ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2021 от 31.03.2021 Таврического районного суда (Омская область)

УИД 55RS0033-01-2021-000416-75

Дело № 2а-244/2021

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Гартунг Н.И.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Обходской Т.В.,

с участием помощника прокурора Митиной Ю.А.

при секретаре Лукьяновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кандидата в депутаты Совета Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу Фоменко А.Н. к Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области о признании незаконными действий и бездействий Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области, обязании принятия мер в защиту чести и достоинства и репутации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

Фоменко А.Н. обратился в Таврический районный суд Омской области с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконными действия Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области по обнародованию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет Избирательной комиссии Омской области (www.omsk.vybory.izbirkom.ru) в разделе «Сведения о проводимых выборах и референдумах» «Сведения о кандидатах» «Данные кандидатов», «Общие сведения» о кандидате Фоменко А.Н. в п.9 «Сведения о судимости» сведения о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ, зарегистрированного кандидата Фоменко А.Н. на дополнительных выборах депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , которые состояться ДД.ММ.ГГГГ.

-признать незаконными бездействия Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области в принятии мер по защите чести достоинства и репутации кандидата Фоменко А.Н. в связи с обнародованием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет Избирательной комиссии Омской области (www.omsk.vybory.izbirkom.ru) в разделе «Сведения о проводимых выборах и референдумах» «Сведения о кандидатах» «Данные кандидатов», «Общие сведения» о кандидате Фоменко А.Н. в п.9 «Сведения о судимости» сведения о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ, зарегистрированного кандидата Фоменко А.Н. на дополнительных выборах депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , которые назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

- обязать Территориальную Избирательную комиссию по Таврическому району Омской области принять незамедлительно до окончания агитационного периода меры в защиту чести, достоинства и репутации кандидата Фоменко А.Н. путем опубликования Территориальной Избирательной комиссией по Таврическому району Омской области опровержения размещенных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет Избирательной комиссии Омской области (www.omsk.vybory.izbirkom.ru) сведений о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ, зарегистрированного кандидата Фоменко А.Н., с принесением официальных извинений:

- на официальном сайте в сети «Интернет» Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области (http://tavrich.omskportal.ru/omsu/tavrich-3-52-253-1/etc/TIK)- со дня вынесения решения судом и по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

- в ближайшем номере газеты Таврического района Омской области «Таврические новости»- не далее 5-й полосы газеты, шрифтом идентичным основному.

Содержание опровержения согласовать с кандидатом Фоменко А.Н.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области от ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу . В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет Избирательной комиссии Омской области (www.omsk.vybory.izbirkom.ru) в разделе «Сведения о приводимых выборах и референдумах» «Сведения о кандидатах» «Данные кандидатов», «Общие сведения» о кандидате Фоменко А.Н. в п.9 «Сведения о судимости» размещены сведения о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ, зарегистрированного кандидата Фоменко А.Н. на дополнительных выборах депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , которые назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ему были предложены для согласования образцы бюллетеня для голосования и информационного листка кандидата Фоменко А.Н., в которых также содержалась информация о наличии судимости по ч. 1 ст. 264 УК РФ. Данные документы им не были согласованы, запрошена справка о судимостях. В данной справке содержится информация о привлечении к уголовной ответственности по ч.1 ст. 264 УК, уголовное дело прекращено СО по ДТП г. Омска по п.4 ст. 5 УПК РСФСР. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление в Территориальную Избирательную комиссию по Таврическому району Омской области, с требованием удалить указанную информацию с сайта. ДД.ММ.ГГГГ указанная информация была удалена с сайта, из бюллетеня для голосования и информационного листка кандидата Фоменко А.Н.. ДД.ММ.ГГГГ им было подано дополнительное заявление в Территориальную Избирательную комиссию по Таврическому району Омской области с требованием об опубликовании извинения на сайте и в газете «Таврические новости», в котором указал текст извинения, до настоящего времени указанные требования выполнены не были. Считает, что опубликование на официальном сайте в течении 3-х недель недостоверных сведений о судимости, способны нанести ущерб чести, достоинству и репутации кандидата, создавая негативное мнение о нем, что может повлиять на результаты голосования. Также нарушены права избирателей, имеющих право на достоверную и объективную информацию о кандидатах. Досрочное голосование начинается ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Фоменко А.Н. заявленные требования поддержал, указал, что действительно им в 1999 году было совершено ДТП, возбуждалось уголовное дело, но оно было прекращено в связи с изданием акта амнистии, судебного решения по данному делу не выносили. Факт наличия второй судимости не оспаривал. Настаивал на удовлетворении исковых требований, так как нанесен ущерб его репутации, указал, что текст извинения должен быть изложен в следующей редакции «Территориальная Избирательная комиссия по Таврическому району Омской области приносит свои извинения зарегистрированному кандидату Фоменко А.Н. по дополнительным выборам ДД.ММ.ГГГГ депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу , а также избирателям Любомировского сельского поселения в связи с ошибочным опубликованием на официальном сайте Избирательной комиссии Омской области в разделе «Сведения о приводящихся выборах и референдумах» сведений о судимости кандидата Фоменко А.Н. по ч.1 ст. 264 УК РФ»

Председатель ТИК по Таврическому району Омской области Максимов А.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что Фоменко А.Н. был зарегистрирован в качестве кандидата, после проведения проверки и получения информации в отношении него были внесены сведения в ГАС «Выборы», в том числе и сведения о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ, какой либо информации на сайт они не выставляли, она автоматически выгружается в систему. После получения заявления Фоменко А.Н. и согласования с правовым отделом, информация о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ была немедленно удалена из ГАС «Выборы» и следовательно автоматически с сайта. Также указанная информация была удалена из бюллетеня и информационного листа. Законом не предусмотрено размещения извинений, как на официальном сайте, так и в печатной продукции, так как это может нарушить равенство кандидатов. Указал, что самостоятельно на сайте (http://tavrich.omskportal.ru/omsu/tavrich-3-52-253-1/etc/TIK)- они разместят сведения о допущенной ошибке, но для этого не требуется вынесения решения. Просил в удовлетворении иска отказать.

Помощник прокурора Митина Ю.А. в судебном заседании просила оставить административное исковое заявление без удовлетворения, так как какой-либо недостоверной информации о кандидате размещено не было, административный истец не отрицал факт совершения противоправного деяния и возбуждения уголовного дела по ч.1 ст. 264 УК РФ. Кроме того после его обращения вся информация была удалена с официального сайта. Действующим избирательным законодательством не предусмотрено принесения извинений.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного ли на участие в референдуме.

В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Омской области, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и Закона Омской области от 7 июля 2003 года N 456-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления Омской области"

Выборы депутатов муниципальных советов муниципальных образований Омской области согласно пункту 1 статьи 5 Закона Омской области от 7 июля 2003 года N 456-ОЗ назначаются Советом муниципального района Омской области.

Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

Решением Совета Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Срок подачи документов был определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> от кандидата Фоменко А.Н. приняты документы для регистрации в качестве депутата в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии. Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в Совет Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу Фоменко А.Н. указал, что имеет судимость от ДД.ММ.ГГГГ без указания статей УК РФ.

Согласно справке Информационного центра ОМВД России по Таврическому району Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фоменко А.Н. имеются следующие сведения: привлекался к уголовной ответственности дважды: по ч.1 ст. 264 УК РФ, уголовное дела прекращено ДД.ММ.ГГГГ по п.4 ст.5 УПК РФ (вследствие акта амнистии). По ч.3 ст.30 ч.2 ст. 167 УК РФ и ст. 319 УК РФ осужден ДД.ММ.ГГГГ Таврическим районным судом к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год, штрафом 10 000 рублей (по ст. 319 УК РФ), судимость снята и погашена.

Решением Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области от ДД.ММ.ГГГГФоменко А.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты. О чем ему выдано удостоверение. Сведения о его регистрации в качестве кандидата были внесены в ГАС «Выборы» и размещены на сайте.

ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 01 минута Фоменко А.Н. обратился с заявлением, в котором просил устранить нарушения, а именно внести в избирательный бюллетень в сведения о кандидате информацию о погашении судимости и дате её погашения по ч.2 ст.167 УК РФ и ст. 319 УК РФ, а так же наименование статей УК РФ, на основании которых был осужден кандидат, удалить опубликованную на официальном сайте в сети Интернет Избирательной комиссии Омской области (www.omsk.vybory.izbirkom.ru) в разделе «Сведения о приводящихся выборах и референдумах» «Сведения о кандидатах» «Данные кандидатов», «Общие сведения» о кандидате Фоменко А.Н. в п.9 «Сведения о судимости» сведения о судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ сведения о судимости на официальном сайте в сети Интернет Избирательной комиссии Омской области (www.omsk.vybory.izbirkom.ru) в разделе «Сведения о приводящихся выборах и референдумах» «Сведения о кандидатах» «Данные кандидатов», «Общие сведения» о кандидате Фоменко А.Н. по ч.1 ст. 264 УК РФ были удалены, что сторонами не оспаривается.

Остальные требования были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы, о чем заявителю был дан ответ.

Также были устранены нарушения в информации внесенной в избирательный бюллетень и информационный лист в части указания судимости по ч.1 ст. 264 УК РФ, что также не оспаривается сторонами.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения административного заявления, так как подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что сведения о судимости кандидата - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Вместе с тем понятие "сведения о судимости кандидата", используемое в избирательном законодательстве, не может совпадать и не совпадает с понятием "судимость", которое имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

В Законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ федеральный законодатель определяет понятие "сведения о судимости кандидата" как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (подпункт 58 статьи 2), а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1 статьи 33).

По смыслу статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации признал, что необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды.

Поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии.

Согласно пункту 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, действующего на дату вынесения в отношении Фоменко А.Н. постановления, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц. Освобождение от уголовной ответственности не равнозначно оправданию лица, признанию его невиновным в совершении преступления. В данном случае закон исходит из факта совершения лицом уголовно наказуемого деяния, поэтому предусмотренные законом основания освобождения от уголовной ответственности не являются реабилитирующими.

По смыслу ч. 1 ст. 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действия (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, после обращения Фоменко А.Н. с заявлением на следующий день были устранены указанные в заявлении нарушения, внесены исправления как в бюллетень, так и информационный лист, данные документы были согласованны с кандидатом о чем имеется соответствующая подпись, также удалена некорректная информация о судимости размещенная на сайте. При этом в судебном заседании административный истец не отрицал факта привлечения к уголовной ответственности и прекращения в отношении него производства по уголовному делу по не реабилитирующим основаниям.

Избирательное законодательство не содержит норм о принесении извинений со стороны избирательной комиссии и порядок их публикации, кроме того нарушения были устранены до обращения административного истца в суд, кандидат был зарегистрирован в установленном порядке, включен в избирательный бюллетень, вся информация о кандидате была согласованна с ним. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-186 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении Административного искового заявления Кандидата в депутаты Совета Таврического муниципального района Омской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу Фоменко А.Н. к Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области о признании незаконными действий и бездействий Территориальной Избирательной комиссии по Таврическому району Омской области, обязании принятия мер в защиту чести и достоинства и репутации кандидата, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Таврический районный суд Омской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения (ч. 1 ст. 186, ч. 1 ст. 297, ч. 3 ст. 298 КАС РФ).

Мотивированное решение изготовлено 31.03.2021 года

Судья: Н.И. Гартунг