государственного регулирования ее производственной деятельности в указанной сфере.

Таким образом, органу регулирования при наличии сведений о других правообладателях спорных тепловых сетей надлежало проверить правоустанавливающие документы с учетом установленных действующим федеральным законодательством требований, провести их анализ, и запросить иные документы и материалы, которые, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).

Представленные в тарифный орган документы не подтверждают бесспорное право владения тепловыми сетями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта признакам, установленным в пункте 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, не отвечало, что свидетельствует о том, что постановление противоречит положениям статьей 2,7,8,13, 15, 16 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилам регулирования цен (тарифов), что является основанием для признания данного постановления недействующим.

Кроме того, при установлении тарифа регулятором не проверены документы о действительном количестве имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности, а также его состав и протяженность.

Как следует из материалов тарифного дела службой по тарифам Астраханской области учтена протяженность сетей по ул. <адрес> – 80 м., по <адрес> - 88 м.

Однако в представленных регулируемой организацией актах приема-передачи и инвентарных карточках учета нефинансовых активов не содержатся необходимые идентифицирующие признаки передаваемых в оперативное управление тепловых сетей.

Так, из пунктов 76 и 77 акта-приема передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства № 1 от 31 марта 2017 года протяженность тепловой сети составляет по ул. <адрес> - 80 м, по ул. <адрес>» - 88 м, диаметр не указан.

В инвентарных карточках тепловая сеть, расположенная по адресу: г.Астрахань, ул. <адрес> – 156 м, диаметр 89 м, по ул. Латышева<адрес>» - 40 м, диаметр 76 м. В акте приема-передачи объектов нефинансовых активов протяженность сети по ул. <адрес> не указана, протяженность тепловой сети по ул. <адрес> составляет 26 м, диаметр 76 м.

Согласно акту обследования от 17 ноября 2021 года, выполненного ООО «Астраханские тепловые сети», установлена протяженность тепловых сетей по ул. <адрес> – 15,2 м., по <адрес> - 15 м.

В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Целютин В.П. также подтвердил, что фактическая протяжённость тепловых сетей по ул. 1<адрес> и ул. <адрес> «в» не соответствует протяженности, указанной в представленных в службу документах – 80 м и 88 м.

При таких обстоятельствах, отсутствие законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности, а также несоответствие в представленных документах характеристики объектов тепловых сетей по протяженности и диаметру является основанием для признания недействующим оспариваемого постановления.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что постановлением службы по тарифам Астраханской области от 18 декабря 2020 года №159 для ООО «Астраханские тепловые сети» утвержден тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Астраханской области. Необходимая валовая выручка, принятая к учету при утверждении тарифа, включает в себя затраты на обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей, находящихся на балансе общества.

В составе тарифной заявки ООО «Астраханские тепловые сети» представило документы, подтверждающие право собственности на тепловые сети, в том числе по ул. <адрес> (том 4, л.д. 25-218).

Следовательно, принимая оспариваемое постановления от 03 сентября 2021 года № 23, орган регулирования установил тариф на производство и передачу тепловой энергии и теплоноситель для ООО «Астраханские тепловые сети» и тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ЦЖКУ» Минобороны России на одну и ту же сеть, что влечет нарушение прав потребителей, обязанных производить оплату услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя потребленных за период действия тарифов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца.

Доводы административного ответчика об отсутствии у тарифного органа полномочий по проверке законности соответствующих сделок основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм закона, поскольку тарифы подлежат установлению в отношении регулируемых организаций, то есть организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами, эксплуатируемыми для осуществления регулируемой деятельности.

Пунктами 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты

С учетом изложенного суд полагает, что постановление службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» следует признать недействующим с момента его принятия.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных во втором абзаце пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 4500 рублей в виде уплаченной при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины подлежат возмещению службой по тарифам Астраханской области.

В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании - Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области и на официальный интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» удовлетворить.

Признать постановление службы по тарифам Астраханской области от 03 сентября 2021 года № 23 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (ОГРН ) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя» недействующим со дня его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области и на Официальный интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Взыскать со службы по тарифам Астраханской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30 марта 2022 года

Судья Астраханского

областного суда